ПРЕДИСЛОВИЕ

 

    Широко известны имена слепоглухих людей, достигших в своем развитии высокого интеллектуального уровня, — это, прежде всего, Елена Келлер в США и Ольга Ивановна Скороходова в нашей стране. Научной общественности известны также имена их учителей: Анны Сулливан и профессора И. А. Соколянского. Менее известно то, что в настоящее время обучение детей с глубокими нарушениями зрения и слуха перестало быть единичными случаями и превратилось в дело повседневной педагогической практики. Зачинателем обучения слепоглухонемых в нашей стране был профессор И. А. Соколянокий, который еще в 1923 г. организовал в Харькове учебную группу детей, лишенных зрения, слуха и речи. В Научно-исследовательском институте дефектологии Академии педагогических наук СССР был продолжен многолетний педагогический эксперимент по обучению слепоглухонемых детей.

Предлагаемый труд — первая попытка систематизированного изложения педагогического эксперимента, про­водившегося в экспериментальной группе слепоглухонемых учащихся при Институте дефектологии АПН СССР с 1955 по 1970 г. и в Загорском детском доме для слепоглухонемых с 1963 по 1970 г. До 1960 г. эта работа проводилась под руководством И. А. Соколянского, основателя советской тифлосурдопедагогики, моего учителя, умершего в 1960 г.

Своеобразие слепоглухонемоты как исследовательской проблемы определяется тем, что отсутствие зрения и слуха и связанная с отсутствием слуха немота лишают ребенка возможности (без специального обучения) общения с окружающими людьми. В результате одиночества слепоглухонемой ребенок психически не развивается. При обучении такого ребенка возникает уникальная задача

[3] 

целенаправленного формирования всей человеческой психики. А известно, что там, где возникает задача целена­правленного формирования явления, создаются благоприятные условия для установления его закономерностей. Замысел этой книги как раз и заключается в том, чтобы на конкретном экспериментально-теоретическом материале формирования поведения и психики слепоглухонемых детей попытаться показать некоторые закономерности возникновения и развития человеческого поведения и психики вообще.

Разумеется, не все особенности развития психики слепоглухонемого ребенка можно переносить на норму. Есть в развитии слепоглухонемого и своя специфика, однако в исследовании был сделан акцент на закономерностях, общих с нормой.

Теоретическое значение результатов работы по воспитанию и обучению слепоглухонемых мы видим в том, что они с экспериментальной чистотой доказывают диалектико-материалистические представления о социальной природе человеческой психики.

Основное содержание этой книги — исследование проблем первоначального психического развития ребенка в процессе обучения его практическому поведению. Исследование развития форм об щ е н и я ребенка с окружающими его людьми и усвоение средств общения явится темой следующего труда.

Предлагаемая книга может быть полезна не только дефектологам, воспитывающим аномальных детей, но и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами психического развития нормального ребенка.

Пользуюсь случаем, чтобы выразить свою глубокую благодарность за помощь в проведении исследования и сборе материала учителям и воспитателям Загорского детского дома для слепоглухонемых, а также сотрудни­кам лаборатории изучения и обучения слепоглухонемых детей Института дефектологии АПН СССР.

Сайт создан в системе uCoz