КОМНАТА СКАЗКИ

 

     Сказка,  игра,  фантазия  -  животворный  источник  детского  мышления,

благородных  чувств   и   стремлений.   Многолетний   опыт   убеждает,   что

эстетические,  нравственные и интеллектуальные чувства,  рождающиеся в  душе

ребенка  под  впечатлением  сказочных  образов,  активизируют  поток  мысли,

который  побуждает  к  активной деятельности мозг,  связывает  полнокровными

нитями живые островки  мышления. Через сказочные  образы  в  сознание  детей

входит слово с  его тончайшими  оттенками;  оно  становится  сферой духовной

жизни  ребенка, средством  выражения мыслей  и  чувств -  живой  реальностью

мышления.  Под влиянием чувств,  пробуждаемых  сказочными образами,  ребенок

учится  мыслить словами.  Без сказки - живой, яркой, овладевшей  сознанием и

чувствами ребенка -  невозможно представить детское мышление и детской  речи

как  определенной  ступени  человеческого  мышления  и  речи.  Дети  находят

глубокое  удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов.

Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту  же сказку, и  каждый

раз открывает  в  ней что-то  новое.  В сказочных  образах -  первый шаг  от

яркого, живого, конкретного к абстрактному. Мои воспитанники не  овладели бы

навыками отвлеченного мышления,  если бы в их духовной жизни сказка не стала

целым  периодом.  Ребенок прекрасно знает, что  в мире нет  ни  Бабы-Яги, ни

Царевны-Лягушки, ни Кащея Бессмертного, но он воплощает в эти образы добро и

зло,  и каждый  раз, рассказывая  одну и  ту же сказку, выражает свое личное

отношение к плохому и хорошему. Сказка  неотделима  от красоты, способствует

развитию  эстетических  чувств,  без  которых  немыслимо благородство  души,

сердечная чуткость к  человеческому  несчастью, горю,  страданию.  Благодаря

сказке ребенок  познает  мир  не  только  умом,  но  и сердцем. И не  только

познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое

отношение  к  добру  и  злу.  В  сказке  черпаются  первые  представления  о

справедливости  и  несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания

тоже происходит с  помощью сказки. Дети понимают идею лишь тогда,  когда она

воплощена в ярких образах. Сказка-благодатный и ничем не, заменимый источник

воспитания  любви  к  Родине.  Патриотическая  идея  сказки - в  глубине  ее

содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят

к сердцу и уму ребенка могучий  творческий Дух трудового народа, его взгляды

на жизнь,  идеалы, стремления. Сказка воспитывает  любовь к родной земле уже

потому, что  она -  творение  народа. Когда  мы  смотрим  на  дивные  фрески

Киевской Софии,  мы воспринимаем их как частицу  жизни народа,  творение его

могучего  таланта,  а  в нашей  душе пробуждается  чувство гордости  за  его

творческий дух, мысль, мастерство. Аналогично воздействие народной сказки на

душу  ребенка.  Кажется,  что сказка построена  на  чисто "бытовом"  сюжете:

