Глава II

СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ (основные предметы)

 

На школьном этапе обучения слепоглухонемые учащиеся овладевают словесным языком, общеобразовательными знаниями и навыками работы в одной из мастерских.

Обучение воспитанников на школьном этапе ведется на основе материалов и программ обучения по речевому развитию, предметным урокам, математике, труду, физическому воспитанию (см.: «Материалы к программе»,

[199]

1963), разработанных лабораторией обучения и воспитания слепоглухонемых детей Института дефектологии АПН СССР.

Материалы к программам составлены с расчетом на обучение детей, получивших подготовительное воспитание в детском доме для слепоглухонемых или в условиях семьи. В программах предусматривается девятилетний срок обучения, в течение которого воспитанники овладевают словесным языком, получают общеобразовательную подготовку в объеме начальной школы, физическую и трудовую подготовку, дающую возможность перехода к обучению одному из видов профессионального труда.

Учебные занятия проводятся не только в утренние часы, часть их переносится на время после дневной прогулки и на вечер. Многие уроки, особенно предметные, проводятся в форме экскурсий и прогулок.

Рассмотрим основное содержание материалов к программам обучения слепоглухонемых по речевому развитию, по предметным урокам и по арифметике.

 

Речевое развитие1

Чрезвычайно важным в обучении слепоглухонемого ребенка является овладение им средствами общения. Первыми специальными средствами общения для него являются жесты. Жестами ребенок обозначает предметы, их функции, действия, элементы поведения. Овладение жестами — необходимый этап речевого развития ребенка.

Следующий (за жестами) этап усвоения средств об­щения — формирование у ребенка словесной речи. Словесная речь в дактильной форме является надстройкой над жестовой речью, возникает внутри нее как ее вариант, а в дальнейшем развивается в самостоятельную и доминирующую форму речи.

Происходит это таким путем. Жесты, обозначающие хорошо знакомые и часто встречаемые в быту предметы, заменяются пальцевыми словами. Для ребенка эти обозначения также являются жестами, но только жестами другой конфигурации. Жестом ему показывается, что

 

1 Над составлением материалов к программе по речевому развитию под руководством автора работала Р. А. Мареева.

[200]

данный предмет можно обозначать по-другому. В дальнейшем он обозначает предмет, показанный ему, новым для него жестом, даже и не подозревая, что уже владеет словом, составленным из букв, так, как зряче-слышащий ребенок, научившийся говорить на втором году жизни, не знает, что он говорит побуквенными словами.

Обучение словесному языку начинается не с букв, а со слов, и не просто со слов, а со слов в системе связного смыслового текста. Смысловым контекстом первых слов являются жесты. Первые дактильные слова включены в рассказ, осуществляемый средствами мимики. Тут слова выступают на правах жестов.

Лишь после усвоения нескольких десятков слов, обозначающих конкретные предметы, ребенку дается дактильный алфавит, которым практически он уже владеет. После дактильного алфавита ребенку можно дать любое слово, соотнеся его с соответствующим жестом и предметом.

Заучивание букв дактильного алфавита имеет также огромное значение потому, что ребенок в процессе этого заучивания обучается восприятию дактильных букв с руки учителя.

После прочного заучивания дактильного алфавита ребенку дается точечное (брайлевское) обозначение букв. Каждая брайлевская буква связывается с уже известным ребенку пальцевым обозначением буквы.

Пальцевая «артикуляция» и точечное изображение букв должны быть у ребенка безукоризненными и совершенными. Для совершенствования в этом подбирается специальный словарь в два-три десятка слов, обозначающих хорошо известные ребенку предметы. Этот же словарь в дальнейшем используется для усвоения самого важного в словесном языке — грамматического строя.

Необходимо отметить, что ребенок в процессе обучения овладевает грамматическим строем практически, а не изучает грамматику. Аналогичным способом овладевает языком и нормальный, зряче-слышащий ребенок, который уже в два-три года практически владеет языком, естественно, не зная грамматики.

