ЗИМНИЕ РАДОСТИ И ЗАБОТЫ
Зима... Какие прекраснее
возможности для воспитания
и развития детей
кроются в
этой замечательной поре.
Глубоко заблуждаются те, кто
считает
периодом оздоровления детей только лето. Если
не использована для укрепления
здоровья зима - с умеренными морозами,
мягкими, обильными снегами, то и лето
не принесет пользы. Я приучал малышей быть на
морозе, дышать чистым морозным
воздухом. Утром мы шли в школьную теплицу встречать восход солнца, которое
окрашивало в алый цвет причудливые узоры на
замерзших стеклах в коридоре
теплицы. На каждом стеклышке наше воображение
рисовало удивительные миры: мы
видели
фантастических зверей, таинственные горные ущелья, облака, цветы.
Здесь, у замерзших стекол, дети создали не одну сказку. Здесь они
учились
читать,
о чем я расскажу позже. Встретив солнце, ребята открывали дверь из
коридора
в теплицу и вступали в мир
цветов. Зимой у нас в одной из теплиц
цветут хризантемы. У каждого ребенка здесь
был свой цветок - свой друг. Дети
поливали цветы. Это были радостные минуты: в
маленьких капельках загоралась
радуга, дети с восхищением смотрели на нее,
мечтали о лете... Здесь родилась
сказка о
солнечном мосте -
золотой радуге. После каждой метели,
когда
обновлялось белое покрывало земли, мы шли
смотреть на снежные сугробы
в
школьном саду. Удивительный это мир - снежные
сугробы; такой же таинственный
и
неожиданный, как и
облака. В причудливых
сугробах дети находили и
сказочные терема на вершинах неприступных
гор, и застывшие морские волны, и
белого лебедя, и серого волка, и хитрую лису. Однажды природа как
будто
специально для нас создала сказочный
корабль - с парусами и капитанским
мостиком,
с якорем и пиратами,
всматривающимися вдаль. Несколько
дней
подряд, пока
ветер и солнце не разрушили
корабль, мы ходили смотреть на
него.
А вечером дети собирались в школе, чтобы послушать мой рассказ о
пиратах
и добрых людях - освободителях слабых и несправедливо обиженных, о
борьбе добра и зла, о победе правды над несправедливостью. В сильный холод
мы не
ходили на прогулки. Если мороз был небольшой, дети
находились на
воздухе.
А когда наступала оттепель,
у нас
начался настоящий праздник.
Пионеры
помогли нам построить
снежный городок. Из снежных плит сложили
убежище, получилось что-то похожее на
пещеру. И здесь отдыху и труду
тоже
сопутствовала сказка и игра. Мы играли в полярников. Я рассказывал детям
сказки
о великом ледяном
безмолвии. В них переплеталась фантастика с
подлинными, героическими подвигами человека. С грустью расставались малыши
со
своим убежищем, растаявшим под лучами солнца. Дважды зимой мы
ездили в
лес,
один раз автомашиной и один
раз на
лошадях. Легкий морозец обжигал
щеки, но никто не жаловался на холод.
Дни, проведенные в зимнем
лесу,
навсегда остались в памяти детей. Мы слушали
музыку зимнего леса, наблюдали
за жизнью
птиц. В лесном овраге
нашли незамерзающий источник.
Грелись у
костра,
варили кашу. Любовались красотой
вечерней зари, на наших глазах
менялась
окраска ветвей, покрытых снегом, они были то бледно-розовые, то
оранжевые, то багровые, то
фиолетово-голубые. Сказка о Солнышке
обогатилась
новыми
образами, захватившими детей своей фантастической необычностью и
красотой. Здесь мы составили
стихотворение, в котором
дети передали свое
впечатление
о зимнем лесе. Катя, любуясь
красотой сосны, одетой в снежный
наряд,
сказала: - Сосна спит. Зина нарисовала более яркий образ: - Сосна
уснула
до лета... -
Сосна уснула до
весны,- сказал Сережа,
и все
почувствовали напевность этих слов.
Детям хотелось продолжить
мысль
товарища. - Ей снятся, снятся, снятся сны,-
произносит кто-то из ребят.
Сосна уснула до весны, ей
снятся, снятся, снятся сны,-пели
мальчики и
девочки, переживая чувство гордости от того, что сами сложили песню. Этот
зимний
вечер открыл передо мной целый мир духовных богатств
ребенка. Я
окончательно утвердился в убеждении: учить
думать, развивать умственные силы
и способности детей надо непосредственно у
источника мысли и слова.
Кто из малышей не любит лепить
снежную бабу, кататься на салазках! При
умеренном
морозе в тихую погоду,
особенно когда ярко светило солнце, ми
проводили целые дни на воздухе. На окраине
села устроили ледяную горку.
Деревянные и
металлические сани нас не удовлетворяли
- недостаточно быстро
они
скользили, и мы сделали десятка
два ледяных салазок: брали солому,
смешивали
с навозом, обливали
водой, придавая этим
сооружениям форму
гнездышка. Салазки были совершенно безопасны.
Мне вспомнилось собственное
детство...
Мы нашли колесо от телеги, вставили ось в прорубь на пруду, лед
сковал
ось, и колесо превратилось в
ледяную карусель. Дети,
держась за
палки,
привязанные к колесу, скользили
по зеркальной поверхности пруда. В
этих играх и забавах проходили целые
дни. Слабенькие дети - Саня,
Володя,
Катя,
Костя - стали румяными,
краснощекими. Своеобразная красота
зимней
природы
особенно ярко раскрывалась перед ребятами в тихие
безоблачные
морозные вечера. Мы стояли где-нибудь в саду,
смотрели на алую зарю, ожидали
первых звездочек. Озаренные вечерним светом, снега казались розовыми, потом
-
светло-фиолетовыми. В эти минуты
чувства, охватившие детей, выражались в
слове и музыкальной мелодии. Припоминались
мелодии народных песен, созвучных
неповторимой красоте. Очарованные, мы шли в
школу, разжигали огонь в печке и
пели
песни. В тихое зимнее утро
дети любовались зарей. Они стояли молча,
созерцая красоту. Им хотелось найти слова,
чтоб выразить свое восхищение. Я
помогал
в поисках слова. Каждая находка
пробуждала не только радость, но и
была новым зарядом мыслительной энергии.