дедушка и бабушка посадили репку,  ... дедушка решил обмануть волка,  сделал

соломенного бычка, ...  но каждое слово этой сказки - как тончайший штрих на

бессмертной фреске, в  каждом слове, в каждом  образе -  игра творческих сил

народного духа. Сказка  - это духовные богатства народной культуры, познавая

которые, ребенок познает сердцем родной  народ.  Через 3 месяца после начала

работы  "Школы радости" мы оборудовали  Комнату  сказки.  С помощью  старших

школьников  создали  обстановку,  в которой дети  чувствовали  себя  в  мире

сказочных  образов.  Много пришлось  потрудиться,  чтобы все вокруг навевало

ребятам воспоминания о сказке, которую мама рассказывала в раннем детстве, о

вечерних сумерках, о  веселом  огоньке  в печке.  Вот жилище злой Бабы-Яги -

сказочная  избушка на курьих ножках, окруженная высокими деревьями и  пнями,

рядом с  избушкой - фигурки  сказочных персонажей: Хитрая лиса,  Серый волк,

Умная сова. В другом углу - хатка дедушки и бабушки,  в  небе - гуси-лебеди,

уносящие  на  своих крыльях  маленького мальчика, героя украинской  народной

сказки  Ивасика-Телесика. В  третьем  углу -  синее  море-океан,  на  берегу

которого -  ветхое жилище доброго старика и злой старухи,  у порога - старое

корыто, на завалинке сидят  старик со старухой,  а  в  море плавает  золотая

рыбка.  В  четвертом углу-зимний  лес, сугробы,  среди которых  пробирается,

утопая в снегу, маленькая  девочка - мачеха  послала ее  в зимнюю  стужу  за

ягодами... Из окна избушки выглядывает  козлик.  А вот  большая рукавичка, в

которой  живет  мышка,  к  ней приходят  нежданные гости. Из  фанеры  сделан

большой   пенек,   на   нем   куклы   -   девочка-малютка,   серый   зайчик,

лисичка-сестричка, медведь, волк, козлик, соломенный бычок, Красная Шапочка.

Все это постепенно мы сделали сами. Я вырезал, рисовал, клеил, дети помогали

мне. Я придавал очень большое значение эстетическому характеру обстановки, в

которой дети будут слушать сказку.  Каждая картинка,  каждый наглядный образ

обостряли восприимчивость к  художественному  слову, глубже  раскрывали идею

сказки. Даже освещение в  Комнате сказки  играло очень большую  роль.  Когда

рассказывали  сказку  о  Царевне-Лягушке, в лесной чаще зажигались маленькие

лампочки, в  комнате царил зеленый  сумрак, хорошо  передающий обстановку, в

которой развертываются события. В Комнату сказки я веду детей не часто - раз

в  неделю,  а то  и  в 2 недели.  Эстетическая потребность никогда не должна

удовлетворяться до пресыщения. Там, где есть пресыщение, начинается снобизм,

мещанская разочарованность, скука, поиски средств "убить" свободное время...

Мы приходим сюда в час осенних и зимних  сумерек - в это время сказка звучит

для  детей  по-особому  и слушается совсем не  так,  как,  скажем,  в  ясный

солнечный день. На дворе темнеет, мы не зажигаем света, сумерничаем. Вдруг в

окошках  сказочной избушки вспыхивает  огонек,  на  небе загораются  звезды,

поднимается из-за леса  луна. Комната  озаряется  слабым светом,  а по углам

становится еще  темнее.  Я  рассказываю детям  народную  сказку  о  Бабе-Яге

костяной ноге. Казалось бы, в моих словах нет ничего нового  для малышей, но

в  их глазах  горят огоньки  восхищения.  Ребята  переживают судьбу  героев,

ненавидят зло  и  горячо  сочувствуют  добру. Фигурки злой бабы,  доверчивой

девочки  Аленки,  добрых  гусей-лебедей  в  представлении  малышей  оживают,

становятся существами, наделенными разумом и чувствами. Сказка для маленьких

детей  -  не просто рассказ о  фантастических событиях; это -  целый  мир, в

котором ребенок  живет, борется,  противопоставляет злу  свою  добрую  волю.

Слово находит в сказке реальную форму  выражения духовных сил ребенка, как в

игре  -  движение, в музыке  - мелодия. Ребенку  хочется не  только  слушать

сказку, но и самому рассказывать ее, как хочется не только слушать песню, но

и самому петь, не только наблюдать за игрой,  но и принимать участие  в ней.

Проходит  несколько  дней,  дети  спрашивают: "Когда  мы  пойдем  в  Комнату

сказки?" Ожидание  радостных мгновений волнует ребят, мы опять  собираемся в

час вечерних  сумерек,  опять  сказку рассказываю  я, потом  ее рассказывают

дети. Самые  застенчивые становятся в эти  мгновенья смелыми и решительными.