Для усвоения грамматического строя словесного языка особенно важна письменная речь: чтение и письмо. Сначала учитель обучает учащегося читать и писать текст, состоящий из простых нераспространенных пред-

[201]

ложений, описывающих действия с предметом. Потом тексты усложняются за счет введения простых распространенных предложений.

Слова и словосочетания, все грамматические категории в связном логическом тексте, рассказывающем о событии, известном ребенку, усваиваются им, накладываясь на систему образно-действенного отражения этого события. При этом строго соблюдается условие, чтобы каждому новому слову, каждой новой грамматической категории соответствовало непосредственное образное знание того, что обозначается этим словом или грамматической формой.

Для безошибочного усвоения языка разработана система параллельных текстов: учебных, даваемых учителем, и «спонтанных», самостоятельно сочиняемых учащимися.

В учебные тексты постепенно вводятся новые слова и новые грамматические категории. Сочиняя свой текст, описывая знакомое ему событие, учащийся ис­пользует данные в учебном тексте новые формы и уже на «своем» материале закрепляет их.

Огромное значение в обучении слепоглухонемого имеет чтение. Постепенное подведение ребенка к чтению брайлевской литературы и привитие любви и привычки к чтению художественной и научно-популярной литературы являются решающим фактором, обеспечивающим сколь угодно высокое развитие его в процессе самообразова­ния.

Вместе с усвоением элементов повествовательной ре­чи ведется работа по развитию разговорной речи (в дактильной форме), сначала в виде простых побудительных предложений, а в дальнейшем и более сложных.

Низкий уровень первоначального владения словесной речью не должен искусственно ограничивать общение ребенка, так как это неизбежно приведет к задержке его общего развития. Необходимо, особенно в первый период обучения, использовать жестовую форму общения.

Устная (звуковая) речь для слепоглухонемых не является средством обучения, она — один из предметов изучения. Занятия по устной речи проводятся в форме индивидуальных уроков. Состояние произносительных навыков не должно быть препятствием к усвоению словесного языка.

[202]

 

Предметные уроки1

При обучении слепоглухонемых учащихся предметные уроки являются одним из основных методов сообщения им знаний об окружающем мире. Предметы изучаются в Определенной последовательности и в доступных пониманию детей связях и отношениях. На предметных уроках, Проходящих одновременно со специальными уроками развития речи, учащийся усваивает язык, развивает словесное общение.

Знания, полученные на предметных уроках, закрепляются чтением и проработкой учебных текстов. Уча­щиеся самостоятельно пишут сочинения, которые исправляет и дополняет учитель. Учебные тексты составляются г самим учителем или подбираются из учебников по чтению в доступной для учащихся форме. Учебный текст подводит ученика к логическому мышлению, помогает ему выразить свои мысли, обогащает его речь, закрепляет полученные знания на предметном уроке. На предметных уроках при чтении учебных текстов и письме сочинений ученики получают первоначальные сведения о явлениях природы, характерных для каждого времени года, о предметах труда и о труде человека в сельском хозяйстве и в промышленности, обо всем, что связано с жизнью и деятельностью человека, о мире животных, о неживой природе.

Тематика чтения и самостоятельных сочинений обусловливается тематикой предметных уроков. От конкретных знаний, полученных на предметных уроках, учащиеся переходят к закреплению этих знаний в форме рассказов, доступных их пониманию.

С VII класса начинается систематический курс учебного предмета по природоведению, даются элементарные сведения по географии, краткие сведения по истории нашей Родины.

Задача последующих классов — систематизировать и расширить представления о природе, ознакомить детей с использованием природы человеком, научить их пользоваться картой, привить детям чувства любви и уважения

 

1 Над составлением материалов к программе по предметным урокам под руководством автора работали В. А. Вахтель, Л. В. Пашенцева, Г. В. Васина, Р. А. Мареева.

[203]


Рис. 48. Обучение счету.

 

к своей Родине, желание принимать участие в общест­венно полезном труде.

