ПРИРОДА-ИСТОЧНИК ЗДОРОВЬЯ
Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих
учеников
главная причина отставания в учебе-плохое состояние здоровья, какое-нибудь
недомогание
или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся
излечению
только совместными усилиями
матери, отца, врача
и учителя.
Скрытые,
замаскированные детской живостью,
подвижностью недомогания и
заболевания сердечно-сосудистой
системы, дыхательных путей,
желудочно-кишечные очень часто являются не
болезнью, а отклонением
от
нормального
состояния здоровья. Многолетние наблюдения показали, что так
называемое замедленное мышление
- это во многих случаях следствие общего
недомогания,
которого не чувствует
и сам ребенок, а не
каких-то
физиологических изменений или нарушении функции клеток коры полушарий. У
отдельных детей можно заметить болезненно
бледные лица, отсутствие аппетита.
Малейшие
попытки улучшить питание вызывает
реакцию: на теле
выступают
прыщики.
Самые тщательные анализы ни о чем не говорят: все
как будто
благополучно. В большинстве случаев оказывается, что мы имеем
дело с тем
нарушением
обмена веществ, которое
возникает в результате
длительного
пребывания
в помещении. При этом
нарушении ребенок теряет
способность к
сосредоточенному умственному труду. Особенно возрастает число недомоганий
в
период бурного роста организма и половой
зрелости. Единственным радикальным
лечением
в таких случаях
является изменение режима
труда и отдыха:
продолжительное пребывание на свежем
воздухе, сон при открытой форточке,
ранний отход ко сну и ранний подъем,
рациональное питание. Отдельные дети на
вид
кажутся здоровыми, а при внимательном изучении их труда
открывается
какой-нибудь
скрытый недуг. И
вот что интересно:
скрытые недуги и
недомогания
оказываются особенно- заметными
тогда, когда учитель стремится
наполнить каждую минуту урока напряженным
умственным трудом. Некоторым детям
совершенно
непосилен курс учителя на то, чтобы "не пропала ни одна минута
урока". Я убедился в том, что этот
"ускоренный" темп непосилен и вреден даже
для совершенно здоровых детей. Чрезмерное
умственное напряжение приводит к
тому, что у детей тускнеют глаза,
затуманивается взгляд, движения становятся
вялыми. И вот ребенок уже ни на
что не способен, ему бы
только на свежий
воздух, а учитель держит его "в
упряжке" и понукает: скорее, скорее...
Первые недели работы "Школы радости" я внимательно изучал
здоровье детей.
Несмотря на то, что все ребята выросли в
селе, на лоне природы, отдельные из
них были бледные, со слабой грудью. А у Володи, Кати, Сани,
как говорят,
были кожа да кости, до того они были
худенькие и слабосильные. Питание почти
у всех
дома хорошее, главной причиной слабости
и болезненности отдельных
малышей
было то, что
они жили как
бы в тепличной обстановке; матери
оберегали их от малейшего дуновения
ветерка. Ребята быстро
утомлялись, в
первые
дни жизни "Школы
радости" они с трудом
проходили какой-нибудь
километр. Матери жаловались на плохой аппетит
этих детей. Я убедил родителей
в
том, что чем больше они будут оберегать малышей от
простуды, тем слабее
будут дети. Все согласились
с моей настоятельной просьбой посылать детей в жаркие дни
в школу
босиком
- для ребят это было большой радостью. Однажды нас настиг в поле
теплый
ливень. Домой ребятам пришлось идти по лужам; вопреки
опасению
родителей никто не заболел. С большим трудом
удалось добиться того, чтобы
родители
не кутали детей в сто одежек, не надевали на них фуфаек и свитеров
"про
запас", "на всякий случай". У нас стало правилом: ни одной
минуты в
осенние, весенние и летние дни дети не
должны находиться в помещении. В
первые 3-4 недели "Школы радости" ребята проходили ежедневно 2-3
километра,
во второй месяц-4-5, в третий-6. И все это
среди полей и лугов, в рощах и в
лесу. Пройденное за день расстояние незаметно для детей, потому что не
ставится цель - пройти столько-то километров; движение, ходьба - средство
достижения других целей. Ребенку хочется идти, потому что он чувствует себя
открывателем мира. Дети приходили
домой усталые, но
счастливые,
жизнерадостные. А без усталости не может быть
здоровья. Здоровье вливается в
