ТРУД В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ПОДРОСТКА

 

     ТРУД ВО ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

 

     Труд называют могучим  воспитателем. Но его  воспитательная сила еще не

раскрывается тогда,  когда руки подростка чем-то заняты. Труд, оторванный от

идейного,   интеллектуального,  морального,  эстетического,  эмоционального,

физического  воспитания,  от  творчества,  от интересов  и потребностей,  от

многогранных отношений между воспитанниками, становится повинностью, которую

им  хочется  побыстрее "отбыть",  чтобы  осталось  больше времени  на  более

интересные  дела. Большим злом во  многих  школах является  то,  что труд не

становится  духовной потребностью. Это  обедняет  духовную жизнь человека  в

годы  становления его взглядов, убеждений. Лень часто расцветает  как тяжкая

беда и порок  не  потому, что человек ничего не делает, а потому, что работа

не  вдохновляет, не одухотворяет его, не  оставляет положительного  следа  в

эмоциональной   памяти.   Углубленное   познание   мира,   самого   себя   и

самовоспитание  как  определяющие  черты духовной  жизни  в годы  отрочества

невозможны без самоутверждения в труде.  И совершенно невозможно представить

гармоничное  всеобщее  развитие  личности  без  переживания,  без   ощущения

гордости человеком за то, что он создает.  В этом источник счастья и полноты

жизни. В отрочестве к человеку должна прийти, овладеть его  сознанием мысль:

"Кто я?  Где мое место в жизни? Где мой  жизненный путь? На что я способен?"

Эта мысль может возникнуть в человеке лишь тогда, когда он в чем-то проявил,

выразил себя, чем-то  увлекся,  в  чем-то  достиг  значительных  для  своего

возраста   результатов.  Каждого  воспитанника  я  помню  прежде  всего  как

личность, чем-то увлеченную, одухотворенную мечтой о цели творческого труда,

одержимую  стремлением постичь секреты трудового  мастерства.  Что  означает

идея:  труд  - основа всестороннего гармонического развития? В  практической

работе с детьми и подростками это означает, что от труда идут крепкие нити к

интеллектуальному,  моральному,  эстетическому, эмоциональному,  физическому

развитию, к  становлению  идейной, гражданской основы  личности.  Обучение и

труд  нельзя  представлять упрощенно, как практическое закрепление, проверку

на практике  знаний, полученных  на  уроке. Проблема  эта  глубже и  тоньше:

умственное развитие-труд, ум-труд. Умелое решение этой проблемы в воспитании

подростков имеет  исключительное  значение.  Найти такой  труд,  который  бы

развивал умственные силы и способности, вводил бы  человека в мир творчества

- одна из главных задач  умственного и трудового  воспитания,  и  успеха тут

можно достичь  тогда,  когда  их решают  в единстве. Труд становится основой

гармонического развития личности также и потому, что в трудовой деятельности

человек  утверждает  себя  как  гражданин,  переживает чувство  гражданского

достоинства. Он чувствует, что способен добывать не только хлеб насущный, но

и  материализовать свой ум,  свое творчество. Гражданское должно быть  не  в

звонкой фразе, а в душе - это одно из важнейших правил трудового воспитания.

Чувство гражданской  значимости  труда -  это  наряду  с радостью  познания,

освоения  мира очень  сильный  эмоциональный стимул, одухотворяющий нелегкий

труд, а труд только тогда воспитывает, когда  он нелегок. Один из  тончайших

секретов воспитания-суметь  увидеть,  найти,  открыть  гражданское,  идейное

начало   труда.  Единство  труда  и   эмоционально-эстетического  воспитания

достигается  тем,  что  человек,  познавая  мир  трудом,  создает   красоту,

утверждая этим в  себе чувство красоты труда, творчества, познания. Создание

красоты труда -  это  целая область  воспитания,  которая тоже относится,  к

сожалению, к педагогической целине.

 

        ПРИВЫЧКА ТРУДИТЬСЯ

 

     В  годы отрочества привычка трудиться объединяется  с осмыслением  роли

труда  как  важной  духовной  потребности. Подросток  задумывается над своим

местом в жизни, сознательно стремится выразить свою индивидуальность. В этот

период важно не  только то, сколько и как работает человек,  но и то, что он

думает о труде. Создавая  в воображении подростков картину коммунистического

общества, нельзя вселять в них мысль, что при коммунизме жизнь будет легкой,

рабочий день  сократится до  минимума и в этом будет  состоять главное благо

человека. К  использованию самого  большого блага  коммунистической  жизни -

свободного времени  - человека нужно внутренне подготовить. Полнота духовной

жизни зависит  от того, чем  человек наполнит свое  свободное  время. Только

труд во всей его многогранности, направленный на познание, освоение мира, на

самовыражение,  самоутверждение  личности  в  творчестве,  только  насыщение

свободного времени трудом,  обогащающим  духовную жизнь, может дать человеку

счастье.  Без   труда  он  будет  обречен  на  муки  Тантала:  в  обстановке

материального богатства он останется  нищим и,  как  сказал Тарас  Шевченко,

"душеубогим".  Дисциплина  труда   в  годы   отрочества  приобретает  особое

значение.  В выполнении режима дня,  преодолении трудностей каждый подросток

должен  видеть средства волевого  самовоспитания. Я  твердо убежден, что для

умственного, трудового воспитания необходимо прежде  всего  свободное время.

