РОДИТЕЛИ МОИХ ВОСПИТАННИКОВ
Чтобы хорошо узнать детей, надо
хорошо знать семью - отца, мать,
братьев, сестер, дедушек и бабушек. В
микрорайоне нашей школы был 31 ребенок
6-летнего
возраста, 16 мальчиков
и 15 девочек. Все родители
согласились
посылать детей в "Школу радости" - так через некоторое время отцы
и матери
назвали нашу группу дошкольников. Из 31
человека 11 ребят не имели отцов, у
двоих не было ни отца, ни матери. Судьба
обоих мальчиков - Вити и Сашка
-
была
трагична. Отца Вити - партизана Великой Отечественной войны - убили
фашисты, подвергнув жестоким пыткам на глазах жены. Мать Вити не перенесла
горя, лишилась рассудка. Мальчик родился
через 6 месяцев
после этого
трагического
события. Мать умерла после родов,
малютку с трудом удалось
выходить. Отец Сашка погиб на
фронте, мать была убита во время боев за
освобождение села от фашистских захватчиков.
За несколько недель до открытия
"Школы
радости" я познакомился
с каждой семьей.
Меня тревожило, что в
отдельных семьях не было атмосферы дружбы
между родителями и детьми, отцом и
матерью,
не было взаимного уважения,
без которого невозможна
счастливая
жизнь
ребенка. Вот стоит
черноглазый, смуглый, курносый Коля. У него
настороженный взгляд. Я улыбаюсь мальчику, а он еще больше хмурится. В эти
мгновения думаю о той ненормальной обстановке, которая
сложилась в этой
семье. Отец
Коли до войны сидел в тюрьме, семья
жила в Донбассе. Во время
фашистской оккупации он вышел из заключения, и семья переехала в
наше село.
Мать
и отец использовали горе людей в целях наживы, занимались темными
делами:
спекулировали,
перепрятывали вещи, награбленные фашистскими
прислужниками - полицейскими. В трудные годы мать воровала кур на
колхозной
птицеферме,
научила Колю и его старшего
брата ловить ворон. Дети убивали
птиц, мать жарила их и продавала на рынке под
видом курятины... Я смотрю на
мальчика,
хочу, чтобы он улыбнулся, но
в глазах вижу замкнутость, боязнь.
Как
пробудить в твоем сердце,
Коля, добрые, человеческие чувства,
что
противопоставить уродливой атмосфере зла и
презрения к людям, среди которых
ты
рос? Смотрю в равнодушные, какие-то невидящие
глаза матери, и
мне
становится не по себе от этого равнодушия. Я
долго думал, стоит ли писать об
этих
деталях в книге. Десятки раз зачеркивал и снова писал. Можно было,
конечно, дать обобщенную характеристику:
отец и мать не были для ребенка
примером нравственной чистоты... Но это было бы вредное приглаживание. Нет,
нельзя
закрывать глаза на то, что
вокруг нас еще
есть зло и мерзости.
Никакой каменной стеной не
оградить их от
школы. Чтобы бороться
и
преодолевать это зло, очистить юные души от
грязи, унаследованной от старого
мира,
надо смело смотреть правде в лицо. Беловолосый, худенький, с синими,
как
весеннее небо, глазами Толя. Он стоит рядом с матерью, держит
ее за
руку,
смотрит почему-то в
землю и лишь
изредка поднимает глаза. Отец
мальчика погиб геройской смертью в
Карпатах, матери прислали несколько
орденов. Толя гордится папой, а о маме плохая
слава в селе: ведет разгульную
жизнь,
совсем забросила ребенка... Что
делать, чтобы сердце
6-летнего
человека
не искалечило это
большое горе? Что предпринять, чтобы мать
опомнилась,
чтобы в ее сердце
пробудилось чувство заботы
о сыне? Война
оставила
глубокие рубцы, не
зажившие еще раны. Передо
мной дети 1945
(некоторые- 1944) года рождения, не один из
ребят стал сиротой еще в утробе
матери. Вот Юра, его отец погиб в
предпоследний день войны на чешской земле,
мама без памяти любит сына, стремится
удовлетворить малейший детский каприз.
В семье есть дедушка, он тоже готов сделать
все, лишь бы Юра жил беззаботно.
