РОДИТЕЛИ МОИХ ВОСПИТАННИКОВ

 

     Чтобы хорошо  узнать  детей, надо  хорошо  знать семью  -  отца,  мать,

братьев, сестер, дедушек и бабушек. В микрорайоне нашей школы был 31 ребенок

6-летнего  возраста,  16  мальчиков  и 15 девочек. Все родители  согласились

посылать детей  в "Школу радости" - так через некоторое время отцы и  матери

назвали нашу группу дошкольников. Из 31 человека 11  ребят не имели отцов, у

двоих не было ни отца, ни матери. Судьба обоих  мальчиков - Вити  и Сашка  -

была  трагична. Отца Вити  -  партизана Великой Отечественной войны  - убили

фашисты, подвергнув  жестоким пыткам на глазах жены. Мать  Вити не перенесла

горя, лишилась  рассудка.  Мальчик  родился  через  6  месяцев  после  этого

трагического  события. Мать  умерла после  родов,  малютку  с трудом удалось

выходить. Отец  Сашка погиб на  фронте,  мать  была убита во  время  боев за

освобождение села от фашистских захватчиков. За несколько недель до открытия

"Школы  радости" я познакомился  с  каждой  семьей.  Меня тревожило,  что  в

отдельных семьях не было атмосферы дружбы между родителями и детьми, отцом и

матерью,  не было  взаимного  уважения,  без  которого невозможна счастливая

жизнь  ребенка.  Вот  стоит  черноглазый,  смуглый,  курносый Коля.  У  него

настороженный взгляд.  Я улыбаюсь мальчику, а он еще больше  хмурится. В эти

мгновения думаю о той  ненормальной обстановке,  которая  сложилась  в  этой

семье. Отец  Коли до войны сидел в тюрьме, семья  жила в  Донбассе. Во время

фашистской оккупации он  вышел из заключения, и семья переехала в наше село.

Мать  и  отец использовали  горе людей в  целях наживы,  занимались  темными

делами:   спекулировали,  перепрятывали   вещи,   награбленные   фашистскими

прислужниками - полицейскими.  В трудные годы мать воровала кур на колхозной

птицеферме,  научила Колю и его  старшего брата  ловить ворон.  Дети убивали

птиц, мать жарила их и продавала на рынке под видом  курятины... Я смотрю на

мальчика,  хочу, чтобы он  улыбнулся, но в  глазах вижу замкнутость, боязнь.

Как  пробудить  в твоем  сердце,  Коля, добрые,  человеческие  чувства,  что

противопоставить уродливой атмосфере зла и презрения к людям,  среди которых

ты  рос?  Смотрю  в равнодушные, какие-то  невидящие  глаза  матери,  и  мне

становится не по себе от этого равнодушия. Я долго думал, стоит ли писать об

этих  деталях  в книге. Десятки  раз зачеркивал и снова  писал. Можно  было,

конечно, дать обобщенную характеристику: отец  и мать  не  были для  ребенка

примером нравственной чистоты... Но это  было бы вредное приглаживание. Нет,

нельзя  закрывать глаза на то, что  вокруг  нас  еще  есть зло  и  мерзости.

Никакой  каменной  стеной  не  оградить  их  от  школы.   Чтобы  бороться  и

преодолевать это зло, очистить юные души от грязи, унаследованной от старого

мира,  надо смело смотреть правде в лицо. Беловолосый,  худенький, с синими,

как  весеннее небо,  глазами  Толя. Он стоит рядом с матерью,  держит  ее за

руку,  смотрит  почему-то  в  землю  и  лишь  изредка поднимает глаза.  Отец

мальчика погиб  геройской  смертью  в  Карпатах,  матери  прислали несколько

орденов. Толя гордится папой, а о маме плохая слава в селе: ведет разгульную

жизнь,  совсем забросила  ребенка...  Что  делать,  чтобы  сердце  6-летнего

человека  не  искалечило  это  большое  горе?  Что предпринять,  чтобы  мать

опомнилась,  чтобы  в ее  сердце  пробудилось чувство  заботы о  сыне? Война

оставила  глубокие  рубцы,  не  зажившие  еще раны.  Передо  мной дети  1945

(некоторые- 1944) года рождения, не один из ребят  стал сиротой еще в утробе

матери. Вот Юра, его отец погиб в предпоследний день войны на чешской земле,

мама без памяти любит сына, стремится удовлетворить малейший детский каприз.