Речь, сбивчивая  и  нескладная  в других условиях, здесь становится плавной,

выразительной, певучей. Сказку рассказывают Нина, Петрик, Люда, Слава,  Валя

- дети, в развитии речи и  мышления которых я  встречаю  затруднения. Каждый

раз, когда мы приходим в Комнату сказки,  ребятам хочется поиграть. Для всех

- и для мальчиков, и для девочек - находится любимая кукла или игрушка. Игра

выливается в творчество: малыши становятся сказочными героями, а куклы  в их

руках помогают лучше  передать мысли и чувства.  Один ребенок взял игрушку -

соломенного   бычка   (герой    известной    украинской   детской   сказки),

другой-куклу-бабушку,  третий-куклу-дедушку. И  вот дети  уже живут  в  мире

сказки.  Они не  просто повторяют  слова  действующих лиц, а творят, внося в

сказку игру своего воображения. Отдельным девочкам хочется просто поиграть с

куклами. Вот ребенок  усаживает куклу на маленький диван, говорит ей певучим

голосом слова ласки  и  заботы. У другой  девочки кукла-малютка  заболела, и

девочка лечит ее. Меня не смущало то, что девочки и мальчики  играли в куклы

несколько  лет.  Это не какое-то "ребячество", как  иногда  думают отдельные

учителя,  а  та  же сказка,  то  же одухотворение  живого существа,  которое

пронизывает  творческий  процесс составления  и  слушания сказки. В куклах -

одухотворенный образ того, кого дети стремятся, говоря  словами французского

писателя Сент-Экзюпери,  приручить 12. Каждый  ребенок хочет,  чтобы у  него

было что-то бесконечно дорогое, родное.  Я внимательно  следил за тем, какие

духовные отношения  складываются  между детьми  и их любимыми куклами.  Меня

радовало, что мальчики  на протяжении длительного времени дружили с куклами.

Вот  у Кости ничем  не примечательная кукла-старый рыбак с удочкой.  У куклы

несколько раз отламывалась  нога,  и Костя в конце  концов сделал деревяшку,

вырезал, кроме того, маленькую суковатую палку, с которой рыбак отправляется

на берег реки. Мальчик любит поговорить со своим старым другом: рассказывает

ему,  в  каких  местах водятся караси и  лещи... У  Ларисы  любимые куклы  -

бабушка и внучка.  Девочка сделала бабушке  очки, под ноги  положила  теплый

коврик, плечи  покрыла шалью, у Вали тоже 2 куклы-котенок и мышонок. Девочка

каждую неделю меняет бантик на шее котенка, а для мышонка почему-то приносит

зеленый  коврик...  Детская фантазия  в  Комнате  сказки  неистощима.  Стоит

ребенку посмотреть на новый предмет, как он уже связывается в его сознании с

другим   предметом,   рождается    фантастическое   представление,   детское

воображение играет,  мысль  трепещет, глаза  загораются,  речь течет плавным

потоком. Учитывая это, я заботился о  том, чтобы на глазах у ребят  в разных

уголках  Комнаты  сказки были самые разнообразные  предметы,  между которыми

можно установить какую-то реальную или фантастическую связь. Я был  озабочен

тем, чтобы дети фантазировали, творили, составляли новые сказки. Вот рядом с

цаплей,  стоящей  на  одной ноге,-  маленький, испуганный котенок -  детское

воображение создало несколько интересных сказок, героями которых стали Цапля

и Котенок. А  вот маленькая лодка  с веслом, рядом с ней лягушка  - все само

просится  в сказку. Пещера  с  выглядывающим  медвежонком,  комар  и муха  -

неестественно   большие   по  сравнению  с   медвежонком     сказке  такое

простительно),  маленький  поросенок и умывальник с мылом-все это не  только

вызывает  у  детей улыбку, но  и  пробуждает  фантазию.  Если мне  удавалось

добиться,  что ребенок,  в развитии мышления которого  встречались серьезные

затруднения, придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов

окружающего  мира,-  значит,  можно  сказать  с  уверенностью,  что  ребенок

научился мыслить. Я  уже  рассказывал, с каким трудом приходилось пробуждать

мысль и укреплять память Вали:  одним из  средств пробуждения ее мысли  было

чувство изумления перед неожиданно открывающимися связями между предметами и

явлениями окружающего мира. Другим, не менее важным средством стала  сказка.

