ПРИРОДА-ИСТОЧНИК ЗДОРОВЬЯ

 

     Опыт убедил нас  в том,  что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников

главная причина отставания в  учебе-плохое состояние  здоровья, какое-нибудь

недомогание  или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся

излечению  только  совместными  усилиями  матери,  отца,  врача  и  учителя.

Скрытые,  замаскированные  детской  живостью,   подвижностью  недомогания  и

заболевания      сердечно-сосудистой     системы,     дыхательных     путей,

желудочно-кишечные  очень часто  являются  не  болезнью,  а  отклонением  от

нормального  состояния  здоровья.  Многолетние наблюдения показали, что  так

называемое замедленное  мышление  - это во  многих  случаях следствие общего

недомогания,  которого  не   чувствует  и   сам  ребенок,  а   не   каких-то

физиологических  изменений или нарушении функции клеток  коры  полушарий.  У

отдельных детей можно заметить болезненно бледные лица, отсутствие аппетита.

Малейшие  попытки улучшить  питание  вызывает  реакцию:  на  теле  выступают

прыщики.  Самые  тщательные  анализы ни о  чем не  говорят:  все  как  будто

благополучно. В большинстве  случаев оказывается, что мы  имеем  дело  с тем

нарушением  обмена  веществ,  которое  возникает  в  результате  длительного

пребывания  в помещении. При  этом нарушении  ребенок  теряет  способность к

сосредоточенному умственному  труду. Особенно возрастает число недомоганий в

период бурного роста организма и половой зрелости.  Единственным радикальным

лечением  в  таких  случаях  является  изменение   режима  труда  и  отдыха:

продолжительное  пребывание на свежем  воздухе, сон  при  открытой форточке,

ранний отход ко сну и ранний подъем, рациональное питание. Отдельные дети на

вид  кажутся  здоровыми, а при  внимательном  изучении их труда  открывается

какой-нибудь  скрытый  недуг.  И  вот   что  интересно:  скрытые   недуги  и

недомогания  оказываются особенно- заметными  тогда, когда учитель стремится

наполнить каждую минуту урока напряженным умственным трудом. Некоторым детям

совершенно  непосилен курс учителя  на  то, чтобы "не пропала ни одна минута

урока". Я убедился в том, что этот "ускоренный" темп непосилен и вреден даже

для совершенно здоровых детей. Чрезмерное умственное  напряжение  приводит к

тому, что у детей тускнеют глаза, затуманивается взгляд, движения становятся

вялыми. И вот ребенок уже ни  на  что не способен, ему бы  только  на свежий

воздух, а учитель  держит  его    упряжке"  и  понукает: скорее, скорее...

Первые недели  работы "Школы радости" я  внимательно  изучал здоровье детей.

