Глава IV

РОЛЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ПСИХИКИ

 

§ 1. Труд по коллективному самообслуживанию

Большое значение для развития психики слепоглухо­немых имеет общественно значимый труд, направленный не только на самообслуживание самого воспитанника, но нужный также и его товарищам. В этом труде вырабатывается первое понимание общности труда при разделенности операции: я обслуживаю не только себя, но и других, а другие обслуживают и меня. Этот труд часто осуществляется коллективно, и в нем вырабатывается уме­ние сочетать свою деятельность с обшей задачей. И индивидуальный труд оценивается с точки зрения его зна-

[164]

чимости для общего труда. Тут уже возникают зачатки осознания себя как члена какого-то коллектива.

Фаниль С., умевший работать молотком и гвоздями, делал ящички не только для себя, но и для всей группы! В этих ящичках хранились учебные пособия. Учились ему помогать Витя К. и Валя П. Они чинили поломанную мебель не только для себя, но и для других.

В швейной и столярной мастерских они также обуча­лись чинить и делать вещи не только для себя, но и для других. В швейной мастерской мальчики обучались штопать чулки, пришивать пуговицы, гладить. Вите было трудно овладеть этими навыками, так как он излишне подвижен и неусидчив. Валя с трудом усваивал эти навыки из-за двигательных нарушений. Фаниль все это делал без особых затруднений. Фаниль стал учиться шить на ручной швейной машинке. Научился подшивать носовые платки так называемым подрубочным швом. Швейную машинку он научился самостоятельно заправлять, наматывать нитки на шпульку и вставлять ее в гнездо. Через полгода после поступления в детский дом Фаниль стал обучаться работать в столярной мастерской. Кое-какие навыки труда ему были привиты еще дома. Он без особого труда научился строгать доски, пилил ножовкой и пилой. В первый же месяц занятий в столярной мастерской он изготовил кормушку для птиц, ящик для рассады, чинил мебель: стул, стол. Для обработки готовых изделий научился пользоваться наждачной бумагой, с ко­торой раньше не был знаком.

К концу первого учебного года подключился к работе в столярной мастерской и Витя. Он научился собирать из готовых деталей несложные деревянные предметы, так он собрал грабли. Обучился пилить: по трафарету выпилил круг из фанеры для корзины.

Слепоглухонемые воспитанники привлекаются и к участию в различного рода коллективном труде. Они убирают двор, зимой чистят снег, скалывают лед на участке, весной копают огород, поливают грядки, ухаживают за животными, которые находятся в особом домике во дворе.

Виды работ, которые делают ученики, разные: одни — легкие, другие — потруднее. Одни работы воспитанники выполняют охотно, другие — с меньшей охотой, а что-то им делать и вовсе не приятно. В связи с этим бывают и некоторые конфликты. Рассмотрим пример уча-

[165]

стия ребят в общем труде в группе, куда входят ученики Витя К., Володя Т. и Толя Ч. О Вите К. и Володе Т. мы уже говорили. Толя Ч. был включен в эту группу позже.

Витя, Володя и Толя .к разным видам работы относились по-разному. Витя К. очень подвижный, как говорят воспитатели, «неуемный» мальчик, всегда и всюду торопящийся, любит работы, связанные с быстрыми движениями: с удовольствием, широко размахивая лопатой и небольшим ломом, раскалывал лед, накладывал в тачку и почти бегом отвозил в сторону. Вова Т. проявил большой интерес к живому уголку, он с удовольствием рвал траву и кормил кроликов и, держа руку на их спинках, подолгу наблюдал, как они едят. Толе Ч., флегматичному, малоподвижному мальчику, нравятся только такие виды (ручного труда, занимаясь которыми можно сидеть неподвижно. Особенно он не любит возиться с животными. Однажды, когда пришла его очередь ухаживать за кроликами в живом уголке, он отказался их кормить.