Лишь при этом  условии подросток  может выразить самого себя  в  том  труде,

который в больше"! степени раскрывает  его способности и задатки. Чем больше

работает подросток по собственному желанию, тем глубже входит в его духовную

жизнь  любимая  работа,  тем  больше   ценит  он  свободное  время  и  умеет

пользоваться им как источником благ и радостей.

 

        ТРУД И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

 

     Интеллектуальное   богатство  школьной   жизни  в   большинстве   своем

определяется  тем, насколько  тесно связаны  умственная жизнь  и  физический

труд. Уже  в  годы  детства мои  воспитанники видели,  как богата умственная

жизнь в небольших трудовых  коллективах - технических и сельскохозяйственных

кружках. Эти кружки - важная форма воспитания подростков. Ценность кружковой

работы  состоит  в  том,  что  каждый может  в  течение  длительного времени

испытывать  свои  задатки,  способности,  выражать  в конкретном  деле  свои

склонности,  находить  любимую  работу.  По  учебному  плану  раз  в  неделю

подростки работают  в школьной  мастерской:  учатся  обрабатывать  дерево  и

металл,  изготовляют  модели  машин  и  механизмов.  Этим,  по  существу,  и

исчерпывается  программный труд.  Может ли  он  удовлетворить  разнообразные

интересы  и  запросы подростков? Конечно, не  может.  Для  единения труда  и

интеллектуальной  жизни,  для  насыщения  свободного  времени  деятельностью

большой  духовной значимости как раз и существуют кружки юных растениеводов,

селекционеров,   садовников,  пасечников,  механизаторов,   электротехников,

радиотехников,  слесарей-конструкторов,  токарей,  животноводов, цветоводов.

Без  кружков,  в  которых  бурлит  пытливая  мысль,  нельзя  представить  ни

интеллектуального, ни эмоционально-эстетического воспитания. Если бы руки не

были мудрым учителем разума, у подростков не  было бы интереса к знаниям, из

процесса обучения выпал бы один из самых сильных эмоциональных стимулов. Уже

в  третьем  и  четвертом  классах мальчики  и  девочки  стали  включаться  в

кружковую  работу. На  первых  порах,  конечно,  не  было  и  не могло  быть

сознательного выбора. Необходим длительный период поиска самого себя. Ученик

переходит  от  одного  дела к  другому, одно увлечение сменяется другим. Это

необходимо  для сознательного выбора любимой работы.  Наступает время, когда

подросток  находит  то,  что  в  большей  степени  отвечает   его  задаткам.

Поспешность  воспитателя  в  этом  деле  недопустима.  Нельзя  "прикреплять"

подростка .к тому или другому кружку. Но нельзя и  отдавать  стихии  сложный

процесс  самоутверждения  в  труде.  Нужно зажечь  в  каждом  сердце  огонек

увлечения трудом. Это значит помочь подростку приложить руки к такому делу и

таким способом,  чтобы они стали  учителем разума. Юрко увлекался работой на

школьной  пасеке, на кроликоферме и в кружке юных селекционеров. Он научился

прививать плодовое дерево  к дичку,  готовить  семена  и сеять, обрабатывать

почву и ухаживать за телятами.  Но по-настоящему захватила его только работа

в  кружке  юных  механизаторов. Он  не  мог  оторвать  глаз  от  миниатюрной

автомашины, которой  учились управлять его ровесники-Пятиклассники. Но чтобы

иметь  право  учиться  управлять  машиной,  нужно  было  изучить   двигатель

внутреннего  сгорания.  Юрко   посещал   занятия   одного  из  кружков  юных

механизаторов,  которым руководил десятиклассник. Мальчик с интересом изучал

двигатель,  учился  запускать  его,  разбирать  и  собирать  отдельные узлы.

