ПЕРВЫЙ ГОД-ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ
Осенью 1951 г., за 3 недели до занятий, одновременно с приемом
детей в
1 класс, школа взяла на учет 6-летних мальчиков
и девочек, то есть тех, кому
начинать
учиться через год.. С этими ребятами мне предстояло работать 10
лет. Когда я собрал всех родителей вместе с
детьми и предложил послать ребят
в школу за
год до официального начала
учения, мнения разделились: одни
родители одобряли мое намерение, считая,
что при отсутствии круглогодичного
детского сада (в те годы в селе был детский
сад, работающий только в летнее
время) посещение детьми школы будет хорошей
помощью семье, другие опасались,
что
преждевременное учение неблагоприятно скажется на здоровье
детей.
"Успеют насидеться в классе,-говорила
мать Любы.-Только и жизни детской, что
до школы". Эти слова еще раз
заставили меня задуматься над тем, как вредна
резкая ломка всего уклада детской жизни в школе, как важно дать простор для
развития
естественных сил ребенка. Я
рассказал, что посещение школы в
течение
года до занятий не будет сидением в
классе. Год, предшествующий
обучению' за партой, был необходим мне для
того, чтобы хорошо узнать каждого
ребенка, глубоко изучить индивидуальные
особенности его восприятия, мышления
и
умственного труда. Прежде
чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать. Надо также хорошо знать индивидуальные
особенности
здоровья каждого ученика - без этого нельзя
нормально учить. Умственное
воспитание далеко не одно и то
же, что приобретение знаний.
Хотя оно
невозможно
без образования, как зеленый
листок невозможен без солнечного
луча,
тем не менее воспитание ума
так же нельзя
отождествлять с
образованием, как зеленый листок - с солнцем.
Педагог имеет дело с мыслящей
материей,
способность которой в годы
детства воспринимать и
познавать
окружающий мир в огромной мере зависит от здоровья ребенка. Эта зависимость
очень тонкая
и трудноуловимая. Изучение
внутреннего духовного мира детей,
особенно их мышления, является одной из важнейших задач учителя.