детский
организм животворным источником
тогда, когда после
трудового
напряжения
ребенок отдыхает. На чистом воздухе, после того как
пройдено
несколько
километров, у детей развивается,
по словам родителей, "волчий
аппетит". В те дни, когда мы с
малышами собирались в лес, я
советовал им
брать с собой хлеб, лук, соль, воду и
несколько сырых картофелин. Родители
вначале
сомневались: разве дети будут есть это? Ведь дома они отказываются
от более
питательных вещей. Но оказалось, что
и хлеб, и лук, и картофель в
лесу - самая вкусная пища. Да к тому же у ребят развивался аппетит, и они с
удовольствием съедали дома предложенную им
тарелку супа или борща. Уже через
месяц
порозовели щечки у
самых бледных малышей,
а матери не
могли
нахвалиться хорошим аппетитом ребят: исчезли
капризы, дети едят все, что ни
дай. Быть в движении - одно из важных условий
физической закалки. Дети любят
бегать, играть. Для них сделали игровую
площадку. Здесь было все необходимое
для игр и развлечений на свежем воздухе, но я
мечтал о большем. Мне хотелось
сделать
детскую карусель, детские качели; хотелось, чтобы подвижные игры
были связаны со сказкой, питались фантазией.
Я уже представлял себе фигурки
конька-горбунка, слона, серого волка, хитрой лисы, стоящие на деревянном
круге
нашей карусели; ребенок будет не только кататься, но и переживать
волнение
от того, что он оседлал
конька-горбунка или серого волка. Все это
пока
только планы, но я твердо верил, что через полгода, может быть, через
год добьюсь своего. Я достал материалы для монтирования карусели. Думал я и
о
том, чтобы подготовить детей к зиме,
чтобы зимой они
как можно больше
находились
на воздухе. Многолетние
наблюдения за физическим
развитием
младших
школьников убедили меня
в том, какую
большую роль играет
полноценное, здоровое питание ребенка. В пище
многих детей не хватало важных
веществ, необходимых для укрепления организма,
предотвращения простудных
заболеваний
и нарушений обмена веществ.
Только в 8 семьях был мед, а мед -
это,
образно говоря, кусочек солнца на тарелке. Я беседовал с родителями,
убеждал
их в том, какое большое
значение для здоровья
детей имеет
употребление меда. Уже в конце сентября 13 родителей
приобрели по одной-две
семьи пчел. Весной пчелы были уже в 23 семьях. Осенью я посоветовал матерям
запастись на
зиму вареньем из шиповника, терна и других богатых витаминами
плодов. Пришлось поговорить с родителями
также о том, чтобы каждая семья
имела
достаточное количество плодовых деревьев, особенно яблонь. Всю зиму
должны быть свежие фрукты - в сельских
условиях это очень легко, надо только
потрудиться.
Эликсиром здоровья является воздух,
насыщенный фитонцидами
злаковых
растений - пшеницы, ржи, ячменя,
гречихи, а также луговых трав. Я
часто
водил детей в поле, на
луг - пусть дышат воздухом, настоянным на
аромате
хлебных растений. Посадите под окном
спальни ваших детей несколько
ореховых
деревьев, советовал я родителям. Это растение насыщает воздух
фитонцидами,
убивающими многие болезнетворные микробы. Запах ореха
не
переносят
вредные насекомые. Там,
где есть орехи, нет
мух и комаров.
Позаботился я и о том, чтобы в каждой семье во дворе был летний душ. Уже
несколько лет меня волновал
вопрос: почему у многих детей
плохое зрение?
Почему уже в 3 классе ребенку приходится
пользоваться очками? Наблюдения над
многими детьми младшего возраста привели к
выводу, что дело здесь не столько
в переутомлении от чтения, сколько в
неправильном режиме, особенно в том,
что питание
бедно витаминами, что ребенок не закаляется физически, легко
поддается
простудным заболеваниям.
Некоторые заболевания,
перенесенные в
детстве,
отражаются на зрении.
Правильный режим, полноценное
питание,
физическая
закалка - все это предохраняет ребенка от заболеваний, дает ему
счастье наслаждения красотой окружающего
мира. Годы наблюдений над детьми
столкнули меня с тревожными явлениями:
весной, начиная с марта, у всех детей
слабеет
здоровье. Ребенок как бы выдыхается; ослабляется сопротивляемость
организма простудным заболеваниям, снижается
работоспособность. Особенно
заметно
в весенние месяцы
ухудшается зрение.