Двигатель  изучен, и Юрко  учится управлять маленькой автомашиной.  А в  это

время в кружке  появились новые интересные  дела: под  руководством  учителя

труда и старшеклассников  подростки монтируют новую автомашину. Увлекся этой

работой и Юрко. В ней много однообразных, ничем  не привлекательных трудовых

операций  - нужно шлифовать металлические  пластинки,  очищать  от  ржавчины

железо  для  рамы.   Но  все  это  подчинено  интересному  замыслу,  который

одухотворяет работу. С работой рук связывалось интересное творчество.  И чем

теснее была связь  мысли  и рук, тем  глубже  входил труд в духовную  жизнь,

становился любимым. Творчество в труде было одним из самых сильных стимулов,

которые  развивали умственные силы  подростков. Чем глубже  вдохновлял  Юрка

замысел сделать  красивую, удобную,  послушную  в управлении автомашину, тем

большим был интерес к  книге, чтению. Уже  в шестом  классе у подростка была

маленькая техническая библиотека,  она  все время пополнялась.  Значительное

место в духовной жизни мальчика заняло чтение, не связанное с необходимостью

запоминать,  удерживать в памяти,  заучивать.  Это было  чтение, побуждаемое

интересом к  творческому  труду,  желание достичь  успехов в работе рук. Оно

играло большую роль  в  воспитании разума, в  расширении кругозора  и  - что

особенно важно - в становлении стиля, характера умственного труда в процессе

обучения.   Такое   чтение  воспитывает  способность  глубоко   осмысливать,

вдумываться в суть прочитанного. Этот подход к чтению стал характерным и для

работы над учебниками. Кто увлекается творческим  трудом, никогда не зубрит.

Зубрежка, которая истощает  умственные силы  и опустошает душу,  может  быть

там, где нет духовной жизни в труде. Каждый кружок - центр творческого труда

и полнокровной интеллектуальной жизни. Мы стремились, чтобы каждый подросток

был тружеником, мыслителем и  искателем, чтобы  познание мира  и самого себя

совершалось   в  интересном,   вдохновенном   творчестве.   Самоутверждение,

самовоспитание  в  годы  отрочества состоит в том, что познание  истины,  ее

открытие  сливается с  творческими  силами  личности: человек  ощущает,  что

благодаря  мысли, пытливости природа открывает свои тайны. Работа  в кружках

носила  исследовательский характер.  Когда мои  воспитанники вступили в пору

отрочества, в школе было несколько кружков юных селекционеров  и почвоведов.

Мальчики и  девочки отбирали  семена  для высеивания, собирали  и  сохраняли

местные удобрения, вносили их в  почву, перекапывали участки. Труд стал бы в

этих кружках однообразной и надоедливой обязанностью,  если  бы мальчиков  и

девочек не вдохновляли  исследовательские  замыслы.  Эти замыслы нужно  было

донести к  юным  сердцам, чтобы  зажечь  огонек любознательности.  Вместе  с

преподавателем   биологии  и  агрономом  колхоза  учителя  рассказали   юным

исследователям  о  том, как можно вырастить  зерно пшеницы вдвое больше, чем

выращивается обычное. Мысль о крупном, тяжелом зерне вдохновляла мальчиков и

девочек.  Перед сбором урожая мы  с кружковцами отправлялись в  поля, искали

крупные  колоски для опытов  на грядках  учебно-исследовательского  участка;

вносили в  почву удобрения,  старательно обрабатывали грядки. Каждая  грядка

становилась маленькой  исследовательской  лабораторией. Мальчики  и  девочки

работали  лопатой,  а  после  этого   шли  в   уголок  почвоведения,  читали

литературу,   исследовали  жизнь  микробов,   которые  создают   плодородие.

Наблюдения  над развитием  и  созреванием пшеницы, сбор урожая, старательное

взвешивание, определение веса одного зернышка  -все  это была очень тонкая и

интересная  работа.  Люда, Сашко,  Ваня, Лида,  Петрик, Нина  несколько  лет

изучали  жизнь  почв,  созданных  на двадцати  грядках.  Это были  настоящие

исследования: почву создавали из смесей, различными веществами стимулировали

бурную   жизнедеятельность  микроорганизмов,  обогащавших  почву  азотом   и

фосфором. Уже  на второй год юные исследователи вырастили пшеничное зерно на

70  процентов  тяжелее  среднего веса зерна,  которое  выращивается обычно в

самые урожайные  годы. На  третий  год  отдельные  грядки  дали  зерно вдвое

тяжелее среднего веса. Мальчиков  и девочек захватила  новая цель: вырастить

пшеничное зерно значительно  богаче  белком. Исследование по этой теме стало

творческой работой, которая вдохновляла не только в годы отрочества, но  и в

ранней юности. В годы,  предшествующие обучению моих  воспитанников в  пятом

классе,  в  школе  возник  кружок  юных  конструкторов  сельскохозяйственной

техники. Вместе  с учителем по труду  А.  А.  Ворошило мы увлекли подростков

конструированием и изготовлением механизмов и  машин  для  обработки  почвы,

сева,   уборки  урожая,   обмолота.   Электричество  все  больше  входило  в

производство,  в  быт, и  мы  поставили  перед  собой  цель -  использование

электроэнергии в  различных трудовых процессах  сельского хозяйства. В  этом

кружке подростков вдохновляли конструкторские замыслы: как использовать силу

электрического   тока,   чтобы   заменить  работу   рук?   Как  приспособить

электродвигатель  к механизмам, которые действуют на почву, стебли, колоски?