Из
того, что я узнал об
этой семье, было ясно: 6-летний ребенок
может
превратиться в маленького тирана. Слепая материнская любовь так же опасна,
как и
равнодушие. Петрика привели мать и дедушка. Я много слышал о нелегкой
жизни матери
мальчика. Первый ее муж оставил
семью еще до войны. Женщина
вышла
замуж второй раз, но и это замужество не было счастливым: оказалось,
что у отца
Петрика где-то в Сибири есть семья; после войны он уехал. Гордой
женщине пришло в голову убедить сына, что
его отец погиб на фронте. Мальчик
рассказывал детям о вымышленных подвигах
своего отца. Сверстники не верили
ему, говорили, что у него отец - обманщик.
Петрик плакал, шел со слезами к
матери. По всему было видно, что недобрые
люди заронили в душу ребенка зерна
неверия
в человека и ожесточенность.
Что делать, чтобы ребенок поверил в
добро? Косте было уже 7 лет, но он
еще не поступал в 1 класс. В
школу
мальчика привели отец, мачеха и дедушка. Смертоносный ветер воины опалил и
этого
ребенка. Через несколько недель после освобождения села от фашистских
захватчиков
беременная Костей мать (тогда она со дня на день ожидала родов)
нашла
где-то несколько
металлических предметов и дала поиграть
первому,
семилетнему,
сыну. Среди предметов оказался запал
мины. Произошел взрыв,
ребенок
погиб. Мать повесилась.
Подоспевшие люди вынули ее из петли, и в
предсмертной агонии женщина родила
Костю. Мальчик выжил чудом:
спасло его
то,
что соседка кормила
в это время грудью своего ребенка. С фронта
возвратился
отец. Он души не чаял
в сыне, берег и
лелеял его, любили
мальчика и мачеха - прекрасная женщина, и
дедушка. Но не исполнилось Косте и
5
лет, как произошло новое несчастье: нашел мальчик в огороде
блестящий
металлический предмет, стал стучать
железкой, произошел взрыв:
окровавленного ребенка отвезли в
больницу. Остался Костя
на всю жизнь
инвалидом: без левой руки и без левого
глаза; в лицо навсегда въелись синие
крупинки пороха... Сколько надо
отдать тебе, Костя, сердечной доброты и
ласки,
чтобы ты стал счастливым
человеком? Как говорить с твоим отцом,
доброй мачехой и дедушкой, чтобы их любовь
была мудрой и требовательной? Как
ты
будешь учиться? Родные говорят,
что у тебя часто болит голова. Как
облегчить твое учение, укрепить здоровье
и рассеять угнетенное настроение?
Отец рассказывал: ты иногда плачешь в
одиночестве, тебя не влекут детские
игры
сверстников... Вот рядом с
матерью сероглазый задумчивый мальчик-
Слава. У
его матери -
нелегкая судьба одинокой
женщины. Ей уже
под
пятьдесят.
В молодости она была некрасивой.
Девушка мечтала о счастье, но
никто не хотел стать ее мужем. Уходила
молодость, а личного счастья не было.
И вот вернулся с войны одинокий, как и она,
человек, весь в рубцах от ран.
Человек полюбил женщину, они
поженились. Но недолгим было
счастье: муж
вскоре умер. Всю , силу своей
любви к мужу женщина перенесла на сына, но
воспитывала
она его неправильно.
Рассказывали, что Слава не любит людей,
целыми
днями сидит дома, стоит только
спросить у него что-нибудь, в
его
глазах вспыхивает недобрый огонек.
Вот и сейчас я
посмотрел мальчику в
глаза,
и они сразу же стали
колючими, на стороженными. Чем ближе я
знакомился
с будущими воспитанниками, тем больше
убеждался, что одной из
важных задач, которые стоят передо мной, является возвращение детства тем,
кто в семье лишен его. За три года работы в школе я знал несколько десятков
таких детей. Жизнь утвердила убеждение в том., что
если маленькому ребенку
не удается возвратить веру в добро и справедливость, он ни когда
не может
почувствовать человека в самом
себе, испытать чувство
собственного
достоинства. В подростковом возрасте
такой воспитанник становится
озлобленным,
для него нет в
жизни ничего святого и возвышенного, слово
учителя
не доходит до глубины его сердца. Выпрямить душу такого человека -
одна из
наиболее трудных задач воспитателя; в этом самом тонком, самом
кропотливом
труде происходит, по
существу, главное испытание
по
человековедению. Быть человековедом - значит,
не только видеть, чувствовать,
как ребенок познает добро и зло, но и
защищать нежное детское сердце от зла.
Всматриваясь в детские глаза - черные,
синие, голубые - я думал: хватит ли
во
мне добра и теплоты, чтобы
согреть их сердца? Я вспомнил
слова И. К.