В семье есть дедушка, он тоже готов сделать все, лишь бы Юра жил беззаботно.

Из  того,  что  я узнал об  этой семье, было  ясно: 6-летний  ребенок  может

превратиться в  маленького тирана. Слепая материнская любовь так  же опасна,

как  и равнодушие. Петрика привели мать и дедушка. Я много слышал о нелегкой

жизни матери  мальчика. Первый ее муж  оставил семью  еще до войны.  Женщина

вышла  замуж второй раз, но и это замужество не было  счастливым: оказалось,

что у отца  Петрика где-то в Сибири есть семья; после войны он уехал. Гордой

женщине пришло в голову убедить сына, что его  отец погиб на фронте. Мальчик

рассказывал детям о вымышленных подвигах своего  отца. Сверстники  не верили

ему, говорили, что у него отец - обманщик. Петрик плакал,  шел со слезами  к

матери. По всему было видно, что недобрые люди заронили в душу ребенка зерна

неверия  в человека  и ожесточенность. Что  делать, чтобы ребенок поверил  в

добро? Косте было  уже 7  лет,  но он  еще не поступал в  1  класс. В  школу

мальчика привели  отец, мачеха и дедушка. Смертоносный ветер воины опалил  и

этого  ребенка. Через несколько недель после освобождения села от фашистских

захватчиков  беременная Костей мать (тогда она со дня на день ожидала родов)

нашла  где-то  несколько металлических  предметов и дала  поиграть  первому,

семилетнему,  сыну. Среди предметов оказался запал  мины.  Произошел  взрыв,

ребенок  погиб.  Мать повесилась. Подоспевшие  люди вынули ее из  петли, и в

предсмертной агонии женщина  родила  Костю.  Мальчик выжил чудом: спасло его

то,  что  соседка  кормила  в  это  время  грудью  своего ребенка. С  фронта

возвратился  отец.  Он души не  чаял  в  сыне,  берег и  лелеял  его, любили

мальчика и мачеха - прекрасная женщина, и дедушка. Но не исполнилось Косте и

5  лет, как произошло  новое  несчастье: нашел  мальчик в  огороде блестящий

металлический   предмет,   стал    стучать   железкой,    произошел   взрыв:

окровавленного ребенка  отвезли в  больницу.  Остался  Костя  на  всю  жизнь

инвалидом: без левой руки и без левого глаза;  в лицо навсегда въелись синие

крупинки пороха... Сколько  надо  отдать  тебе,  Костя, сердечной  доброты и

ласки,  чтобы ты  стал  счастливым  человеком?  Как говорить с  твоим отцом,

доброй мачехой и дедушкой, чтобы их любовь была мудрой и требовательной? Как

ты  будешь учиться?  Родные  говорят,  что у  тебя часто  болит голова.  Как

облегчить твое  учение,  укрепить здоровье и рассеять угнетенное настроение?

Отец рассказывал:  ты  иногда плачешь в одиночестве, тебя не  влекут детские

игры  сверстников...  Вот рядом  с  матерью  сероглазый  задумчивый мальчик-

Слава. У  его  матери  -  нелегкая  судьба  одинокой  женщины.  Ей  уже  под

пятьдесят.  В молодости она  была некрасивой. Девушка  мечтала о счастье, но

никто не хотел стать ее мужем. Уходила молодость, а личного счастья не было.

И вот вернулся с войны одинокий, как и она, человек, весь  в  рубцах от ран.