Юные конструкторы сделали  маленькую косилку для  собирания зерновых культур

на  грядках учебно-исследовательского участка.  Со временем возникло желание

сделать  маленькую молотилку.  Целый год Юрко,  Толя,  Нина,  Шурко, Сергей,

Зина, Федя, Володя  работали  над  этим механизмом. По  чертежам,  сделанным

учителем по труду, они вырезали, выпиливали,  точили, шлифовали. Чем ближе к

завершению  была  работа,  тем  больше вдохновлялись подростки,  тем  дороже

становилось сделанное, тем ближе принимали они к сердцу замечания, связанные

с  оценкой  качества работы. Это было настоящее  богатство  интеллектуальной

жизни,  слияние  физического  труда и  мысли.  Физический  труд,  напряжение

никогда не были  конечной  'целью, а только средством осуществления замысла.

Основным была  мысль.  Но руки  -  не  пассивный исполнитель. Они учили  ум.

Понять тонкости  и огромную воспитательную силу этого обучения помогало нам,

учителям, трудовое  содружество с  юными конструкторами, руки которых словно

проверяют предположения, догадки. Под влиянием этой проверки  мысль работает

с большой интенсивностью,  а открытия переживаются как достоинство личности.

Связь учебы  с трудом я усматривал в том,  чтобы  подросток думал работая  и

работал  думая. Школу этого  творческого труда  каждый подросток проходил  в

течение нескольких  лет. Меня  волновал  вопрос: как эта школа отразится  на

умственном развитии? Жизнь давала поучительный ответ: через  слияние мысли и

физического  труда,  где  тонкие движения  рук осуществляют такой  же тонкий

замысел,  подростки  становятся   мудрыми  мыслителями,   исследователями  и

открывателями истины,  а  не потребителями готовых знаний. Я  наблюдал,  как

относятся   к   теоретическим   знаниям  юные  конструкторы,   селекционеры,

электротехники и радиотехники.  В каждой истине они  стремились прежде всего

осмыслить реальную сущность фактов, вещей, предметов, явлений, зависимостей.

Они  словно присматриваются к суждению, вдумываются в логические связи между

отдельными  его  частями.  Творческая  работа  в кружках  научила  отдельных

подростков  думать.  В мышлении  Петрика с  каждым  месяцем  все  отчетливей

проступала ценная черта: мальчик старался найти в своих знаниях  то,  с  чем

можно было связать новое, подтвердить истинность нового тем, что осмыслено и

стало  приобретением  мысли  и  памяти раньше. Тот, кто  проходил длительную

школу трудового творчества, сознательно остерегался запоминания непонятного.