Крупской:
"Для ребят идея неотделена от
личности. То, что говорит
любимый
учитель, воспринимается совсем
по-другому, чем то, что говорит презираемый
ими,
чуждый им человек" . Я буду воспитывать словом и личным примером.
Дети
должны читать в моих словах и поступках добро, правду, красоту. За
каждым
моим словом
должна стоять теплота, сердечность, душевность. Галю
привел
отец.
Она и ее младшая сестра пережили большое горе: умерла мама. Через год
после смерти матери в семью пришла чужая женщина - добрая, честная, чуткая.
Она понимала, что про исходит в детских сердцах, была осторожна в излиянии
своих чувств, надеялась расположить к себе
девочек. Но шли недели, месяцы, а
Галя и
ее младшая сестренка Валя не хотели даже говорить с мачехой. Они как
будто
не замечали ее.
Женщина плакала, просила
совета у мужа
и у
родственников - что ей делать? Намеревалась
даже оставить семью, но потом у
нее родился
мальчик. Думала, что появление ребенка
согреет сердца девочек,
но надежды не оправ-
*
Крупская Н. К. Воспитательная роль учителя.-Пед. соч.: В 10-ти т, М.,
1959, т. 3, с. 265-266.
дались. Дети (особенно Галя) не хотели замечать маленького братика. Как
прикоснуться к этому гордому сердцу? О
чем говорить с отцом и мачехой, что
им советовать, ведь отец уже приходил в
школу, изливал свое горе? Я сказал,
что
посоветовать что-нибудь смогу
лишь тогда, когда хорошо
узнаю Галю.
Кругленькая, сероглазая, улыбающаяся Лариса сидит рядом с матерью, держит в
руках хризантему. Я знаю, что на сердце матери
тяжелым камнем лежит горе. Ее
оставил муж. Девочка не помнит отца. А
мама говорит дочке: "Отец
придет". И
вот женщина
вышла замуж за хорошего человека, рабочего
машинно-тракторной
станции. Она сумела убедить девочку в том, что этот человек и есть ее отец.
Лариса
любит отца, а у матери болит
сердце: вдруг чье-нибудь неосторожно
брошенное
слово раскроет ее обман.
Девочка счастлива, но ее сердце
надо
очень зорко оберегать от грубых прикосновений
недоброго слова. Сумеем ли мы
это сделать вместе с хорошими родителями? Неродной отец... Каждому ребенку
такого бы
родного отца, как у Ларисы неродной. Чем больше я узнавал этого
человека,
тем глубже убеждался в том, что
настоящий отец тот, кто воспитал
ребенка. Я часто бывал в этой семье и удивлялся
одному интересному явлению:
в глазах
девочки была та же доброта, ласка, чуткость, что и у ее неродного
отца. Детские глаза излучали то же
восхищение, изумление перед красотой, что
и
глаза отчима. Даже
движения, мимику, выражение
чувств удивления,
настороженности, строгости - все это Лариса
переняла от него. Федя... У него
тоже
нет отца, и
мальчику уже несколько раз пришлось
услышать колкое,
оскорбительное слово, намекающее на то,
что его мама вела себя далеко не
безупречно.
Детская душа пережила смятенье: как же
это так, ведь мама
говорит, что их отец погиб на фронте. Я
с довоенных лет знаю маму Феди. Ее
жизнь во время войны сложилась несчастливо. Как ввести мальчика в сложный
мир
человеческих взаимоотношений,
чтобы ребенка не тревожили,
мучительные
вопросы? Часто мы, воспитатели, забываем,
что познание мира начинается для
маленьких детей с познания человека.
Добро и зло открываются перед ребенком
уже в том, каким тоном обращается отец к матери, какие чувства выражают его
взгляды, движения. Я знал девочку, которая
уходила в глухой уголок сада и
тихо плакала, когда отец приходил с работы
угрюмый и неразговорчивый, а мать
каждым словом пыталась угодить ему. Сердце
ребенка разрывалось от обиды на
отца и чувства сострадания к
матери... Но это лишь
первые, поверхностные
черточки человеческих отношений, которые
познает ребенок. А что происходит в
детском сердце тогда, когда из случайно брошенного слова, из спора между
матерью и отцом маленький человек узнает, что
отец и мать не любят друг
друга и разошлись бы, но их связывает ребенок? Сестры-близнецы Нина и
Саша.