Валя долго не могла создать ни одной  сказки,  это беспокоило меня. И только

на 3 году  обучения  девочка  составила, наконец, сказку о  лягушке, лодке и

рыбке.  Вот  ее  содержание:   "Увидела   Лягушка  Лодку   у  берега   реки.

Дедушка-рыбак оставил Лодку, а  сам  пошел  в  село  за  хлебом.  Захотелось

Лягушке покататься. Вылезла она из лужи, прыгнула  в Лодку, взяла  весло.  А

тут к ней Рыбка подплывает и говорит:  "Что это ты задумала? Плаваешь только

в луже, а Лодка любит глубину". Не послушала Лягушка совета Рыбки, направила

Лодку в свою лужу. Подплывает, а Лодка и говорит; "Лягушка, Лягушка, куда ты

меня тащишь?" Отвечает Лягушка!

       свою родную  лужу,  пусть  весь  наш  род  увидит,  как я  плаваю".

Улыбнулась Лодка и думает: "Вот придет дедушка, он тебя научит плавать". Еле

приволокла Лягушка Лодку  в лужу. Застряла Лодка в грязи и не плывет дальше.

Кряхтела-кряхтела  Лягушка  - не  сдвинет Лодки.  А  весь лягушечий  род уже

выполз  из  лужи,  выглядывают  все,  ведь  Лягушка  на  всю  лужу  кричала:

"Смотрите, как хорошо я плаваю в Лодке".  Стыдно стало  Лягушке, как прыгнет

она в лужу, так  во все стороны и полетели комья грязи. А весь лягушечий род

как захохочет. Тут пришел  дедушка-рыбак,  вытащил  Лодку из  лужи. Вспугнул

лягушек, спрятались они  в зеленой тине. Вечером  осмелели, вылезли - да как

захохочут.  С тех пор каждую ночь они  хохочут - с вечера  до утра в  болоте

раздается  жабий  крик. Это они  смеются над  хвастливой Лягушкой". Создание

сказок-один из самых интересных  для  детей видов  поэтического  творчества.

Вместе с тем это важное средство умственного развития. Если вы хотите, чтобы

дети творили, создавали художественные образы,- перенесите из огонька своего

творчества хотя бы одну искру  в сознание ребенка. Если вы не умеете творить

или вам кажется пустой забавой снизойти к миру детских интересов,- ничего не

получится. У  Тины  была в  Комнате  сказки  своя любимая  кукла  -  фигурка

рабочего-металлурга, лицо у него - озаренное расплавленным металлом. Девочке

запомнилась встреча  с рабочими-металлургами в литейном цехе,  и вот теперь,

через 3 года, она составила интересную сказку  об Огненной Реке: "У огромной

печи стоит  богатырь. Он  расправил железо. Кипит железо,  клокочет. Подошел

богатырь к печи, открыл дверцу - и полилась Огненная Река. Льется и говорит:

"Не  зевайте,  люди,  берите  огненное железо, делайте из него  все, что вам

нужно". Идут к Огненной Реке мудрые  мастера,  черпают расплавленное железо,

льют его в песок, делают из металла  все, что нужно людям". В сознании детей

рождаются образы  современных богатырей - защитников Советской Родины. Война

с фашизмом, героическая победа советского народа оставила неизгладимый  след

в памяти и всей  духовной  жизни нашего народа. Герои,  отстоявшие Родину, в

представлении детей - сказочные богатыри; о них  слагаются яркие,  волнующие

сказки. Красной нитью  через  все созданные детьми сказки о богатырях нашего

народа   проходит  идея  мужества,  непобедимости,  благородства  советского

человека.  Вот сказка,  сложенная  Даньком: "Провожала  мать сына на военную

службу.  Сказала:  "Возьми,  сын,  горсть родной земли. Помни,  что  ты - ее

защитник!". Взял сын горсть родной земли, высыпал в красный шелковый мешочек

и никогда не расставался  с  нею.  Начали  враги войну против нашей  Родины.