На уроках  алгебры, геометрии, физики, записав  новую формулу, Нина и Петрик

ощущали  потребность  просто подумать над нею, вдуматься в то,  что обобщает

формула.  Для  них  это  было  необходимо  точно  так  же,  как  попробовать

прикоснуться рукой, пальцами к деталям, узлам механизмов.  Выращивая крупное

зерно пшеницы, мальчики  и девочки исследовали зависимость жизнедеятельности

растения  от  многих  условий: от микрофлоры  почвы, сохранения  влажности в

глубинных пластах,  предпосевной  обработки  почвы,  от  энергии прорастания

семени  и  пр.  Труд  являл  собой  исследование  и  обобщение  многогранных

комбинаций  зависимостей  между  этими  факторами, изучения,  осмысления  их

взаимоотношений  во времени и  пространстве.  Жизнь  убедила,  что если труд

сливается  с  осмыслением важных зависимостей и причинно-следственных связей

длительное время  (например,  в течение всего периода  вегетации исследуется

влияние микроэлементов на рост  и созревание злаковых), если  одна  и та  же

мысль  глубоко  захватывает  ум, волнует,- у подростка  воспитывается  очень

ценная  способность переживать  мысль.  Первым  источником  интеллектуальных

чувств является слияние труда  и разума.  У  тех моих воспитанников, которые

медленно  думали  и с  большими  усилиями  осмысливали  обобщающие истины  и

закономерности математики, физики, химии, истории, были такие периоды, когда

казалось,  что вот  сейчас  иссякнут  внутренние  духовные  силы и  стимулы,

настанет полное  равнодушие, ум перестанет осмысливать знания. Это неминуемо

случилось  бы  с  Петриком,  Ниной, Славком.  Эта  внутренняя усталость  ума

охватила  бы н способных учеников,  если  бы  не одухотворенность трудом, не

переживание мыслей,  порожденных слиянием работы рук  и  мысли. Каждый  раз,

когда  была видна угроза этой внутренней опустошенности, я старался  втянуть

мальчиков и  девочек  в  работу,  которую  они переживали  как исследование,

открытие истин. Когда мои воспитанники учились  в пятом классе, в школе были

созданы кружки радиотехники, электроники, биохимии, почвоведения. Тут тонкая

работа   с  микроскопом,  со  сложными  приборами  чередовалась  с  обычной,

однообразной  физической работой, важнейшими инструментами для которой  были

зубило, молоток, тиски, лопата, грабли, ведро, вилы. В этом чередовании один

из "секретов" гармонического слияния ума и рук: напряжение физических усилий

переживается не  как  конечная  цель,  а как средство достижения цели. Это и

является  одним  из  стимулов к работе. В школе для подростков  было создано

несколько уголков творческого  труда по радиотехнике, электронике, биохимии,

почвоведению, гибридизации. Нельзя себе  представить полноценного воспитания

в годы отрочества без того, чтобы мальчик, девочка не засиделись над сложной

схемой или прибором, забыв про все  на свете, кроме своей интересной работы.

Тут подростки становились  мыслителями и исследователями, которые переживали

глубокое удивление,  благоговение перед величием научной мысли  и  подвигами

ученых. Тут в  этих уголках, вспыхивали  искры  мечты  о будущем. Творческая

мысль приобретала особый характер и стиль; предметом ее становились явления,

которые  во  многих случаях  невозможно  видеть,  наблюдать непосредственно.

Размышление над  этими  явлениями,  управление  ими  -  это  высшая  ступень

школьного единства труда и разума. Не было в  моем классе ни одного ученика,

который бы  не увлекся интересной  работой. Увлечения  были разнообразные и,

казалось,  далекие  друг  от  друга.  Те,  у  кого  любимым  предметом  была

литература, кто жил богатой духовной  жизнью в  мире  слова, вдруг увлекался

антибиотиками. Юные  механизаторы увлекались радиотехникой и электроникой. В

духовной жизни многих  мальчиков и  девочек длительное время было два и даже

три увлечения.  Когда мои воспитанники учились  в шестом-седьмом  классах, в

школе  была открыта  Комната сложных дел. На двери мальчики  написали  слова

Маркса: "А у  входа  в науку, как и у входа  в  ад,  должно быть  выставлено

требование:  "Здесь  нужно, чтоб душа  была  тверда: здесь страх  пе  должен

подавать  совета"  (Данте,  "Божественная  комедия")*. В  этой  комнате было

выставлено все самое

     * Маркс  К. К  критике  политической  экономии. Предисловие.- Маркс К.,

Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 13, с. 9.

     трудное,  что  при  напряжении  умственных  сил  может  быть  доступным

подросткам: схемы по  радиотехнике и  электронике, по  которым  предлагалось

изготовить  приборы  и  модели; сложные задачи по физике, химии, математике,

описание задач для исследования по биохимии и почвоведению. Переступая порог

этой комнаты, мальчики и девочки входили словно бы  в преддверие  науки. Тут

испытывался характер, закалялась  воля;  тут подростки на  собственном опыте

познавали, что такое самовоспитание.

 

        ГРАЖДАНСКОЕ НАЧАЛО ТРУДА

 

     "Светя  другим, сгорай",-  гласит древняя  клятва врачей. Я стремился к

тому, чтобы эта истина воодушевляла мальчиков  и  девочек, облагораживала их

сердца, пробуждала чувство  собственного  достоинства.  Настоящее  счастье -

служить  людям. Эту  идею я старался провести через все, о чем  думали и что

делали  мои воспитанники. Подростков волновали  рассказы  о подвигах во  имя

блага  и  счастья  людей.  Но  это  только  первая   ступенька  гражданского

воспитания.  Непосредственным стимулом  светить  другим является переживание

того,  что человек делает. На первый взгляд  это кажется легким  делом: юные

граждане что-то сделали  своими руками - значит, они  уже переживают чувство

любви к людям  и  долга  перед ними. Но  в  жизни  это не  так просто. Если,

работая, дети равнодушны или относятся к работе как к надоевшей обязанности,

сколько бы они не работали, это не оставит доброго следа в их душе. Работать

для людей юный гражданин должен с чистым сердцем и светлыми, жизнерадостными

мыслями. Эта работа должна  давать  радость и  вдохновлять высокими мыслями.