Несмотря на то, что все ребята выросли в селе, на лоне природы, отдельные из

них были бледные, со  слабой грудью.  А у Володи, Кати, Сани,  как  говорят,

были кожа да кости, до того они были худенькие и слабосильные. Питание почти

у  всех дома хорошее, главной причиной слабости  и  болезненности  отдельных

малышей  было  то,  что  они  жили  как  бы в  тепличной обстановке;  матери

оберегали их от малейшего  дуновения  ветерка.  Ребята быстро утомлялись,  в

первые  дни  жизни  "Школы  радости"  они с  трудом  проходили  какой-нибудь

километр. Матери жаловались на плохой аппетит этих детей. Я убедил родителей

в  том,  что  чем больше они будут оберегать малышей от простуды, тем слабее

будут дети. Все согласились

     с  моей настоятельной  просьбой посылать  детей  в жаркие  дни  в школу

босиком  -  для ребят это было  большой радостью. Однажды  нас настиг в поле

теплый  ливень.  Домой ребятам  пришлось идти  по  лужам;  вопреки  опасению

родителей никто не  заболел. С  большим трудом удалось добиться  того, чтобы

родители  не кутали детей в сто одежек, не надевали на них фуфаек и свитеров

"про  запас", "на всякий случай".  У нас стало правилом: ни одной  минуты  в

осенние, весенние  и летние  дни дети  не  должны  находиться в помещении. В

первые 3-4 недели "Школы  радости" ребята проходили ежедневно 2-3 километра,

во второй месяц-4-5, в третий-6. И все это среди полей и  лугов, в рощах и в

лесу. Пройденное  за день  расстояние  незаметно для  детей,  потому  что не

ставится цель -  пройти столько-то километров; движение,  ходьба -  средство

достижения других целей. Ребенку хочется  идти, потому что он чувствует себя

открывателем   мира.   Дети   приходили   домой   усталые,   но  счастливые,

жизнерадостные. А без усталости не может быть здоровья. Здоровье вливается в

детский  организм  животворным  источником  тогда,  когда   после  трудового

напряжения  ребенок отдыхает. На  чистом  воздухе, после того  как  пройдено

несколько  километров, у  детей развивается, по  словам  родителей,  "волчий

аппетит". В  те дни, когда мы с  малышами собирались в лес, я  советовал  им

брать с собой хлеб,  лук, соль,  воду и несколько сырых картофелин. Родители

вначале  сомневались: разве дети будут есть это? Ведь дома они  отказываются

от более  питательных вещей. Но оказалось, что  и хлеб, и лук, и картофель в

лесу - самая вкусная пища. Да к тому  же у ребят развивался аппетит, и они с

удовольствием съедали дома предложенную им тарелку супа или борща. Уже через

месяц  порозовели  щечки  у   самых  бледных  малышей,  а  матери  не  могли

нахвалиться хорошим аппетитом ребят: исчезли капризы, дети  едят все, что ни

дай. Быть в движении - одно из важных условий физической закалки. Дети любят

бегать, играть. Для них сделали игровую площадку. Здесь было все необходимое

для игр и развлечений на свежем воздухе, но я мечтал о большем. Мне хотелось

сделать  детскую  карусель, детские  качели; хотелось, чтобы  подвижные игры

были связаны со сказкой, питались фантазией. Я уже  представлял себе фигурки

конька-горбунка, слона,  серого волка, хитрой  лисы, стоящие  на  деревянном

круге  нашей карусели;  ребенок  будет не только  кататься,  но и переживать

волнение  от того,  что он оседлал конька-горбунка или серого волка. Все это

пока  только планы, но я твердо верил, что через полгода, может быть,  через

год добьюсь своего.  Я достал материалы для монтирования карусели. Думал я и

о  том, чтобы подготовить детей к зиме,  чтобы  зимой  они  как можно больше

находились  на  воздухе.  Многолетние  наблюдения  за  физическим  развитием

младших  школьников   убедили  меня  в   том,   какую  большую  роль  играет

полноценное, здоровое питание ребенка. В пище многих детей не хватало важных

веществ, необходимых  для укрепления  организма,  предотвращения  простудных

заболеваний  и нарушений обмена веществ.  Только в 8 семьях был мед, а мед -

это,  образно говоря, кусочек солнца на тарелке. Я  беседовал  с родителями,

убеждал  их  в  том,   какое  большое  значение  для  здоровья  детей  имеет

употребление меда. Уже в конце сентября 13 родителей приобрели по  одной-две

семьи пчел. Весной  пчелы были уже в 23 семьях. Осенью я посоветовал матерям

запастись на  зиму вареньем из шиповника, терна и других богатых  витаминами

плодов. Пришлось  поговорить с родителями  также о  том, чтобы  каждая семья

имела  достаточное  количество  плодовых деревьев, особенно яблонь. Всю зиму

должны быть свежие фрукты - в сельских условиях это очень легко, надо только

потрудиться.  Эликсиром  здоровья является  воздух,  насыщенный  фитонцидами

злаковых  растений - пшеницы, ржи,  ячменя, гречихи, а также луговых трав. Я

часто  водил детей в  поле,  на  луг -  пусть  дышат воздухом, настоянным на

аромате  хлебных растений. Посадите под окном  спальни ваших детей несколько

ореховых  деревьев,  советовал  я родителям. Это  растение  насыщает  воздух

фитонцидами,  убивающими  многие  болезнетворные  микробы.  Запах  ореха  не

переносят  вредные  насекомые.  Там,  где  есть  орехи, нет  мух и  комаров.

Позаботился я и о  том,  чтобы в каждой  семье во дворе  был летний душ. Уже

несколько лет  меня волновал  вопрос:  почему у многих детей плохое  зрение?