Программа VII, VIII и IX классов дает систему зна­ний, подготавливает учащихся к дальнейшему изучению биологии, географии, зоологии, а также помогает учащимся понимать окружающую их природу, труд людей, мир животных.

 

Математика1

Преподавание математики имеет целью обучить учащихся производить действия с целыми и дробными числами и применять полученные знания к решению задач и выполнению простых расчетов в практике.

Объем заданий, даваемых учащимся с I по IX класс, в основном соответствует объему материалов четырехлетней массовой школы. Однако порядок прохождения материала отличается от массовой школы. Программа для слепоглухонемых построена в основном по так называемому линейному методу, т. е. начав изучать какую-либо тему (например, нумерацию), учащиеся проходят ее до конца в пределах данной программы. Затем осущест­вляется переход к следующей теме или вопросу, который также изучается полностью. Нам пришлось отказаться от

 

1 Материалы к программе по математике составила Р. А. Мареева.

[204]

концентрического метода изучения материала, при котором сначала изучаются действия в одних пределах, потом повторяются в других пределах. Значительно более экономным и адекватным формированию целостного представления о каждой теме оказался так называемый линейный метод.

В I классе изучение математики начинается с усвоения нумерации в пределе 1000, что дает возможность ученику усвоить основную идею десятичной системы. Усвоение нумерации осуществляется на счетных палочках и других дидактических материалах. Чрезвычайно полезным и удобным пособием по арифметике оказались обычные конторские счеты.

После прочного усвоения нумерации учащиеся приступают к изучению четырех арифметических действий в такой последовательности: сложение, вычитание, умножение, деление.

Учащимся даются также материалы, связанные с изучением мер. Большое значение в усвоении материала придается практическим работам по измерению, взвешиванию, определению расстояния. Особое внимание обращается на усвоение учащимися мер времени и определение времени по часам (рельефным).

Обучение решению задач начинается с практических действий с предметами. Потом постепенно задачи усложняются, и их решение становится все более отвлеченным от конкретных действий.

 

Примерное распределение материалов программ по речевому развитию, предметным урокам и математике по классам

I класс

По программе I класса слепоглухонемой учащийся обучается словесному общению при помощи дактильного (пальцевого) алфавита, овладевает чтением и письмом при помощи рельефно-точечного (брайлевского) шрифта. Программа речевого развития в I классе включает в себя обучение ребенка называнию (в дактильной форме) окружающих его предметов, пониманию и выполнению

[205]

простых поручений, сформулированных словесно (встань, иди, возьми и т. д.). Воспитанник учится словесно называть свои действия простыми предложениями (Я играл. Я пишу...), описывать действия других (Оля ест. Кукла лежит), отвечать на простые вопросы (Как тебя зовут? Что ты делал? Что ты ел?).

На предметных уроках ребенок знакомится с детским домом: класс (пол, стены, окно, дверь, батарея, мебель, учебные предметы, машинка, счеты и др.), столовая (посуда, мебель), пища (суп, каша, хлеб и т. д.), спальня (кровать, тумбочка, шкаф, белье), умывальная комната (раковина, кран, мыло и пр.), гардеробная комната (вешалка, шкафы, сушилка для обуви).

На доступном ученику уровне изучаются темы «Одежда» (платье, рубашка, брюки, пальто и др.), «Обувь» (тапочки, туфли, ботинки, валенки).

Дети усваивают форму каждой вещи, знают ее назначение, обучаются называть ее и обозначать ее функции. В связи с едой проходятся также темы «Фрукты», «Овощи». Во время привития санитарно-гигиенических навыков изучаются названия частей тела людей: голова (лицо, щеки, нос, рот, волосы), руки, ноги, туловище.

В процессе ухода за животными в живом уголке про­ходится тема «Животные, птицы». Также в связи с практикой на пришкольном участке изучаются растения, ку­старники, деревья. Изучаемые предметы дети учатся лепить из пластилина, узнавать их в макетах и муляжах.