В школу их
привел отец. В этой многодетной семье
(кроме Нины и Саши - еще
четверо)
- свое горе: уже несколько лет
мать прикована к постели тяжелой
болезнью. Старшие сестры ведут хозяйство -
отцу трудно. Нина и Саша знают,
что такое труд. В семье у них очень мало радостей. Когда девочки увидели у
одного
мальчика зеленый резиновый
мяч, в их глазах
вспыхнул радостный
огонек, но сразу же угас, и я увидел такую
глубокую тоску, что ком подступил
к горлу. Как дать этим малышам светлую, безмятежную радость
детства? Смогу
ли я
это сделать? Вот отец уже напоминает мне: девочки будут приходить в
школу не больше, чем на час, они должны помогать
ему дома. Мы сидим на
лужайке
в тени высокой ветвистой
груши. Я говорю родителям
о том, как
представляю себе воспитание ребят, говорю то,
что можно сказать при детях, а
из головы не выходят беды и тревоги
каждой семьи. У каждого
свое горе, и
выносить его на мир, давать советы в
присутствии других людей - это означало
бы
выворачивать наизнанку чужую душу,
выставлять напоказ глубоко интимное.
Нет, все это
я должен только знать, но рассказывать об этом всем родителям
нельзя.
Если и придется
прикоснуться к самым сокровенным уголкам
сердец
родителей, то делать это надо только в личной беседе, тысячу раз обдумав и
взвесив
каждое слово. Сердечные
раны, невзгоды, обиды, печали, тревоги,
страдания
у отцов и
матерей, о которых
я рассказал (в
подавляющем
большинстве
родители коих воспитанников-прекрасные люди),
настолько
индивидуальны, что какого-то общего разговора
не может быть. Когда
передо
мной
раскрылось сложное переплетение хорошего и плохого в людях, сидящих
рядом, я понял, что нет родителей, которые бы
умышленно давали плохой пример
своим детям. Читателю, может быть, покажется
слишком много горя и невзгод -
ведь речь идет только об одном детском коллективе. Нельзя забывать, что все
это раны войны. Далеко в прошлое отошли
первые послевоенные годы, затянулись
тяжелые душевные раны тех лет, выросли,
стали матерями и отцами те,
кто
читал свое первое слово под сияние победных зарниц 1944-1945 годов, дети
наших питомцев первых послевоенных лет
давно учатся в школе, некоторые уже
приближаются
к юности. Казалось бы, в нынешних молодых семьях все должно
быть озарено счастьем, но в жизни это далеко
не так. Есть и сейчас еще горе,
несчастье, трагедии... А о тех годах и говорить нечего. Меня радовало, что
среди родителей большинство отцов и
матерей жили хорошей семейной
жизнью,
как
говорится, в добре и согласии,
хорошо воспитывали детей. Вот
отец
7-летнего
крепыша Вани. Он большой
труженик, агроном, горячо влюбленный в
землю и труд для людей. Ежегодно на
своем приусадебном участке
выращивает
десятки
саженцев яблонь и
винограда и раздает
их людям. Его
жена-звеньевая-шелковод, хороший
мастер в труде
и добрый, отзывчивый,
сердечный человек, заботливая мать. В трудные дни 1933-1934 годов она взяла
в семью четверых сирот, спасла их от голодной
смерти, воспитала, как родных,
и они называют ее матерью. Отец Люси,
девочки с удивительно пышными черными
косами,- человек очень честный и
правдивый. Есть люди, о которых
говорят,
что они душевно прекрасны. В подавляющем
большинстве такие люди не совершают
подвигов. Их
духовная красота во
взаимоотношениях с человеком. Вряд эти
когда-нибудь отец говорил Люсе, что надо быть
чуткой, отзывчивой. Чуткости и
человечности
он учит детей своим
поведением, отношением к жене. У матери
Люси
больное сердце и она работала на свекловодческой плантации колхоза.
Отец
взял на себя всю работу по дому.
Отец и мать Кати превратили свой
плодовый сад в своеобразный клуб для малышей:
здесь вместе с четырьмя их
детьми с ранней весны до поздней осени
отдыхают, играют и купаются под душем
ребята
из соседних дворов.
Отец Кати оборудовал
во дворе маленькую
спортивную площадку для малышей. Весь урожай
фруктов в плодовом саду - это
лакомство для детей. Родители Сани - девочки
с синими, всегда задумчивыми
глаза ми -
добрые, сердечные люди. Из города к ним в гости на все лето
приезжают
три девочки -
племянницы отца. Саня
с нетерпением ожидает
родственников. Отец Сани построил для
малышей купальню на пруду. А сейчас
мастерит
моторную лодку, чтобы
принести детям еще
одну радость. Из
прекрасной семьи пришла к нам Лида. Ее
отец, рабочий вагоностроительного
завода,-
музыкант и певец.