К этому времени воспитанники уже должны были уметь подчинять свои желания справедливой необходимости. К этому надо приучать, создавая определенные ситуации, когда ученику приходится выполнять работу, отказываясь от других, может быть и более приятных в эту минуту для него, занятий. Чаще всего ребята понимают это, как только им удается объяснить необходимость выполнения обязанности. Если кто-нибудь отказывается выполнить нужное, он встречает осуждение своих товарищей. Толя Ч. в данном случае отмахнулся от товарищей, которые ему объясняли, что подошла его очередь кормить кроликов, не захотел он выполнить эту работу и по требованию педагога, указав на Вову Т.: пусть, мол, он кормит кроликов. Таким образом, мальчик не пожелал выполнить предложенную ему работу, пытаясь передать ее своему товарищу. Не помогло также и то, что ему показали, что кролики будут голодными и, если их не кормить, они погибнут. Он упорно отказывался от работы. Тогда Толю оставили в покое. Целый час он сидел один, в то время как другие ребята работали, и каждый из них время от времени подходил к нему и выра­жал ему свое осуждение.

Вынужденное бездействие и одиночество в то время, как его товарищи работали, и их осуждение подейство­вали на Толю таким образом, что после этого он уже не

[166]

пытался отказываться от работы, выполнять  которую приходила его очередь.

Большую по объему работу эта группа воспитанников провела, готовясь к празднику 1 Мая. После беседы о празднике педагог вместе с ребятами решили хорошо убрать и украсить класс. Было решено помыть стены и 4 дверь, протереть окна, учебные пособия, парты, столы, шкафы, стулья, навести порядок в шкафах, натереть пол. Работа предстояла большая. Ребятам объяснили, что один человек со всей работой не справится, один человек, например, не может отодвинуть шкаф, чтобы за ним вымыть стену, протереть заднюю стенку шкафа и подмести и натереть пол. Необходимо работать вместе — так будет быстрее и легче. Ученики это поняли, вместе с педагогом распределили обязанности и с большим подъемом работали, попеременно выполняя то одни, то другие задания. Педагог помогал им, направляя и подсказывая, что делать. После окончания работы ребята «осмотрели» результаты своего труда, из коридора они приглашали других воспитанников полюбоваться их делом. Они гордились чистотой и наведенным в классе порядком.

На таких и подобных видах практической работы формировалось осознание необходимости совместной работы, понимание необходимости выполнения различных обязанностей в общем деле, т. е. разделения труда, понимание общего результата работы, складывающегося из отдельных дел.

 

§ 2. Производительный труд

При достижении шестнадцатилетнего возраста слепо­глухонемые воспитанники при условии их физической и психической готовности начинают обучаться профессиональному труду. В условиях детского дома профессиональный труд так же, как предшествующие ему виды труда (по самообслуживанию, по групповому самообслуживанию, ручной труд, учебный труд в мастерских), служит воспитательным задачам. Обычно, анализируя труд в специальной школе, отмечают его значение для совершенствования речи, развития движений, восприятия, памяти, воображения, мышления. Все это правильно, но недостаточно. Можно даже сказать, что в такой характеристике значения труда упускается его главная функ-

[167]

ция в развитии учащегося. Обучение труду и практическое участие в труде являются единственно правильным путем формирования полноценной личности. Именно в труде формируется осознание своего положения в системе межчеловеческих отношений, через труд усваивается оценка себя через отношение других. В труде происходит формирование важнейших сущностных человеческих черт. Если в историческом аспекте человек, создавая формы труда, создавал себя, делал себя человеком, то в известном смысле можно сказать, что и в процессе онтогенетического развития, осваивая формы трудовой деятельности, человек каждый раз ,как бы создает себя заново. Также важно и то, что через труд, через личное уча­стие в нем формируется правильное отражение общественных отношений и уже через призму этих отношений более глубоко и адекватно познается мир очеловеченных трудом вещей.

Планирование своей деятельности, предвидение ее результатов — то, что в процессе соблюдения режима было лишь в зачаточном состоянии у ребенка, находит свое качественно новое развитие в труде, который невозможен без предварительного представления результата трудовой деятельности.

Опыт трудового обучения слепоглухонемых показал, что они успешно не только овладевают приемами работы с инструментами ручного труда (молотком, отверткой, клещами, лобзиком, кусачками, рубанком и т. д.), но и обучаются работать, используя различного вида механическое оборудование, на котором имеются специальные приспособления, обеспечивающие безопасность работы для незрячих. Учащиеся, лишенные всяких остатков слуха и зрения, овладевали приемами работы и самостоятельно могли работать на циркулярной пиле, оборудованной не­сложным специальным приспособлением, изготовленным инструктором по труду Д. П. Андриановым. Воспитанники, имеющие остаточное зрение остротой в 0,03, хорошо справлялись с работой на сверлильном станке, самостоятельно меняя сверла при сверлении отверстий разного диаметра. Слепоглухонемые воспитанники, не имеющие никаких остатков зрения и слуха, обучались самостоятельно работать на швейных машинках, шить постельное белье и несложные виды одежды: нижние сорочки, тру­сы, плавки и др. А девочки с остатками зрения (острота

[168]

зрения 0,03) под руководством инструктора по швейному делу Ю. И. Егоркиной овладели и навыками раскроя тканей и пошивом верхнего платья.