Человек полюбил женщину,  они  поженились.  Но недолгим  было  счастье:  муж

вскоре умер. Всю , силу  своей  любви к мужу  женщина  перенесла на сына, но

воспитывала  она  его неправильно. Рассказывали,  что Слава не  любит людей,

целыми  днями сидит дома,  стоит  только  спросить  у него что-нибудь, в его

глазах вспыхивает недобрый  огонек.  Вот и  сейчас  я  посмотрел  мальчику в

глаза,  и  они  сразу  же  стали  колючими,  на  стороженными.  Чем ближе  я

знакомился  с будущими воспитанниками, тем больше  убеждался, что  одной  из

важных задач, которые стоят передо  мной, является возвращение детства  тем,

кто в семье лишен его. За три года  работы в школе я знал несколько десятков

таких детей. Жизнь утвердила убеждение в  том., что  если маленькому ребенку

не удается возвратить  веру в добро и справедливость, он  ни когда  не может

почувствовать   человека  в  самом  себе,   испытать  чувство   собственного

достоинства.   В   подростковом   возрасте  такой   воспитанник   становится

озлобленным,  для  него нет  в  жизни  ничего святого и возвышенного,  слово

учителя  не доходит до глубины его сердца. Выпрямить душу  такого человека -

одна из  наиболее трудных  задач  воспитателя;  в этом  самом  тонком, самом

кропотливом   труде   происходит,   по  существу,   главное   испытание   по

человековедению. Быть человековедом - значит, не только видеть, чувствовать,

как ребенок познает добро и зло, но и защищать нежное детское сердце от зла.

Всматриваясь в детские глаза - черные, синие,  голубые - я  думал: хватит ли

во  мне добра и теплоты, чтобы  согреть их  сердца? Я  вспомнил  слова И. К.

Крупской:  "Для ребят идея неотделена от  личности. То, что говорит  любимый

учитель, воспринимается совсем по-другому,  чем  то, что говорит презираемый

ими,  чуждый им человек" . Я буду воспитывать словом и личным примером. Дети

должны читать в моих  словах и поступках  добро, правду, красоту. За  каждым

моим словом  должна  стоять  теплота, сердечность, душевность.  Галю  привел

отец.  Она и ее младшая сестра пережили большое горе: умерла мама. Через год

после смерти матери в семью  пришла чужая женщина - добрая, честная, чуткая.

Она понимала, что про исходит в  детских сердцах, была  осторожна в излиянии

своих чувств, надеялась расположить к себе девочек. Но шли недели, месяцы, а

Галя и  ее младшая сестренка Валя не хотели даже говорить с мачехой. Они как

будто  не  замечали   ее.  Женщина  плакала,  просила  совета  у  мужа  и  у

родственников - что ей делать? Намеревалась даже оставить  семью, но потом у

нее родился  мальчик. Думала, что появление ребенка  согреет сердца девочек,

но надежды не оправ-

 

     * Крупская Н. К. Воспитательная роль учителя.-Пед. соч.: В 10-ти т, М.,

1959, т. 3, с. 265-266.

 

     дались. Дети (особенно Галя) не хотели замечать маленького братика. Как

прикоснуться к этому гордому сердцу? О чем  говорить  с отцом и мачехой, что

им советовать, ведь отец уже приходил в школу, изливал свое горе?  Я сказал,

что  посоветовать  что-нибудь смогу лишь  тогда, когда  хорошо  узнаю  Галю.

Кругленькая, сероглазая, улыбающаяся  Лариса сидит рядом с матерью, держит в

руках хризантему. Я знаю, что на сердце матери тяжелым камнем лежит горе. Ее

оставил муж. Девочка не помнит отца. А мама  говорит дочке: "Отец придет". И

вот женщина  вышла  замуж за  хорошего человека, рабочего машинно-тракторной

станции. Она сумела убедить девочку в  том, что этот человек и есть ее отец.