По математике ученик обучается нумерации чисел от 1 до 1000, учится жестовому обозначению чисел и записи их по брайлевской системе. Учится прямому и обратному счету. Знакомится со счетами. В связи с ведением календаря усваивает понятия вчера, сегодня, завтра. Обучается распознавать и лепить шар, куб, брус.

 

II класс

Программа по речевому развитию для II класса предусматривает понимание более сложных словесно выраженных поручений (Сядь за парту. Повтори. Проверь примеры. Возьми книгу. Положи тетрадь на стол). Ученик учится выражать свою просьбу словесно (Дайте, пожалуйста, тетрадь. Можно выйти? И др.), учится кратко

[206]

и развернуто отвечать на вопросы (Ты написал? — Да, я написал и т. д.), задать вопрос (Кто пришел? Как вас зовут? и др.).

Воспитанник обучается словесно составлять рассказ, описывающий несколько связанных между собой действий (Оля сидела. Оля взяла пластилин. Оля лепила дом. Оля мыла руки).

На предметных уроках знания учеников укрепляются и расширяются экскурсиями, посильным участием в работе на пришкольном участке, в живом уголке. Темы предметных уроков частично повторяются, но словарный запас расширяется. В детском доме ученик знакомится г библиотекой, кабинетом врача, учительской, в столовой изучает посуду, инвентарь и т. д. На экскурсиях в семьи учителей знакомится с семьей (отец, мать, дети), знакомится с профессиями людей (шофер, врач, дворник, ис­топник, техник), с элементами города (дома, мостовая, тротуары), с транспортом, с домашними животными, проходит темы «Сад», «Огород», «Лес», «Луг», «Река». Обучается называть сезонные и погодные явления (зима, лето, осень, весна, снег, дождь и др.), участвует в проведении праздников.

По математике воспитанники овладевают сложением в пределе 100 (без перехода через десяток). Овладевают понятиями неделя, месяц (в связи с ведением записей в тетради). Знакомятся с кругом., квадратом, треугольником, четырехугольником.

В конце II класса обучаются решать задачи на нахо­ждение суммы и на увеличение данного числа на несколько единиц.

 

III класс

По программе III класса учащиеся обучаются вести разговор в словесной (дактильной) форме на определенную тему (Куда ты идешь? — К врачу. — Зачем? — У меня болит нога. Я катался на санках и упал). Ученики учатся выражать в форме связного рассказа события дня («Как я провел выходной день»), учатся писать письма.

Продолжают изучать детский дом (кухня, кочегарка, душевая), в столовой тематически изучают виды пищи, посуду, мебель. Исследуются и называются различные

[207]

виды одежды (летняя одежда, зимняя), обуви, головных уборов. Углубляются и расширяются понятия семья (братья, сестры, внук и др.). профессия (парикмахер, почтальон, портной и др.).

Во время экскурсии в деревню ученики знакомятся с трудом колхозников, «осматривают» домашних животных, сельскохозяйственные машины. На специальных занятиях тематически проходят темы «Насекомые», «Рыбы», «Животные» (домашние и дикие), «Овощи», «Фрукты», «Комнатные растения», «Лес». Продолжают изучать сезонные явления. Ученики обучаются отмечать дни Красного календаря.

По математике учащиеся изучают сложение с переходом через десяток в пределе 100 и сложение в пределе 1000. Осуществляется знакомство со «зрячим» начертанием цифр, с монетами, с распознаванием бумажных денежных знаков, с мерами (литр, поллитра). Обучаются решать задачи на сложение в одно-два действия.

 

IV класс

В IV классе воспитанники учатся самостоятельно вести разговор в вопросо-ответной форме, отвечать на вопрос кратким рассказом (Куда ты ходил? — Я ходил в магазин. Нина Ивановна дала деньги. Я купил книгу), обучаются писать письма родителям, товарищам, учителю. Овладевают умением в связном рассказе описать событие, известное из личного опыта.