Загорский детский дом для слепоглухонемых связал­ся с местным учебно-производственным предприятием (УПП) Всероссийского общества слепых, которое выде­лило специальное оборудование и сырье для изготовления английских булавок. Почти все воспитанники, достигшие шестнадцатилетнего возраста, оформляются рабочими на УПП, проходят в детском доме специальное обучение на всех видах станков, изготовляющих булав­ки, сдают готовую продукцию и получают зарплату. Участие в производительном труде для воспитанников имеет огромное значение: преодолевается чувство неполноцен­ности, беспомощности, бесполезности. Учащиеся знают, что они, как и все, участвуют в общем труде. На заработанные деньги они покупают себе часы, брайлевские и плоскопечатные пишущие машинки, которыми пользуются дома во время каникул, понравившуюся им одежду и т. д. Некоторые воспитанники помогают родным, оплачивая дорогу при дальних поездках домой на каникулы.

Например, Фаниль С., овладев к началу четвертого года обучения всеми операциями по изготовлению булавок, стал работать систематически. От инструктора по труду он получал заготовки: шихту и металлические пластинки для головок булавки. Потом на одном станке он закручивал шихту, на другом — штамповал головки, на третьем — запрессовывал головки булавок. Готовые булавки взвешивались и сдавались в УПП. Два раза в месяц ученик вместе с педагогом ходили получать заработанные деньги. Получив деньги, заходили в магазин и покупали какую-нибудь вещь, необходимую или просто понравившуюся ученику. Остальные деньги откладывали на сберкнижку. Фаниль понял, что за свой труд он получает деньги, понял и назначение денег. Он гордился тем, что работает. В середине четвертого года обучения к нему приехал отец, чтобы взять сына на зимние каникулы домой. До этого отец более года не видел Фаниля, так как не мог приехать из-за болезни. А теперь, увидев сына, был потрясен происшедшими с ним переменами, начиная с того, что сын ему устно сказал: «Здравствуй, папа» (к этому времени его уже обучили говорить отдельные слова и несложные фразы).

[169]

Угостив товарищей по группе Витю и Валю привезенными отцом гостинцами, Фаниль взял отца за руку, повел его наверх и, не торопясь, проверяя, смотрит ли отец, подробно, последовательно показал ему все операции своей работы сначала на одном станке, потом на втором и, наконец, на третьем. Изготовленную на глазах у отца булавку сын подарил ему, пристегнув ее к пиджаку. Уверившись, что отец все понял, он привел его за руку вниз, в комнату, где он жил со своими одноклассниками. Отодвинув рукав пиджака, Фаниль поднес к лицу отца свою руку с часами, нажал кнопку, крышка часов открылась, осторожными движениями указательного пальца мальчик нащупал стрелки и специальными жестами сказал отцу, который был час. Он жестами показал отцу, что сам рабо­тал, сам получил деньги и сам купил часы. Достал   из тумбочки меховые перчатки и вновь показал отцу, что он сам их купил. Потом все вместе: Фаниль с отцом, учительница и двое других учеников (для них это был предметный урок) — пошли в сберкассу, взяли со   сберегательной книжки сто рублей. Фаниль их сам сосчитал и передал отцу, сказав голосом: «Деньги на билеты». Отец заплакал. Вернувшись в детский дом, Фаниль собрал свой чемодан, положив туда, в первую очередь брайлевскую бумагу, письменный прибор, брайлевский грифель, рельефную книгу для чтения, сказал каждому в отдельности: «До свидания, поехал домой» — учительнице устно, своим товарищам дактильно. И уже со двора, что-то вспомнив, вернулся к себе в комнату — оказалось, он за­был взять зубную щетку, порошок, мыло. Все это он по­ложил в чемодан. Товарищи по группе проводили его до поезда (это для них также был предметный урок) и попрощались с ним. Дома во время каникул Фаниль также был занят трудом — помогал родителям по хозяйству, но теперь он находил время читать, писать дневник, переписываться со своими учителями. Процесс овладения им средствами общения мы будем рассматривать в следующей книге (краткая история  развития   этого  ученика описана на с. 216—220).