Он учит детей
петь и играть на скрипке,
устраивает импровизированные концерты: в
саду собирается человек
двадцать
детворы; ребята слушают музыку,
разучивают народные песни. Дружная семья у
Павла. Больше четырех лет была прикована к
постели мать мальчика. Отец сумел
заменить
ее: он не только трудился
на производстве, но и
выполнял всю
домашнюю
работу. В семье Сережи - смуглого, черноглазого мальчика,- отец,
мать, двое детей, и все очень дружны.
Как только есть свободный
день-всей
семьей идут в лес. Там, на поляне, они посадили четыре маленькие
липы. Дома
ребята посадили по яблоньке -
матери, отцу, дедушке и бабушке.
Я часто
задумывался:
почему дети в этой
семье так любят
отца, мать, дедушку,
бабушку? Наверное, все доброе, вложенное в детское сердце, возвращается к
матери
и отцу во сто раз более сильной и чистой любовью. Любу
привели в
школу
мать, отец, бабушка, старшая
сестра и младший братишка. У
девочки
пятеро
сестер и братьев, две
бабушки и дедушка.
Дух беспрекословного
повиновения
старшим основывается в
этой семье на
взаимном доверии и
уважении. Я много наслышался о том, как
старшие в семье умеют уважать детей,
дорожить
их чувствами. Хорошие народные
традиции живут в
семье самого
маленького мальчика Данька. Трое детей-6, 8 и 9 лет-остаются на хозяйстве,
когда
мать и отец на работе. Малыши
готовят обед и ужин, доят
корову,
ухаживают за
растениями на огороде. Когда
в летний вечер мама
и папа
возвращаются с работы, им приготовлены душ, чистое белье, горячий ужин и...
букет
полевых цветов на столе.
В семье царит
уважение к труду, можно
сказать, культ труда и при этом нет никакой спешки, торопливости.
Отец Вали
работает на машиностроительном заводе в Кременчуге, мать-в колхозе. В этой
дружной семье все учатся: и родители, и трое
детей. Дух уважения к знаниям,
школе,
учителю, царящий в доме, нас,
учителей, очень интересует и радует.
Когда
Валя поступила н "Школу
радости", открылась замечательная черточка
этой семьи:
оказалось, что старушка, которую все
считали родной бабушкой
Вали,- это "чужая" женщина, у нее нет никого из родных, два ее сына
погибли
на фронте,
семья Вали приютила ее, и старуха
стала для детей родной. Валя
даже не знала, что это "чужая"
женщина. Мать и отец
маленькой сероглазой
Люды работают в колхозе. Родители привили детям большое уважение к простому
труду на земле. В семье царит чувство фамильной
чести. "Все, что мы делаем
для людей,
должно быть красивым",-
учит отец детей. Летом старшие ребята
работают вместе с отцом на полевом стане.
Люда несколько раз в месяц ездит к
ним с матерью, эти поездки для девочки - настоящий праздник. У Тани отец и
мать работают на животноводческой ферме
колхоза. Две дочери летом часто
бывают там. Отец и мать сумели привить детям
любовь к труду. Учителя не раз
любовались
такой картиной: в
уголке животноводческой фермы отец делает
маленькую
загородку, помещая туда ягненка или
теленка. Таня вместе со стар
шей сестрой заботливо ухаживает за животным.
Это любимая игра детей; она тем
более привлекательна для них от того, что
играют и мама, и папа. Отец Шуры -
мальчика с черными, пытливыми, ласковыми
глазами - работает на
железной
дороге, дома
бывает раз в неделю. Приезды отца стали для Шуры, его брата и
сестры
событием, оставляющим в
детской душе глубокий
след. Дети с
нетерпением
ожидают отца: он
всегда дарит им что-нибудь. Подарки его
своеобразны:
отец хорошо вырезает
из дерева фигурки
животных, людей,
фантастических существ. Каждому ребенку он привозит по деревянной фигурке.
Большое
удовольствие доставляют детям
и рассказы отца. У него редкий дар
находить хороших людей. Рассказы о хороших
людях как бы открывают детям окно
в мир.
Отец Володи - строитель
мостов. Мать работает в колхозе.
Молодые
родители
горячо любят своего
первенца. Но в этой любви мало
мудрости.