Встретил сын вражеских  солдат на  границе,  бил по  ним из пулемета, падали

враги  в реку. Ни на шаг не отступал сын. Но вот вражеская пуля ранила его в

голову, кровь залила  глаза,  руки ослабели. Приближаются враги, думают: вот

мы  возьмем его в плен. Вспомнил сын о горсти  родной  земли. Прикоснулся  к

красному  мешочку -  и  сразу  же могучей силой  налились  руки. Снова  стал

стрелять юный богатырь, утонули  враги в реке, а тем временем помощь подошла

- быстрокрылые самолеты и могучие танки". У меня записаны  сказки, созданные

детьми в часы вечерних сумерек. Эти сказки дороги для меня как яркие огоньки

мысли, которые удалось зажечь у детей. Если бы не творчество, не составление

сказок, речь  многих  детей  была  бы  сбивчивой и путанной,  а  мышление  -

хаотичным.  Я  убедился,  что  между  эстетическими  чувствами  и  словарным

богатством  речи   детей  существует  прямая  связь.   Эстетическое  чувство

эмоционально окрашивает слово. Чем интереснее сказка и необычнее обстановка,

в  которой  находятся  дети,  тем сильнее  игра  детского  воображения,  тем

неожиданнее  образы, которые создают  малыши.  В часы  вечерних сумерек  мои

ученики сложили десятки сказок, которые объединены в рукописном сборнике под

названием "Сказки  вечерних сумерек".  Среди "Сказок вечерних  сумерек" есть

очень интересные  о животных и  птицах,  о деревьях и цветах. Особенно много

радости доставило и детям и  мне составление  сказок о цветах. Я рассказывал

мальчикам и девочкам  об эмоциональной жизни человека, о воплощении чувств в

песнях и легендах о цветах. Давал начало сказки - и детская фантазия творила

яркие образы. Раз  в  2-3 месяца  мы  обновляли обстановку  в каждом  уголке

Комнаты  сказки - вырезали из фанеры новые фигурки, деревья,  кусты, строили

теремки,  сказочные  дворцы,  рыбачьи  лачуги  и  курени.  Ребята  научились

изготовлять фигурки сказочных персонажей из папье-маше  -  это обогатило мир

сказки. Так мы  "иллюстрировали" много  сказок: "Ивасик-Телесик" (украинская

народная сказка),  "Спящая  царевна" В.  Жуковского, "Аленький  цветочек" С.

Аксакова,   "Про   мышь   зубастую    да   воробья   богатого"   В.    Даля,

"Лягушка-путешественница"  В.  Гаршина,  "Снежная  Королева"  X.  Андерсена,

"Бременские  музыканты"  братьев   Гримм,  "Спящая  Красавица"   Ш.   Перро,

"Марья-краса-долгая коса  и Ванюша" (русская  народная сказка), "Гвоздик  из

родного дома" (шведская  народная  сказка), "Сказка про  Чапаева", "Горбатый

воробышек"  (японская  народная сказка).  Эти сказки  вошли  в духовный  мир

детей, как входит навсегда в наше сознание образ любимого  человека, который

приносил  нам  счастье.  Ребята  на  всю   жизнь  слово  в  слово  запомнили

услышанное, хотя никто от них никогда не требовал этого. Когда слово волнует

ребенка  своей неповторимой красотой, оно навсегда запоминается. И от такого

запоминания память не только не перегружается, а, наоборот,  становится  еще

острее. Первое рассказывание новой  сказки - большое событие  в жизни детей.

Никогда  не забуду, с каким волнением мы создавали обстановку для  сказки X.