Учащиея, оформленные рабочими УПП, работали на станках по изготовлению булавок в среднем 2 часа в день (за исключением воскресенья). Учебный труд в швейной и столярной мастерских занимал от 2 до 5 учебных часов в неделю, в зависимости от целей воспи-

[170]

тательной работы и физических возможностей воспитанников. Учебный труд, имеющий целью овладение отдельными навыками ручного труда, формирование умения работать на механических приспособлениях, владение инструментами, строился так, чтобы в результате получались предметы, имеющие практическое значение. Опишем здесь, чем занимались разные учащиеся на уроках учебного труда в одну из четвертей учебного года.

Толя Ч. и Алик К. сделали два игрушечных стульчика и передали их в группу малышей. Отремонтировали с помощью инструктора детский стул, изготовили кормушку для птиц и ящик для картотеки в библиотеку, начали заготовку материалов для настольной игры «Бильярд-ри­кошет». Изготовляя все эти предметы, ребята освоили сверление на вертикальном электрическом сверлильном станке, научились распиловке дощечек на планки на циркулярной электрической пиле (разумеется, с использованием предохранительного приспособления).

Михаил Н. закончил изготовление сборно-разборного домика для малышей. Освоил сверление на вертикальном сверлильном станке.

Миша Ф. овладел процессом выпиливания из фанеры. По образцу выпилил курицу, собаку, петушка, которые должны служить наглядными пособиями.

Владислав Т., Владлен П., Саня Ч. смонтировали стеллаж в кладовой завхоза, сделали стол для работы по изготовлению булавок, научились распиливать дощечки на планки на циркулярной пиле, разметку и долбление отверстий на бруске, сверление.

Алексей Б. и Сережа Б. отремонтировали стул, тумбочку и раздевальный шкафчик для малышей, усвоив навыки работы с отверткой, сверловку.

Вася У, под руководством инструктора закончил изготовление качалки для малышей. Хорошо освоил процесс строгания по плоскости под угольник и рейсмус. Ему еще никак не удается выпиливание из фанеры.

Юра Л. и Сергей С. делали макет большой ракеты (размер около 2 м) с иллюминаторами, с сиденьями внутри для космонавтов и пр.

С ребятами были проведены экскурсии на деревообделочные предприятия, где учащиеся познакомились с тем, как работают с деревом взрослые мастера и что они изготовляют.

[171]

В столярной мастерской под руководством инструк­тора ребята изготовляют наглядные пособия. Так, был .изготовлен макет магазина, макет города с улицами и площадью, с транспортом и людьми. Учащиеся выпилили из фанеры силуэты многих животных и предметов домашнего и школьного обихода, изготовили много объемных фигур. Вася У., Александр С. и Борис Г. за полгода изготовили большую рельефную карту Советского Союза. Сергей С. и Юра Л. выполнили и усовершенствовали в некоторых деталях обучающую машину конструкции С. И. Сауловой (1968, 1969).

В швейной мастерской девочки работают от 2 до 8 часов в неделю, в зависимости от воспитательных целей, возраста и здоровья. Здесь ученицы изготовляют некоторые виды белья, одежды для себя, для воспитанников других групп, для кукол. Приведем примеры работы девочек с разной, подготовкой в швейной мастерской за одно полугодие.

Таня С., Инна А., Яна К., Зана С. учились делать ручные швы. Осваивая эту операцию, они шили белье для кукол: трусы, сорочки, платья, фартуки. Таня за 22 учеб­ных часа сшила платье и фартук для куклы, Инна за то же время сшила нижнюю сорочку и кукольные трусики, а Зана — кофточку. Яне по указанию глазного врача не разрешено пользоваться остаточным зрением во время шитья, она переходит на ручную ориентировку при шитье. Пока она осваивает только ручные швы, сшивая прямые .кусочки материи.

Галя Р. и Мара Л. работали по одной программе и за полгода сшили блузку, жилет для малышей и одни шаровары. Оля Ш. сшила пояс для чулок, 5 трусов. Лида А. училась шить трусы и блузки. Научилась полностью самостоятельно шить трусы; блузку может сшить пока только с показом инструктора.

Ната Ч. и Анна П. обучались шить пояс для чулок и трусы. Ната за 33 учебных часа сшила самостоятельно 5 трусов и 1 пояс для чулок. Анна за то же время сшила одни трусы и пояс, но работу выполнила недостаточно хорошо.