Лариса  любит  отца, а у матери болит сердце:  вдруг чье-нибудь  неосторожно

брошенное  слово  раскроет  ее обман.  Девочка счастлива, но ее  сердце надо

очень зорко оберегать от грубых прикосновений недоброго слова. Сумеем ли  мы

это сделать вместе с  хорошими родителями? Неродной отец...  Каждому ребенку

такого бы  родного  отца, как у Ларисы  неродной. Чем больше я узнавал этого

человека,  тем  глубже убеждался в том, что настоящий отец тот, кто воспитал

ребенка. Я часто бывал в этой семье и удивлялся одному интересному  явлению:

в глазах  девочки была та же доброта, ласка, чуткость,  что и у ее неродного

отца. Детские глаза излучали то же восхищение, изумление перед красотой, что

и  глаза   отчима.  Даже  движения,   мимику,  выражение  чувств  удивления,

настороженности, строгости - все это Лариса переняла от него. Федя... У него

тоже  нет  отца,  и  мальчику уже  несколько раз  пришлось  услышать колкое,

оскорбительное  слово, намекающее  на то, что  его мама вела себя  далеко не

безупречно.  Детская  душа  пережила смятенье: как  же  это так,  ведь  мама

говорит, что их отец погиб на фронте. Я с  довоенных лет  знаю маму Феди. Ее

жизнь во время войны  сложилась несчастливо.  Как ввести мальчика  в сложный

мир  человеческих взаимоотношений,  чтобы ребенка не  тревожили, мучительные

вопросы? Часто мы,  воспитатели,  забываем, что познание мира начинается для

маленьких детей с познания человека. Добро  и зло открываются перед ребенком

уже в том, каким тоном обращается  отец к матери, какие чувства выражают его

взгляды, движения.  Я  знал девочку, которая уходила в глухой уголок  сада и

тихо плакала, когда отец приходил с работы угрюмый и неразговорчивый, а мать

каждым словом пыталась угодить ему. Сердце ребенка  разрывалось от  обиды на

отца и чувства сострадания  к  матери...  Но это лишь первые,  поверхностные

черточки человеческих отношений, которые познает ребенок. А что происходит в

детском сердце  тогда,  когда из  случайно брошенного слова, из  спора между

матерью и отцом  маленький  человек узнает,  что  отец  и мать не любят друг

друга и разошлись бы, но  их связывает ребенок? Сестры-близнецы Нина и Саша.

В школу их  привел отец. В этой многодетной семье  (кроме Нины  и Саши - еще

четверо)  - свое горе:  уже несколько  лет  мать прикована к постели тяжелой

болезнью. Старшие  сестры ведут  хозяйство - отцу трудно. Нина и Саша знают,

что такое труд.  В семье у них очень мало радостей.  Когда девочки увидели у

одного  мальчика  зеленый  резиновый  мяч, в  их  глазах  вспыхнул радостный

огонек, но сразу же угас, и я увидел такую глубокую тоску, что ком подступил

к горлу. Как дать этим  малышам светлую, безмятежную радость детства?  Смогу

ли  я это сделать? Вот отец  уже  напоминает мне: девочки будут  приходить в

школу не больше,  чем на час, они  должны  помогать  ему  дома.  Мы сидим на

лужайке  в тени высокой ветвистой  груши.  Я говорю  родителям  о  том,  как

представляю себе воспитание ребят, говорю то, что можно сказать при детях, а

из головы не выходят беды  и тревоги  каждой семьи. У  каждого свое  горе, и

выносить его на мир, давать советы в присутствии других людей - это означало

бы  выворачивать наизнанку чужую душу,  выставлять напоказ глубоко интимное.