Наибольшая   усталость  от  этой  работы-а  без   пота,  усталости,  мозолей

невозможна  настоящая работа - должна  окрашиваться ощущением полноты жизни,

счастливым  переживанием.   Как   же   открыть  воспитанникам  это   светлое

гражданское начало труда? Здесь нужно иметь в виду ряд правил педагогической

техники. Идти работать для людей нужно со свежими не  только физическими, но

и духовными силами. Нужно духовно подготовить воспитанника к труду, который,

по замыслу педагога, имеет яркое  гражданское звучание.  Нужно очистить юное

сердце от всего случайного, преходящего.  Плохое настроение коллектива, если

в нем произошло что-то неладное, может отравить источник гражданских чувств.

Перед  тем  как  идти  работать для людей,  я старался  достичь того,  чтобы

сознанием детей и особенно подростков  овладели  светлые  мысли. Это  прежде

всего яркое,  жизнерадостное представление  о  том,  что мы создадим  своими

руками  для людей,  какую  радость  принесет им наш труд.  Лишь  тогда  юные

труженики оставят частицу своего сердца в том, что  они сделали. На пустыре,

где через год будут строить хозяйственное здание колхоза, растет дуб. Дереву

уже лет десять, нелегко уничтожать его во время строительства. Может, спасти

дуб? Перенесем в  другое место, где он  будет доставлять радость  не  одному

поколению? Это нелегко сделать. Нужно вместе с  корнем  перенести с кубометр

почвы. Нелегко, но какая бы это  была радость для людей. Дуб растет двести и

даже триста лет. Множество  людей под его ветвями будут  переживать  радость

бытия. Яркое представление о труде-творение радости - пробуждает у мальчиков

и девочек те  светлые мысли,  без которых невозможны энтузиазм, вдохновение.

Мы  идем работать.  Работаем несколько дней, и  чем ближе завершение работы,

тем глубже  чувство радости. Очень важно, чтобы в годы отрочества мальчики и

девочки  видели  материальные  ценности,  созданные  собственными  руками  в

детстве. Мои воспитанники каждый год что-то прибавляли к работе, которую они

начали в первый или во второй год школьной жизни. Благодаря этому работа для

людей  становилась  духовной  жизнью  коллектива.  Гражданское  начало труда

органически  сливается с  чувством  собственного  достоинства. Труд  во  имя

общего блага не означает самоотречения и обособления человека. Радость труда

для людей имеет в своей основе глубоко личное чувство гордости, собственного

достоинства. Важное задание коммунистического воспитания состоит  в том, что

в обществе не должно быть ни одного  бесцветного человека. Сильно выраженная

личность, по определению А. В.  Луначарского,- это  корень  общества. Важно,

чтобы  в  основе  гражданских чувств  лежала  трудовая  гордость  подростка,

переживание  мысли, что  в  своей любимой  работе он непревзойденный мастер.

Найти, открыть, утвердить в человеке его трудовое призвание, добиться, чтобы

каждый стал настоящим мастером  в какой-то работе, чтобы трудовое творчество

навсегда вошло в духовную жизнь и стало самым сильным эмоциональным стимулом

деятельности,-  в  этом состоит единство  идейного и  трудового  воспитания.

Необходимо помочь  каждому  найти себя,  проявить  себя  в  любимой  работе,

овладеть  необходимыми знаниями и умением, стать мастером. Это альфа и омега

индивидуального подхода, воспитания  личности  и  коллектива.  Трудовое лицо

коллектива  -  это  не какая-то безликая масса,  действующая  по приказу или

команде. Без ярко выраженных личностей нет коллектива. Воспитание коллектива

я видел прежде всего в том, чтобы в каждом подростке раскрылась его живинка,

пробудился  талант.  В  годы  отрочества подросток  должен  в  чем-то  одном

добиться значительных успехов, что-то  одно должно увлечь, одухотворить его,

какая-то  одна работа должна стать настоящим  творчеством.  Я с  волнением и

тревогой  ждал,  когда  подросток  настолько углубиться во  что-то одно, что

забудет  обо  всем  другом.   Речь  идет  об  интеллектуальном,  творческом,

эмоциональном углублении  в  тонкости  работы,  в  секреты  мастерства. Этот

момент является закономерным результатом  творческого труда, каким подросток

занимается  в  течение   определенного  времени.  Для  углубления  в  работу

необходима  такая  конкретная  деятельность, в  которой бы  особенно  зримо,

ощутимо   выступало  подчинение   физических   усилий  творческому  замыслу.

Одухотворенность творческой работой,  переживание чувства гордости от мысли,

что я мастер своего дела, у меня  "золотые руки", меня уважают за  то, что я

властелин  труда,-  все это  является настоящим рождением гражданина. У Коли

было   много   трудовых   увлечений:   он   с   интересом   работал   и   на

учебно-исследовательском участке, и в  кружке юных конструкторов-моделистов.

