ПЕРВЫЙ ГОД-ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ

 

     Осенью 1951 г., за 3 недели до занятий, одновременно с приемом детей  в

1 класс, школа взяла на учет 6-летних мальчиков и девочек, то есть тех, кому

начинать  учиться  через  год.. С этими ребятами мне  предстояло работать 10

лет. Когда я собрал всех родителей вместе с детьми и предложил послать ребят

в школу за  год до  официального  начала  учения,  мнения  разделились: одни

родители одобряли мое намерение, считая, что  при отсутствии круглогодичного

детского сада (в те годы в селе был детский сад, работающий только в  летнее

время) посещение детьми школы будет хорошей помощью семье, другие опасались,

что  преждевременное  учение  неблагоприятно  скажется  на  здоровье  детей.

"Успеют насидеться в классе,-говорила мать Любы.-Только и жизни детской, что

до школы".  Эти  слова еще раз заставили меня задуматься над тем, как вредна

резкая ломка всего уклада детской жизни  в школе, как важно дать простор для

развития  естественных  сил  ребенка. Я  рассказал,  что  посещение школы  в

течение  года  до занятий не будет  сидением в  классе. Год,  предшествующий

обучению' за партой, был необходим мне для того, чтобы хорошо узнать каждого

ребенка, глубоко изучить индивидуальные особенности его восприятия, мышления

и  умственного  труда.  Прежде  чем  давать  знания,  надо  научить  думать,

воспринимать, наблюдать.  Надо также хорошо знать индивидуальные особенности

здоровья каждого  ученика  - без этого  нельзя  нормально  учить. Умственное

воспитание далеко  не  одно и  то  же,  что приобретение  знаний.  Хотя  оно

невозможно  без образования, как  зеленый листок  невозможен без  солнечного

луча,  тем  не  менее  воспитание   ума  так   же  нельзя   отождествлять  с

образованием, как зеленый листок - с солнцем. Педагог имеет дело  с мыслящей

материей,  способность  которой в  годы  детства  воспринимать  и  познавать

окружающий мир в огромной  мере зависит от здоровья ребенка. Эта зависимость

очень тонкая  и трудноуловимая.  Изучение внутреннего духовного  мира детей,

особенно их мышления, является одной из важнейших задач учителя.

Сайт создан в системе uCoz