Нет, все это  я должен только знать, но рассказывать об этом всем  родителям

нельзя.  Если  и придется прикоснуться  к самым сокровенным  уголкам  сердец

родителей, то делать  это надо только в личной беседе, тысячу  раз обдумав и

взвесив  каждое слово.  Сердечные раны,  невзгоды,  обиды, печали,  тревоги,

страдания  у  отцов  и  матерей,  о  которых  я  рассказал     подавляющем

большинстве   родители   коих   воспитанников-прекрасные   люди),  настолько

индивидуальны, что какого-то общего разговора не  может быть.  Когда  передо

мной  раскрылось сложное переплетение хорошего и  плохого в  людях,  сидящих

рядом, я понял, что нет родителей, которые бы умышленно давали плохой пример

своим детям. Читателю, может быть, покажется слишком много  горя и невзгод -

ведь речь идет  только об одном детском коллективе. Нельзя забывать, что все

это раны войны. Далеко в прошлое отошли первые послевоенные годы, затянулись

тяжелые душевные  раны  тех лет, выросли, стали матерями  и отцами  те,  кто

читал свое первое слово  под сияние победных  зарниц 1944-1945  годов,  дети

наших питомцев первых послевоенных лет давно  учатся  в школе, некоторые уже

приближаются  к  юности. Казалось бы,  в нынешних молодых  семьях все должно

быть озарено счастьем, но в жизни это далеко не так. Есть и сейчас еще горе,

несчастье, трагедии... А  о тех годах и  говорить нечего. Меня радовало, что

среди родителей большинство отцов  и  матерей жили хорошей семейной  жизнью,

как  говорится,  в добре  и согласии,  хорошо воспитывали  детей.  Вот  отец

7-летнего  крепыша Вани.  Он большой труженик,  агроном, горячо влюбленный в

землю и труд для людей. Ежегодно  на  своем приусадебном  участке выращивает

десятки   саженцев   яблонь   и   винограда  и   раздает   их   людям.   Его

жена-звеньевая-шелковод,  хороший  мастер  в  труде  и  добрый,  отзывчивый,

сердечный человек, заботливая  мать. В трудные дни 1933-1934 годов она взяла

в семью четверых сирот, спасла их от голодной смерти, воспитала, как родных,

и они называют ее матерью. Отец Люси, девочки  с удивительно пышными черными

косами,- человек очень честный  и  правдивый. Есть люди, о  которых говорят,

что они душевно прекрасны. В подавляющем большинстве такие люди не совершают

подвигов. Их  духовная красота во  взаимоотношениях  с  человеком. Вряд  эти

когда-нибудь отец говорил Люсе, что надо быть чуткой, отзывчивой. Чуткости и

человечности  он  учит детей своим поведением,  отношением  к жене. У матери

Люси  больное сердце  и  она работала  на свекловодческой плантации колхоза.