Было у  него и  увлечение живописью: Коля любил  рисовать, собирал коллекцию

репродукций  произведений изобразительного искусства. Но вот в шестом классе

он начал  работать  в  кружке юных механизаторов.  Он  не  мог оторваться от

маленького двигателя, разбирал и собирал  его,  чистил, смазывал. В школьной

мастерской   тогда  монтировали  установку  для  распиливания   досок.  Пилу

присоединяли  к  электромотору.  Во   время  ремонта   электросети  возникла

необходимость присоединить пилу к двигателю внутреннего сгорания. Эта работа

стала для Коли как бы  толчком  к  углублению  в  машинную технику.  По  его

просьбе в помещении  школьной учебной электростанции  (для старшеклассников)

отвели уголок, где Коля установил маленький двигатель  внутреннего сгорания,

присоединил   к   нему  генератор   переменного   тока,  подключил  к   сети

электролампы. Все это было миниатюрное, электростанция казалась игрушкой, но

она стала  центром  кружка  младших  школьников. Под  руководством Коли  тут

запылал огонек нового увлечения. Юный мастер  присоединял к электродвигателю

маленькие механизмы-электролобзики,  вентиляторы, электроплавильную  печь. В

седьмом  и  восьмом  классах Коля стал настоящим  мастером электромонтажного

дела,  прекрасно  знал  двигатель внутреннего  сгорания.  На глазах рождался

гражданин,    исполненный   чувства    собственного   достоинства.   Гордое,

сознательное уважение  к себе и людям - таков воспитательный результат того,

что человек нашел себя, задумался серьезно над своим будущим. Чувство чести,

собственного  достоинства, переживание  в связи  с этим полноты  жизни - это

основы гражданского самосознания, которые своими корнями  уходят  в трудовое

мастерство.  Наверно,  никто  из  мальчиков  не  пережил  столько  увлечений

работой,   как   Толя.   Он  увлекался  и   цветоводством,  и   работой   на

животноводческой ферме, и выращиванием зерновых культур. Очень долго никакая

работа не  пробуждала в душе мальчика настоящего вдохновения. Но вот он стал

отдавать предпочтение обработке металла на токарном станке,  конструированию

и моделированию. В  конце шестого  года  обучения  мальчик настолько увлекся

металлом,  что  оставил  иные  виды  труда.  Обработка  деталей  механизмов,

приборов, моделей ручным инструментом и на станке стала его любимой работой.

Под   руководством   учителя   труда   подросток   взялся   за  изготовление

электролобзика.  Он  сам  сделал  чертеж,  изготовил   детали,   смонтировал

механизм. День, когда Толя  соединил свой лобзик с маленьким электромотором,

стал  для него  праздником.  В  глазах  светилась  радость.    тот день  я

почувствовал  себя человеком,-  рассказывал Толя  через несколько  лет после

окончания школы.- До этого мне порой казалось, что я не такой, как все, хуже

других...  А с того дня как-то  по-другому  открылся мир. Люди словно добрее

стали..."  Найдя в  годы  отрочества свою  любимую работу, каждый  подросток

сделал большой шаг на пути к моральной зрелости.

 

        ТРУД И КРАСОТА

 

     Я старался,  чтобы в годы  отрочества  труд облагораживал чувства  моих

воспитанников,  открывал  им  красоту  окружающего  мира  и человека. Первый

источник  эстетических чувств в  труде  -  это творение  красоты. В  уголках

красоты,  во  время  праздников  труда,  в мастерской,  на  участке -  всюду

создавалась  человеческая красота. В  жизни каждого  подростка  наступал тот

знаменательный,     торжественный     момент,     когда     со     школьного

учебно-исследовательского участка, из плодового  сада,  теплицы, мастерской,

рабочей комнаты  он переходил на колхозное  поле. Этот  шаг переживался  как

вступление в трудовую семью  взрослых, как приобщение к  общенародным делам.

Это  событие отмечалось, как трудовой  праздник  - Праздник первой  борозды.