Почему уже в 3 классе ребенку приходится пользоваться очками? Наблюдения над

многими детьми младшего возраста привели к выводу, что дело здесь не столько

в переутомлении от  чтения, сколько  в неправильном режиме, особенно в  том,

что питание  бедно  витаминами, что  ребенок не закаляется  физически, легко

поддается  простудным  заболеваниям. Некоторые  заболевания, перенесенные  в

детстве,  отражаются  на  зрении.  Правильный  режим,  полноценное  питание,

физическая  закалка - все это предохраняет ребенка от  заболеваний, дает ему

счастье наслаждения красотой  окружающего  мира. Годы наблюдений над  детьми

столкнули меня с тревожными явлениями: весной, начиная с марта, у всех детей

слабеет  здоровье.  Ребенок как  бы выдыхается; ослабляется сопротивляемость

организма простудным  заболеваниям,  снижается  работоспособность.  Особенно

заметно  в весенние месяцы  ухудшается  зрение. Объяснение  этим явлениям  я

нашел в трудах медиков и психологов: в весенние месяцы резко изменяется ритм

взаимодействия   систем   организма.  Причина  в   том,   что  в   организме

исчерпывается  запас  витаминов,  к  весне  дает  о себе знать  резкий  спад

активности  солнечной  радиации, и  продолжительная  напряженная  умственная

деятельность приводит нервную  систему в состояние  усталости. Я задумывался

над  тем,  как  ослабить  действие  этих  факторов.  Родители  стали  больше

заботиться  о запасе продуктов,  богатых витаминами, специально для весенних

месяцев. Каждый  солнечный день зимой  и  весною  мы стремились  максимально

использовать для прогулок на свежем воздухе.  Мне  не давала  покоя мысль  о

том, что в весенние месяцы напряженность умственного труда должна сниматься,

путь  к  этому я  видел  в разнообразии  умственной деятельности.  Как можно

больше  мыслительных  процессов  должно происходить  не  в  классе,  а среди

природы, сочетаться  с физическим  трудом.  Постепенно это  стало  одним  из

правил учения в весенние месяцы. В первые послевоенные годы многие дети были

явно  предрасположены к неврозам. У отдельных моих воспитанников (особенно у

Толи,   Коли,  Славы,   Феди)  это  выражалось   в   угнетенности,  какой-то

отрешенности от жизни, Я стремился не допустить, чтобы скованность, робость,

нерешительность, болезненная застенчивость детей развились в неврозы.  Часто

советуясь, как  добиться  того, чтобы  коллективная  жизнь доставляла  детям

радость, мы, учителя начальных классов, пришли к выводу,  что особенно важно

сглаживать в  школьной среде те беды, огорчения, конфликты, с которыми жизнь

сталкивает ребенка в семье. Педагоги стремились знать, что происходит в душе

каждого ребенка,  с  чем он пришел в школу,-  чтобы не  допустить ни  одного

болезненного  прикосновения  к  чуткому  детскому  сердцу. Все, что казалось

заслуживающим пристального внимания в духовной жизни того или иного ребенка,

мы обсуждали на своих совещаниях, названных  "психологическими  семинарами".

Школьный  коллектив должен  рассеивать детские  горести  и  печали. Особенно

большого  внимания   требовали  дети,  душа   которых  уже  была  надломлена

горестными переживаниями.  Нервы Коли, Сашка, Толи, Петрика, Славы временами

были напряжены до  предела.  Стоило  прикоснуться к  кому-нибудь из  них,  и

ребенок  мог "вспыхнуть", "взорваться".  В отдельные дни  ребят нельзя  было

спрашивать.  Система  воздействий, эффективная в воспитании других,  к  этим

детям  была  совершенно неприменима.  В научных  трудах медиков  я  встретил

понятие  "медицинская   педагогика",   наиболее  точно  выражающее  сущность

воспитания  детей,  у  которых  болезненное  состояние  психики  накладывает

отпечаток на поведение. Главными принципами медицинской педагогики являются:

1) щадить  легко уязвимую  болезненную  психику  ребенка;  2)  всем  стилем,

укладом школьной жизни отвлекать  детей от  мрачных  мыслей  и  переживаний,

пробуждать у них  жизнерадостные чувства; 3) ни при каких обстоятельствах не

дать понять  ребенку, что к  нему  относятся, как  к  больному. Был в  школе

ребенок, предрасположенный к истерическому неврозу,-  Володя. У меня большую

тревогу вызывало то, что отец и мать мальчиком восхищались. Они сами внушали

себе,  что их  сын  исключительный  ребенок. Я  боялся, что  с  наступлением

неизбежного разочарования у мальчика может развиться ненависть к родителям и

вообще к старшим. Главным средством лечения таких детей, по моему убеждению,

является  воспитание  скромности и уважения к  другим людям.  Я  стремился к

тому, чтобы  Володя чувствовал человека в каждом  из близких. Особое место в

медицинской педагогике уделяется детям с замедленным,  угнетенным мышлением.

Вялость,  инертность  клеток  коры  полушарий  головного  мозга  надо так же

вдумчиво  и   терпеливо  лечить,  как  и  заболевание  сердечной  мышцы  или

кишечника. Но  лечение  это  требует  в  тысячу  раз большей осторожности  и

педагогического  мастерства,  глубокого  знания  индивидуальных особенностей

каждого ребенка.

Сайт создан в системе uCoz