Андерсена "Снежная  Королева". Это  было на втором  году обучения. Наступили

ранние зимние сумерки, дети пришли в  Комнату сказки.  Обстановку, в которой

происходит  действие,-  домики  с  острыми  крышами, сказочный дворец  среди

высоких скал, быстроногого  оленя,  снежные сугробы -  ребята  делали своими

руками. Но сказку еще  не  все слышали.  И  вот  в окнах  домиков вспыхивают

огоньки,  с  неба  падают  снежинки,  нас окружает вечерний  полумрак. Дети,

затаив  дыхание,  слушают  учителя...  Сказка  окончена,  но  ребята  просят

рассказать  ее еще раз. Для меня было очень дорого  это очарование словом. Я

повторял сказку столько раз,  сколько просили  дети. А ребята снова и  снова

хотели слушать  о  Снежной Королеве не потому,  что им  надо  было запомнить

слова, а  потому, что они звучали для них дивной музыкой.  Учитель постоянно

думает:  как добиться, чтобы  дети  глубоко знали родной язык,  чтобы родное

слово вошло в их духовную жизнь, стало  и острым, метким резцом, и красочной

палитрой,  и  тонким  средством  познания  истины. Язык -  это  материальное

выражение  мысли,  и ребенок лишь  тогда  будет  знать его, когда вместе  со

смыслом воспринимает  яркую эмоциональную окраску, живое  трепетанье  музыки

родного  слова.  Без  переживания  красоты  слова  уму  ребенка  непостижимы

сокровенные грани его смысла.  А переживание красоты немыслимо без фантазии,

без личного участия детей в творчестве, имя которому -  сказка. Сказка - это

активное эстетическое  творчество,  захватывающее все  сферы духовной  жизни

ребенка  -  его  ум,  чувства,  воображение,  волю.  Оно  начинается  уже  в

рассказывании,  высший его  этап  -  инсценизация. В  Комнате  сказки  у нас

зародился  кукольный   театр   и  драматический  кружок.  Тут  дети  впервые

инсценировали украинскую народную сказку о Рукавичке,  в которой  поселились

храбрые звери. Затем с  большим интересом подготовили инсценизацию сказки  о

Царевне-Лягушке,  японскую сказку  о Горбатом воробышке.  На четвертом  году

обучения они  коллективно  составили сказку о Стрекозе-музыканте и выполнили

ее  в ролях. В Комнате сказки я впервые прочитал ребятам повесть о Робинзоне

Крузо, "Приключения  Мюнхаузена",  "Путешествия Гулливера", "Сказку  о  царе

Салтане", рассказ "Янко-музыкант".  Дети на  всю  жизнь запомнили очарование

тех зимних вечеров, когда за окнами кружила метель, а они  взбирались вместе

с  потерпевшим  кораблекрушение  Робинзоном  Крузо  на  необитаемый  остров,

переносили  с ним  тяготы суровой  борьбы  с  природой. В  Комнате сказки мы

прочитали все сказки X. Андерсена, Л. Толстого, К. Ушинского, братьев Гримм,

К. Чуковского, С. Маршака. Многолетний опыт убеждает в том, что нравственные

идеи,  заложенные  в произведениях о добре и зле, правде и неправде, чести и

бесчестии,   становятся   достоянием   человека  при  условии,   когда   эти

произведения прочитаны в детском возрасте. Сказки предназначены для детства.

Наше чтение было  своеобразным: сказки  и рассказы, названные здесь,  я знал

наизусть. Книгу я  брал только для того, чтобы показать малышам иллюстрации.

Как и рассказывание сказок, чтение  было могучим средством воспитания разума

и добрых, человечных чувств. Без  преувеличения можно сказать, что чтение  в

годы   детства   -   это  прежде  всего  воспитание   сердца,  прикосновение

человеческого  благородства  к  сокровенным  уголкам  детской  души.  Слово,

раскрывающее  благородные  идеи,   навсегда  откладывает  в  детском  сердце

крупинки человечности, из которых складывается совесть.

Сайт создан в системе uCoz