ЗИМНИЕ РАДОСТИ И ЗАБОТЫ

 

     Зима... Какие прекраснее  возможности для воспитания  и  развития детей

кроются в  этой замечательной поре.  Глубоко  заблуждаются те,  кто  считает

периодом оздоровления детей только лето. Если не использована для укрепления

здоровья зима - с умеренными морозами, мягкими, обильными снегами, то и лето

не принесет пользы. Я приучал малышей быть на морозе, дышать чистым морозным

воздухом. Утром мы шли в школьную  теплицу встречать восход солнца,  которое

окрашивало в алый  цвет  причудливые узоры на замерзших  стеклах  в коридоре

теплицы. На каждом стеклышке наше воображение рисовало удивительные миры: мы

видели  фантастических  зверей,  таинственные горные ущелья, облака,  цветы.

Здесь, у замерзших стекол, дети  создали не одну сказку.  Здесь они  учились

читать,  о чем я расскажу позже. Встретив солнце, ребята открывали дверь  из

коридора  в  теплицу и вступали в мир цветов. Зимой у нас в одной  из теплиц

цветут хризантемы. У каждого ребенка здесь был свой цветок - свой друг. Дети

поливали цветы. Это были радостные минуты: в маленьких  капельках загоралась

радуга, дети с восхищением смотрели на нее, мечтали о лете... Здесь родилась

сказка о  солнечном  мосте  -  золотой радуге. После  каждой  метели,  когда

обновлялось белое покрывало земли, мы  шли  смотреть на  снежные  сугробы  в

школьном саду. Удивительный это мир - снежные сугробы; такой же таинственный

и  неожиданный,  как  и  облака.  В  причудливых  сугробах дети  находили  и

сказочные терема на вершинах неприступных гор, и застывшие морские  волны, и

белого лебедя, и серого  волка, и хитрую  лису.  Однажды  природа как  будто

специально для  нас создала  сказочный корабль  -  с  парусами и капитанским

мостиком,  с якорем  и  пиратами,  всматривающимися  вдаль.  Несколько  дней

подряд, пока  ветер и  солнце не разрушили корабль,  мы  ходили смотреть  на

него.  А  вечером  дети собирались  в  школе, чтобы  послушать мой рассказ о

пиратах  и добрых людях - освободителях слабых и несправедливо  обиженных, о

борьбе добра и зла, о победе правды над  несправедливостью. В сильный  холод

мы не  ходили  на прогулки. Если  мороз был небольшой,  дети  находились  на

воздухе.  А когда наступала  оттепель, у  нас  начался  настоящий  праздник.

Пионеры  помогли  нам  построить  снежный  городок. Из  снежных плит сложили

убежище, получилось что-то  похожее на  пещеру. И здесь отдыху и  труду тоже

сопутствовала сказка  и игра. Мы играли  в  полярников. Я  рассказывал детям

сказки  о  великом  ледяном  безмолвии.  В  них переплеталась  фантастика  с

подлинными, героическими  подвигами человека. С  грустью расставались малыши

со  своим убежищем, растаявшим под лучами солнца. Дважды зимой  мы  ездили в

лес,  один раз автомашиной и  один раз  на  лошадях. Легкий морозец  обжигал

щеки, но никто  не жаловался  на  холод.  Дни, проведенные  в  зимнем  лесу,

навсегда остались в памяти детей. Мы слушали музыку зимнего  леса, наблюдали

за жизнью  птиц.  В лесном  овраге  нашли незамерзающий  источник. Грелись у

костра,  варили кашу.  Любовались  красотой  вечерней  зари, на наших глазах

менялась  окраска  ветвей,  покрытых снегом, они были то  бледно-розовые, то

оранжевые, то багровые, то фиолетово-голубые.  Сказка о Солнышке обогатилась

новыми  образами,  захватившими  детей своей фантастической  необычностью  и

красотой. Здесь  мы составили  стихотворение, в  котором дети  передали свое

впечатление  о зимнем лесе. Катя, любуясь  красотой сосны, одетой  в снежный

наряд,  сказала:  -  Сосна спит. Зина нарисовала более яркий  образ: - Сосна

уснула   до  лета...  -  Сосна  уснула  до  весны,-  сказал  Сережа,  и  все

почувствовали  напевность  этих  слов.  Детям   хотелось   продолжить  мысль

товарища. - Ей снятся, снятся, снятся сны,- произносит кто-то из ребят.

     Сосна уснула до весны,  ей снятся, снятся, снятся  сны,-пели мальчики и

девочки, переживая  чувство  гордости от  того, что сами сложили песню. Этот

зимний  вечер  открыл  передо мной целый  мир духовных богатств  ребенка.  Я

окончательно утвердился в убеждении: учить думать, развивать умственные силы

и способности детей надо непосредственно у источника мысли и слова.

     Кто из малышей не любит  лепить снежную бабу, кататься на салазках! При

умеренном  морозе  в тихую погоду, особенно  когда  ярко светило солнце,  ми

проводили целые дни  на  воздухе.  На окраине  села  устроили ледяную горку.

Деревянные и  металлические сани нас не удовлетворяли  - недостаточно быстро

они  скользили,  и мы сделали  десятка  два  ледяных салазок: брали  солому,

смешивали  с  навозом,  обливали  водой,  придавая  этим  сооружениям  форму

гнездышка. Салазки были совершенно  безопасны.  Мне  вспомнилось собственное

детство...  Мы нашли колесо от телеги, вставили ось в  прорубь на пруду, лед

сковал  ось, и колесо превратилось  в ледяную  карусель.  Дети,  держась  за

палки,  привязанные  к колесу, скользили по  зеркальной поверхности пруда. В

этих играх и забавах проходили  целые  дни.  Слабенькие дети - Саня, Володя,

Катя,  Костя -  стали  румяными,  краснощекими. Своеобразная красота  зимней

природы  особенно  ярко  раскрывалась  перед  ребятами  в тихие  безоблачные

морозные вечера. Мы стояли где-нибудь в саду, смотрели на алую зарю, ожидали

первых звездочек. Озаренные вечерним  светом, снега казались розовыми, потом

-  светло-фиолетовыми. В эти  минуты чувства, охватившие детей, выражались в

слове и музыкальной мелодии. Припоминались мелодии народных песен, созвучных

неповторимой красоте. Очарованные, мы шли в школу, разжигали огонь в печке и

пели  песни. В тихое зимнее  утро дети  любовались  зарей. Они стояли молча,

созерцая красоту. Им хотелось найти слова, чтоб выразить свое  восхищение. Я

помогал  в поисках слова. Каждая находка  пробуждала не только радость, но и

была новым зарядом мыслительной энергии.

Сайт создан в системе uCoz