На предметных уроках продолжают изучать помещения детского дома (этажи, подвал, чердак), формируя цельное представление о здании, расширяют знания о на­значении всех помещений, о работе, ведущейся в них. Экскурсии позволяют сформировать знания о разных видах магазинов (молочный, хлебный, гастроном). Ученики усваивают классификацию разных предметов: пища (сырая, вареная, жидкая, твердая), обувь (кожаная, резиновая, валяная) и т, д. Расширяется понятие семьи (сестра, бабушка, дядя и пр.). Изучают времена года, месяцы, углубляют и расширяют знания о лесе (ягоды, грибы и пр.), огороде (полезные растения и сорняки), ведут календарь природы. Получают новые знания о днях Красного календаря.

[208]

По математике изучают вычитание в пределе 1000, учатся решать задачи на вычитание.

 

V класс

Программа V класса по речевому развитию предусматривает умение учащегося развернуто рассказать о выполненном поручении (Я сходил на кухню. Я попросил у повара свеклу. Я принес свеклу в класс), умение словесно (дактильно и по Брайлю) описать событие или ряд событий, выделяя главное, изложить прочитанное по вопросам учителя.

На предметных уроках учащиеся ведут индивидуальные календари природы. Сравнивают в конце каждого месяца календарь с соответствующим календарем за прошлый год. В уголке живой природы приобретают навыки по уходу за животными: кроликами, рыбками в аквариуме. Выращивают растения из семян, луковиц, черенков сначала в ящиках на окнах, затем на грядках.

Во время ухода за комнатными, а затем и за огородными растениями учитель прививает учащимся навыки труда, расширяет их знания и умения. Расширяются и углубляются знания и по другим темам: «Сад», «Лес», «Животные», «Времена года» (ранняя, поздняя весна, осень, зима, лето), «Дни Красного календаря».

Ученики читают соответствующие разделы «Родной речи» для II класса массовой школы1. Чтение ведется с объяснением, показом наглядных пособий и драматизацией.

По математике изучают меры длины, умножение, меры времени (сутки, час, минута, секунда), учатся решать простые задачи на умножение.

 

VI класс

В VI классе учащиеся словесно (в «разговоре» и в письменном сочинении) описывают предмет (школа, животное, растение). Систематически пишут дневник. Описывают экскурсии, жизнь детского дома. Пишут изложение по плану.

 

1 В детском доме для слепоглухонемых используются некоторые учебники массовой школы, отпечатанные брайлевским шрифтом.

[209]

На предметных уроках изучают погоду в разные времена года, связь погоды с видами труда. Изучают (сравнительно) город и деревню (что делают люди в городе и в деревне). Знакомятся с общественными учреждения­ми: поликлиникой, аптекой, почтой, телеграфом, вокзалом, пристанью, аэродромом и др. Углубляют знания о диких и домашних животных, о саде, огороде, лесе. Знакомятся с окрестностями города (поле, луг, роща, сад), учатся ориентироваться в поле, формируют представление о поверхности местности (равнина, холм, овраг). Моделируют местность в лепке. Ученики читают соответствующие статьи из «Родной речи» для II и III классов массовой школы.

По математике проходят деление. Обучаются мерам веса, овладевают практическим взвешиванием на весах, решением задач на деление.

 

VII класс

По программе VII класса нужно уметь описать предмет (помещение, животное и др.) в сравнительном плане, дать развернутое описание экскурсии с выделением глав­ного, вести дневник по темам (о погоде, о труде и т. д.), излагать прочитанное (по плану и без плана), вести раз­говор на различные темы и по-разному в зависимости от собеседника (взрослый, ребенок).

На предметных уроках проходятся темы «Погода и урожай», «Климат», «Явления природы и времена года». Весь год тщательно ведется календарь природы, прово­дится сравнение с записями прошлых лет, делаются выводы. Школьники изучают компас (для слепых), учатся определять направления (север, юг, восток, запад), изображать на рельефном чертеже план комнаты, дома, а потом и ближайшей местности. У них формируется поня­тие масштаба.