Когда  мои  воспитанники перешли в  шестой класс,  это событие  впервые было

отмечено торжественным обрядом. Мальчики и  девочки стали обрабатывать  свой

пионерский  гектар. Они вышли в поле,  вывезли  удобрения, внесли в почву. С

тех пор началась длительная, кропотливая работа на гектаре земли. Каждый год

подростки выращивали тут  пшеницу. Они  старались как можно больше  насытить

землю удобрениями и  влагой, хорошо подготавливали семена.  Незабываемым был

Праздник возрождения плодородия. Подростки  праздновали его раз за  все годы

отрочества. Чувство  радости  труда, переживаемой в  этот  день,  добывалось

особенно  дорогой ценой и оставляло неизгладимый  след в сердцах.  Несколько

лет мальчики и девочки работали на небольшом участке неплодородной, негодной

земли. Цель работы-вернуть земле плодородие. В тот торжественный день, когда

сеяли  зерно в землю, которая несколько лет назад  была  мертвым пустырем, а

теперь стала плодородным черноземным  полем,  на участок  приходили наиболее

уважаемые в селе труженики.  Они поздравляли  подростков  с победой. Чувство

красоты труда утверждали также праздники первого снопа, винограда, сенокоса.

В летние каникулы мальчики и девочки  в течение двух-трех недель работали на

сенокосе. Это были счастливые дни. Начало  этой волнующей работы  отмечалось

традиционным  Праздником  сенокоса.  Тихими   солнечными  утрами   подростки

выезжали в поле, каждый скашивал косой несколько  десятков квадратных метров

травы.

     После этого начинались  трудовые будни: сено косили  вручную  и конными

косилками,  сушили,  складывали.  Жили в поле,  варили  еду, вечером читали,

слушали рассказы бывалых людей.

 

        ТРУД И ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ

 

     Радость  труда  своеобразна. Ее можно сравнить  разве  что  с чувством,

которое  переживает человек,  поднимаясь  на  вершину  высокой горы. Тяжелый

каменистый путь, каждый шаг дается ценою больших усилий, но  перед человеком

благородная цель - достичь вершины. Поднявшись на вершину, человек возвышает

себя,  утверждает   собственное  достоинство.  Он  ощущает  себя  сильным  и

мужественным, готовым к преодолению новых трудностей. Я  видел  очень важную

воспитательную  задачу в  том, чтобы  в  годы  отрочества  каждый  подросток

поднялся на эту вершину. Труд  должен быть своеобразной волевой закалкой;  в

этом  правиле  трудового  воспитания   выражается  единство  физического   и

духовного.  Каждый   выполнял   работу,   которая  требовала   значительного

напряжения физических и духовных сил.  В  зимний холод,  когда ветер обжигал

лицо  и  забивал дыхание, подростки ехали в поле: нужно  привезти  сено  для

животноводческой  фермы.  Они  понимали,  что  никакие  трудности  не  могут

освободить человека  от труда:  перестанешь  работать -  нечего будет  есть.

Жизнь  на каждом шагу  убеждала их,  что работать  нужно  всегда. И они  шли

навстречу снежной  буре и  январскому  морозу.  Грузили  сено, привозили  на

ферму. Возвращались с работы уставшие, но  радостно возбужденные, переживали

большую человеческую гордость. Это чувство гордости познается только трудом,

и ни при каких других обстоятельствах  в школьной жизни оно недоступно. Тот,

кто  познал  это  чувство,  понял  азы  жизненной  мудрости:  радости  жизни

оплачиваются трудом, их нужно добыть. Эта мысль становится личным убеждением

каждого подростка.

 

        НА ПОРОГЕ ЮНОСТИ

 

     Июньским  днем мы пришли в лес.  Устроились на своей  любимой солнечной

поляне.  Завтра  все  мои воспитанники  получат свидетельство  об  окончании

восьмилетней школы. Я был  рад: они приобрели прочные знания, полюбили науку

и книгу, научились мыслить и понимать окружающий мир и самих себя. Каждый из

них  нашел себя - полюбил труд, пережил радость  успеха в любимом деле, стал

мастером,  творцом.  Настоящим человеком.  В каждом  юном сердце утвердилась

чуткость  к радостям и беде других людей. Все,  что происходит в  окружающем

мире, глубоко волнует, тревожит юное сердце, переживается как личное. Сердца

моих  воспитанников стали непримиримыми к злу.  Добро, правда,  человечность

радуют, одухотворяют благородными чувства-

     ми, а зло, неправда, лицемерие возмущают, пробуждают волю к борьбе. Мои

воспитанники чувствительны к красоте  и прежде всего к красоте в человеке. Я

убежден, что никто из них не  обидит человека, не унизит его достоинство. Но

человечество любить легче, чем по-настоящему любить одного человека. Труднее

помочь ближнему, чем твердить: "Я люблю людей".  Высшей наградой за труд, за

тревожные дни  и бессонные ночи является для  меня  то, что воспитанники мои

стали настоящими  сыновьями  своей  Родины:  они  знают, какой дорогой ценой

досталось  их  поколению  счастье   труда,  материальные  и  духовные  блага

социализма.  Им  дорог каждый стебелек  на родной  земле, они готовы  отдать

жизнь за социалистическую Отчизну.

Сайт создан в системе uCoz