Наташа К. за одно полугодие научилась кроить и шить летний сарафан с кофточкой. За 58 учебных часов она сшила сарафан с кофточкой и купальный костюм. Валя Б. научилась кроить и шить летние платья для де-

[172] 

Рис. 35. Воспитанник учится ухаживать за животными.

Рис. 36. Девочки кормят рыбок.

 

вочек из младшей группы и шаровары для мальчиков. За 45 учебных часов она отлично сшила 2 платья и 3 па­ры шаровар. Надя К. научилась кроить и шить летнюю блузку и платье из шелка. За 45 часов работы она сшила платье из шелка и блузку. Тома Б. научилась кроить только при помощи инструктора, но она хорошо овладела шитьем ночных сорочек сложного фасона и платья.

Лия В. и Наталия Ш. проходили профессиональную подготовку. В течение одного полугодия учебного года изучали кройку и пошив шерстяных платьев для младших девочек, детских фартучков, детских панам и ночных сорочек. Ввиду возникшей необходимости в пошиве стеллажных и оконных занавесок и шаровар для мальчи­ков первоначальный план на полугодие был несколько изменен. Лия В. за 87 часов сшила 1 детских платьев, 9 занавесок и 3 пары шаровар. Наталия Ш. за 66 часов сшила 10 трусикоц и купальный костюм.

Когда слепоглухонемой овладевает навыками профес­сионального труда, который по своему характеру является разделенным (один учащийся, работая на своем станке, осуществляет операцию гибки корпуса булавки, другой на другом станке делает головки булавок, третий запрессовывает головку с корпусом), он, специализируясь на выполнении одной операции, теряет ее связь с целостным предметом труда. Это противоречие между все уве­личивающейся специализацией трудовой операции с окончательным результатом коллективного труда разрешает -

[173]

 

Рис. 37. Воспитанницы в швейной мастерской.

Рис. 38. Мальчики тоже учатся шить.

 

ся изучением всего комплекса операций. Слепоглухонемой учащийся последовательно овладевает всеми отдельными операциями и осознает роль каждой из операций в общем процессе производства данной вещи. Систематически воспитанники меняются операциями, проходя по всему циклу производства. Это несколько снижает производительность труда, но зато не превращает труд в однообразно повторяющуюся, малоосмысленную автоматическую операцию.

В воспитательных целях важно периодически менять виды труда слепоглухонемых учащихся. Многие воспитанники достигли такого уровня развития, что могут научиться почти любому виду труда, практикуемому в

[174]

Рис. 39. Все воспитанники обучаются изготовлению английских булавок на специальных станочках.

Рис. 40. Специальные приспособления делают безопасной работу в столярной мастерской.

 

УПП ВОС. Единственным препятствием этому сейчас являются организационные трудности: в УПП мал выбор видов работы.

При обучении слепоглухонемого все более и более «взрослым» видам труда появляется и нарастает противоречие между характером деятельности и отношением ее к потребностям. Если сначала доступная для ребенка трудовая деятельность в период формирования у него навыков самообслуживания прямо и непосредственно свя­зана с удовлетворением простейших его потребностей, то уже при переходе к коллективному самообслуживанию эта связь не столь очевидна. А по мере овладения формами разделенного труда непосредственная связь кон­кретной деятельности с потребностями организма утрачи-

[175]

 

Рис. 41. Навыками работы на сверлильном станке овладевают только старшие воспитанники.

Рис. 42. Мебель для малышей чинят старшие ученики.


вается. Эта связь становится все более и более опосредствованной и в конце концов осуществляется посредством такой меры труда, как деньги. Понимание денег как меры труда и осознание связи своего труда с возможностью удовлетворять свои потребности, используя деньги, является необходимым условием практического познания существующих общественных отношений.

Противоречие между характером труда и потребно-

[176]

стями организма, при котором конкретная трудовая деятельность все более и более отдаляется от потребностей организма, разрешается тем, что по мере овладения высокоразвитыми формами труда формируются и развиваются все более и более личностные формы потребностей (социальные, усвоенные индивидом). Личностные потребности надстраиваются над органическими, превалируют над ними. Так возникает, в частности, потребность трудиться на пользу общества как важнейшая черта коммунистического труда — «труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 40, с. 315).

Сайт создан в системе uCoz