Отец  взял на себя  всю работу  по дому.  Отец и  мать  Кати превратили свой

плодовый сад в  своеобразный клуб для малышей:  здесь  вместе  с четырьмя их

детьми с ранней весны до поздней осени отдыхают, играют и купаются под душем

ребята  из  соседних  дворов.  Отец  Кати   оборудовал  во  дворе  маленькую

спортивную площадку  для  малышей. Весь урожай фруктов в плодовом саду - это

лакомство для детей. Родители Сани  - девочки  с синими,  всегда задумчивыми

глаза ми -  добрые, сердечные  люди.  Из города к ним  в  гости на  все лето

приезжают  три  девочки  -  племянницы  отца.  Саня  с  нетерпением  ожидает

родственников.  Отец  Сани построил для малышей купальню  на пруду. А сейчас

мастерит  моторную  лодку,  чтобы  принести   детям  еще  одну  радость.  Из

прекрасной семьи  пришла  к нам Лида. Ее отец,  рабочий  вагоностроительного

завода,-  музыкант  и  певец.  Он  учит  детей  петь  и  играть на  скрипке,

устраивает импровизированные концерты: в саду  собирается  человек  двадцать

детворы; ребята слушают  музыку,  разучивают народные песни. Дружная семья у

Павла. Больше четырех лет была прикована к постели мать мальчика. Отец сумел

заменить  ее:  он не только  трудился  на  производстве,  но и  выполнял всю

домашнюю  работу. В  семье Сережи -  смуглого, черноглазого мальчика,- отец,

мать, двое детей,  и все очень дружны.  Как  только есть свободный день-всей

семьей идут в лес. Там,  на поляне, они посадили четыре маленькие липы. Дома

ребята посадили  по  яблоньке  -  матери,  отцу, дедушке и бабушке. Я  часто

задумывался:  почему дети  в  этой  семье  так  любят  отца,  мать, дедушку,

бабушку? Наверное, все  доброе, вложенное в детское сердце,  возвращается  к

матери  и отцу во сто  раз  более сильной и чистой любовью.  Любу  привели в

школу  мать, отец,  бабушка,  старшая  сестра и  младший братишка. У девочки

пятеро  сестер и  братьев,  две  бабушки  и  дедушка.  Дух  беспрекословного

повиновения  старшим  основывается  в  этой  семье  на  взаимном  доверии  и

уважении. Я много наслышался о том, как старшие в семье умеют уважать детей,

дорожить  их  чувствами. Хорошие  народные  традиции  живут  в  семье самого

маленького мальчика Данька.  Трое детей-6, 8 и 9  лет-остаются на хозяйстве,

когда  мать и отец на  работе.  Малыши  готовят  обед и ужин,  доят  корову,

ухаживают за  растениями  на огороде.  Когда  в  летний  вечер мама  и  папа

возвращаются с работы, им приготовлены  душ, чистое белье, горячий ужин и...

букет  полевых  цветов  на столе.  В  семье  царит  уважение  к труду, можно

сказать, культ труда и  при этом нет никакой спешки, торопливости. Отец Вали

работает на машиностроительном  заводе в Кременчуге, мать-в колхозе. В  этой

дружной семье все учатся: и родители, и трое детей. Дух уважения  к знаниям,

школе,  учителю,  царящий в доме, нас, учителей, очень интересует и  радует.

Когда  Валя поступила н "Школу  радости",  открылась  замечательная черточка

этой семьи:  оказалось, что старушка, которую все  считали  родной  бабушкой

Вали,- это "чужая" женщина, у  нее нет никого из родных, два ее сына погибли

на фронте,  семья Вали приютила ее, и старуха  стала для детей родной.  Валя

даже не знала, что  это "чужая"  женщина.  Мать и отец маленькой  сероглазой

Люды работают  в колхозе. Родители привили детям большое уважение к простому

труду на земле. В семье царит чувство  фамильной  чести. "Все, что мы делаем

для людей,  должно быть  красивым",- учит  отец детей. Летом  старшие ребята

работают вместе с отцом на полевом стане. Люда несколько раз в месяц ездит к

ним с матерью, эти  поездки для девочки - настоящий праздник.  У Тани отец и

мать работают на  животноводческой  ферме колхоза.  Две  дочери  летом часто

бывают там. Отец и мать сумели привить детям любовь к труду. Учителя не  раз

любовались  такой  картиной:  в  уголке  животноводческой фермы  отец делает

маленькую  загородку, помещая туда ягненка или  теленка. Таня вместе со стар

шей сестрой заботливо ухаживает за животным. Это любимая игра детей; она тем

более привлекательна для них от того, что играют и мама, и папа. Отец Шуры -

мальчика с черными,  пытливыми,  ласковыми глазами -  работает  на  железной

дороге, дома  бывает раз в неделю. Приезды отца стали для Шуры, его брата  и

сестры  событием,  оставляющим   в  детской  душе  глубокий  след.  Дети   с

нетерпением  ожидают  отца:  он  всегда  дарит  им что-нибудь.  Подарки  его

своеобразны:  отец  хорошо  вырезает  из  дерева  фигурки  животных,  людей,

фантастических существ. Каждому ребенку  он привозит по  деревянной фигурке.

Большое  удовольствие  доставляют детям и  рассказы отца. У него редкий  дар

находить хороших людей. Рассказы о хороших людях как бы открывают детям окно

в мир.  Отец  Володи -  строитель  мостов.  Мать работает в колхозе. Молодые

родители  горячо  любят своего первенца.  Но  в  этой  любви мало  мудрости.

Слишком уж много они  дарят  мальчику всяких без дедушек, стараясь побыстрее

удовлетворить капризы сына.  Вот  и  сейчас  Володя сидит  рядом с матерью и

держит 2 резиновых шара. Он хочет что-то сказать матери, но она  не замечает

его, и сын  на дул губы, на глазах - слезы. У Вари - смуглой, тоненькой, как

нежный стебелек, черноглазой девочки с кудрявыми волосами - мама работает на

маслозаводе уборщицей,  отец после фронта  тяжело болен, о нем заботится вся

родня, но состояние здоровья отца пока не улучшается. Трое детей  чувствуют,

что на плечи матери судьба возложила нелегкий труд, и всеми силами стремятся

облегчить  ее  жизнь.  Заработок у  матери  скромный,  вечерами она вышивает

рубашки и полотенца,  зарабатывая  дополнительные  средства, необходимые для

лечения мужа.