Слишком уж много они дарят
мальчику всяких без дедушек, стараясь побыстрее
удовлетворить капризы сына. Вот
и сейчас Володя сидит рядом с матерью и
держит 2 резиновых шара. Он хочет что-то
сказать матери, но она не замечает
его, и сын
на дул губы, на глазах - слезы. У Вари - смуглой, тоненькой, как
нежный стебелек, черноглазой девочки с
кудрявыми волосами - мама работает на
маслозаводе уборщицей, отец после фронта тяжело болен, о нем заботится вся
родня, но состояние здоровья отца пока не
улучшается. Трое детей чувствуют,
что на плечи матери судьба возложила нелегкий
труд, и всеми силами стремятся
облегчить
ее жизнь. Заработок у
матери скромный, вечерами она вышивает
рубашки и полотенца, зарабатывая
дополнительные средства,
необходимые для
лечения мужа.
Старшая сестра Вари уже
научилась вышивать и помогает маме.
Варя тоже
учится народной вышивке. Ребенок - это
зеркало нравственной жизни родителей.
Я задумывался над хорошим и плохим в каждой
семье. Самая ценная нравственная
черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий,- это
душевная
доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где
отец и мать отдают частицу своей
души другим, принимают близко
к сердцу
радости и горести людей, дети вырастают
добрыми, чуткими, сердечными. Самое
большое
зло - эгоизм, индивидуализм отдельных родителей.
Иногда это зло
выливается в слепую, инстинктивную любовь к своему ребенку, как у
родителей
Володи. Если отец и мать все силы своего сердца отдают детям, если за ними
не
видят других людей,-
эта гипертрофированная любовь
в конце концов
оборачивается несчастьем. Об этом
я думал, рассказывая родителям о
том,
какой представлялась мне "Школа
радости". Это был очень трудный
разговор.
Каждое слово, обращенное к родителям,
должно учитывать все и хорошее и
плохое, что есть в семьях. Когда я
говорил о духе честности,
правдивости,
взаимного доверия, который будет царить в "Школе радости", не давала покоя
мысль о
семье Коли. Но о зле и неправдивости, пронизывающих жизнь этой
семьи,
нельзя было говорить всем
родителям: это могло оттолкнуть
мать от
школы,
вряд ли она когда-нибудь
еще пришла бы. Здесь
необходимо что-то
другое, а что - я долго думал над этим и
не мог найти правильный ответ на
этот сложный
вопрос. Я нарисовал родителям перспективу воспитания детей.
Сегодня ребята пришли в
школу 6-летними малышами, через
12 лет они станут
зрелыми
людьми, будущими отцами и матерями. Школьный коллектив будет делать
все, чтобы дети были патриотами своей Родины,
горячо любящими родную землю и
трудовой
народ, честными, правдивыми,
трудолюбивыми, добрыми и сердечными,
отзывчивыми и непримиримыми к злу и неправде,
мужественными и настойчивыми в
преодолении
трудностей, скромными и
нравственно красивыми, здоровыми и
физически закаленными. Дети должны стать
людьми с ясным разумом, благородным
сердцем,
золотыми руками и возвышенными
чувствами. Ребенок-зеркало семьи;
как в
капле воды отражается солнце,
так в детях отражается
нравственная
чистота
матери и отца. Задача школы
и родителей -дать каждому
ребенку
счастье. Счастье многогранно. Оно
и в том, чтобы человек раскрыл
свои
способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы
наслаждаться
красотой
окружающего мира и
создавать красоту для других, и в том, чтобы
любить другого человека, быть любимым,
растить детей настоящими людьми.
Только
вместе с родителями,
общими усилиями, учителя могут
дать детям
большое
человеческое счастье. Дети и
родители идут домой, я напоминаю:
"Завтра, тридцать первого августа, начинает жить наша "Школа радости". Что
принесет мне этот день? Сегодня ребята держатся
за руку матери, а завтра
придут одни.
У каждого свои радости. У каждого -
солнечное утро, перед
каждым-бесконечная жизнь. Накануне этого дня
меня больше всего волновало то,
чтобы школа не лишала малышей детских
радостей. Наоборот, надо так ввести их
в
школьный мир, чтобы перед ними
открывались все новые
и новые радости,
чтобы познание не превращалось в скучное
учение. И вместе с тем, чтобы школа
не превратилась в бесконечную, внешне увлекательную, но пустую игру. Каждый
день должен обогащать разум, чувства, волю детей.