Ученики знакомятся с рельефной картой нашей Родины, с глобусом как моделью земного шара.

Изучение тем, посвященных дням Красного календаря и празднование этих дней сопровождается чтением соответствующих разделов учебников «Родная речь» для II—IV классов массовой школы.

По математике начинают изучать простейшие дроби, многозначные числа. Обучаются четырем арифметичес-

[210]

ким действиям в пределе 1000000, решению задач на нахождение части. По геометрии усваивают понятия прямая линия, отрезок, строят квадрат и четырехугольник с заданными размерами сторон.

 

VIII класс

Программа VIII класса по речевому развитию предусматривает составление разных вариантов ответов на один и тот же вопрос, описание экскурсий по самостоятельно составленному плану, изложение прочитанного рассказа, сочинение на свободную тему, сочинение на заданную тему.

На предметных уроках изучаются темы «Характерные признаки лета, осени, весны, зимы», «Цветочные растения», «Овощные растения», «Растения поля», «Сорняки», «Полезные и вредные животные», «Растения леса, сада». Выполняются практические работы: получение крахмаля из картофеля, выращивание рассады, сбор урожая. Проводится работа с календарем, формируются представления о годе, месяце, временах года, сутках, утре, дне, вечере, ночи. Изучается схематическая классификация животных, растений. Читаются сокращенные и адаптированные тексты из «Родной речи» для IV класса массовой школы о прошлом нашей Родины; о путешественниках и других выдающихся людях — из «Родной речи» для III класса.

По математике проходят простые и составные именованные числа, раздробление и превращение, арифметические действия с составными именованными числами.

Изучают таблицу мер времени. Учатся решению за­дач на вычисление времени и простых задач на движение.

 

IX класс

В IX классе учащиеся должны свободно общаться с окружающими в словесной форме, читать простую художественную и научно-популярную литературу, писать сочинения, отображая события .как своей жизни, так и жизни других, писать сочинения на определенную тему (о жизни птиц, о зиме и т. д.).

Программа по предметным урокам продолжает темы

[211]

природоведческого характера, изучение тела человека, уход за ним, включает сведения о труде жителей нашей страны, расширяет сведения о прошлом и настоящем нашей страны. Прорабатываются темы «Поверхность суши», «Полезные ископаемые», «Вода в природе», «Воздух» и др. По теме «Тело человека и охрана его здоровья» учащиеся изучают скелет, мышцы, внутренние органы, питание, рациональный режим, физическую культуру, получают некоторые сведения о болезнях. На практических занятиях по этой теме они учатся искать пульс, считать его удары, на себе и на других показывать расположение сердца и других основных внутренних органов, накладывать повязку при ранении, оказывать первую помощь при ожоге, обмораживании и др.

Сведения об истории и о настоящем нашей страны прорабатываются в объеме учебника «Родная речь» для IV класса массовой школы.

По математике ученики изучают римские цифры, осваивают измерение площади, знакомятся с таблицей квадратных мер, с измерением объема. Учатся решать простые задачи на вычисление площади и объема.

Объем знаний, отраженных в материалах к программам для слепоглухонемых, очередность прохождения тем ни в коем случае не являются обязательными при обучении каждого ученика. Эти материалы служат лишь первыми ориентирами, исходя из которых учитель в соответствии с индивидуальными особенностями учеников составляет программу и учебный план для каждого воспитанника. Распределение материалов по годам обучения также следует рассматривать как примерное, оно не должно сковывать инициативу учителя. Некоторые воспитанники способны усваивать учебный материал значительно быстрее по сравнению со сроками, указанными в программах, другие дети, страдающие дополнительными нарушениями, обучаются более медленно.

При прохождении программ предусматривается и то, что некоторые из обучающихся будут перегонять своих товарищей, другие — отставать. Это иногда обусловливает необходимость перевода ученика из одной группы в другую еще до конца учебного года.

 [212]

Сайт создан в системе uCoz