Объяснение этим явлениям я
нашел в трудах медиков и психологов: в
весенние месяцы резко изменяется ритм
взаимодействия систем организма. Причина
в том, что
в организме
исчерпывается запас витаминов, к
весне дает о себе знать резкий спад
активности
солнечной радиации, и продолжительная напряженная умственная
деятельность приводит нервную систему в состояние усталости. Я задумывался
над
тем, как ослабить
действие этих факторов.
Родители стали больше
заботиться
о запасе продуктов, богатых
витаминами, специально для весенних
месяцев. Каждый солнечный день зимой
и весною мы стремились максимально
использовать для прогулок на свежем
воздухе. Мне не давала покоя
мысль о
том, что в весенние месяцы напряженность
умственного труда должна сниматься,
путь
к этому я видел
в разнообразии умственной
деятельности. Как можно
больше
мыслительных процессов должно происходить не в классе,
а среди
природы, сочетаться с физическим трудом. Постепенно это стало одним из
правил учения в весенние месяцы. В первые
послевоенные годы многие дети были
явно
предрасположены к неврозам. У отдельных моих воспитанников (особенно у
Толи,
Коли, Славы, Феди)
это выражалось в
угнетенности, какой-то
отрешенности от жизни, Я стремился не
допустить, чтобы скованность, робость,
нерешительность, болезненная застенчивость
детей развились в неврозы. Часто
советуясь, как добиться того, чтобы коллективная жизнь доставляла детям
радость, мы, учителя начальных классов,
пришли к выводу, что особенно важно
сглаживать в
школьной среде те беды, огорчения, конфликты, с которыми жизнь
сталкивает ребенка в семье. Педагоги
стремились знать, что происходит в душе
каждого ребенка, с чем он пришел в
школу,- чтобы не допустить ни одного
болезненного
прикосновения к чуткому
детскому сердцу. Все, что
казалось
заслуживающим пристального внимания в
духовной жизни того или иного ребенка,
мы обсуждали на своих совещаниях,
названных "психологическими семинарами".
Школьный
коллектив должен рассеивать
детские горести и
печали. Особенно
большого
внимания требовали дети,
душа которых уже
была надломлена
горестными переживаниями. Нервы Коли, Сашка, Толи, Петрика, Славы
временами
были напряжены до предела. Стоило прикоснуться к кому-нибудь из них, и
ребенок
мог "вспыхнуть", "взорваться". В отдельные дни ребят нельзя было
спрашивать.
Система воздействий, эффективная
в воспитании других, к этим
детям
была совершенно
неприменима. В научных трудах медиков я встретил
понятие
"медицинская педагогика", наиболее
точно выражающее сущность
воспитания
детей, у которых
болезненное состояние психики
накладывает
отпечаток на поведение. Главными принципами
медицинской педагогики являются:
1) щадить
легко уязвимую болезненную психику
ребенка; 2) всем
стилем,
укладом школьной жизни отвлекать детей от
мрачных мыслей и
переживаний,
пробуждать у них жизнерадостные чувства; 3) ни при каких обстоятельствах не
дать понять
ребенку, что к нему относятся, как к больному. Был в школе
ребенок, предрасположенный к истерическому
неврозу,- Володя. У меня большую
тревогу вызывало то, что отец и мать
мальчиком восхищались. Они сами внушали
себе,
что их сын исключительный ребенок. Я боялся, что с
наступлением
неизбежного разочарования у мальчика может
развиться ненависть к родителям и
вообще к старшим. Главным средством лечения
таких детей, по моему убеждению,
является
воспитание скромности и уважения
к другим людям. Я
стремился к
тому, чтобы
Володя чувствовал человека в каждом
из близких. Особое место в
медицинской педагогике уделяется детям с
замедленным, угнетенным мышлением.
Вялость,
инертность клеток коры
полушарий головного мозга
надо так же
вдумчиво
и терпеливо лечить,
как и заболевание
сердечной мышцы или
кишечника. Но лечение это требует
в тысячу раз большей осторожности и
педагогического мастерства,
глубокого знания индивидуальных особенностей
каждого ребенка.