     Старшая  сестра Вари уже научилась вышивать и помогает маме.  Варя тоже

учится народной вышивке. Ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей.

Я задумывался над хорошим и плохим в каждой семье. Самая ценная нравственная

черта хороших родителей, которая  передается детям  без  особых усилий,- это

душевная  доброта матери  и  отца, умение делать добро  людям. В семьях, где

отец и мать отдают частицу  своей  души другим,  принимают  близко  к сердцу

радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными.  Самое

большое  зло  - эгоизм,  индивидуализм  отдельных родителей.  Иногда это зло

выливается в слепую,  инстинктивную любовь к своему ребенку, как у родителей

Володи. Если отец и мать  все силы своего сердца  отдают детям, если за ними

не  видят  других  людей,-  эта  гипертрофированная  любовь  в  конце концов

оборачивается  несчастьем.  Об этом я  думал, рассказывая  родителям о  том,

какой представлялась мне "Школа радости".  Это был очень  трудный  разговор.

Каждое слово,  обращенное  к  родителям,  должно  учитывать все и  хорошее и

плохое, что есть в семьях. Когда я говорил  о духе  честности,  правдивости,

взаимного доверия, который будет  царить в "Школе радости",  не давала покоя

мысль о  семье  Коли.  Но о зле и неправдивости,  пронизывающих  жизнь  этой

семьи,  нельзя было говорить всем  родителям: это могло  оттолкнуть мать  от

школы,  вряд ли  она когда-нибудь еще  пришла бы.  Здесь  необходимо  что-то

другое, а что -  я долго думал  над этим и не мог найти  правильный ответ на

этот сложный  вопрос.  Я нарисовал  родителям перспективу  воспитания детей.

Сегодня ребята пришли  в  школу 6-летними малышами, через  12 лет они станут

зрелыми  людьми, будущими отцами и матерями. Школьный коллектив будет делать

все, чтобы дети были патриотами своей Родины, горячо любящими родную землю и

трудовой  народ,  честными, правдивыми, трудолюбивыми, добрыми и сердечными,

отзывчивыми и непримиримыми к злу и неправде, мужественными и настойчивыми в

преодолении  трудностей,  скромными  и  нравственно  красивыми,  здоровыми и

физически закаленными. Дети должны стать людьми с ясным разумом, благородным

сердцем,  золотыми руками  и возвышенными чувствами. Ребенок-зеркало  семьи;

как  в капле  воды отражается  солнце,  так в  детях отражается нравственная

чистота  матери  и отца. Задача  школы  и родителей  -дать  каждому  ребенку

счастье. Счастье многогранно.  Оно  и  в  том, чтобы  человек  раскрыл  свои

способности, полюбил труд и  стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться

красотой  окружающего  мира и создавать  красоту для других,  и в том, чтобы

любить другого  человека,  быть любимым, растить  детей  настоящими  людьми.

Только  вместе  с  родителями,  общими  усилиями, учителя  могут  дать детям

большое  человеческое  счастье.  Дети и  родители  идут домой,  я напоминаю:

"Завтра, тридцать первого августа,  начинает жить наша  "Школа радости". Что

принесет мне этот  день? Сегодня ребята держатся  за  руку матери,  а завтра

придут одни.  У каждого свои радости.  У  каждого -  солнечное  утро,  перед

каждым-бесконечная жизнь. Накануне этого дня меня больше всего волновало то,

чтобы школа не лишала малышей детских радостей. Наоборот, надо так ввести их

в  школьный мир, чтобы  перед ними открывались  все  новые  и новые радости,

чтобы познание не превращалось в скучное учение. И вместе с тем, чтобы школа

не превратилась в бесконечную,  внешне увлекательную, но пустую игру. Каждый

день должен обогащать разум, чувства, волю детей.

Сайт создан в системе uCoz