КОМНАТА СКАЗКИ
Сказка, игра, фантазия
- животворный источник
детского мышления,
благородных
чувств и стремлений. Многолетний опыт убеждает,
что
эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе
ребенка
под впечатлением сказочных
образов, активизируют поток
мысли,
который
побуждает к активной деятельности мозг, связывает
полнокровными
нитями живые островки мышления. Через сказочные образы
в сознание детей
входит слово с его тончайшими
оттенками; оно становится
сферой духовной
жизни
ребенка, средством выражения
мыслей и чувств - живой реальностью
мышления.
Под влиянием чувств,
пробуждаемых сказочными
образами, ребенок
учится
мыслить словами. Без сказки -
живой, яркой, овладевшей сознанием и
чувствами ребенка - невозможно представить детское мышление и детской речи
как
определенной ступени человеческого мышления и речи.
Дети находят
глубокое
удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов.
Пять, десять раз ребенок может пересказывать
одну и ту же сказку, и каждый
раз открывает в ней что-то новое.
В сказочных образах - первый шаг
от
яркого, живого, конкретного к абстрактному.
Мои воспитанники не овладели бы
навыками отвлеченного мышления, если бы в их духовной жизни сказка не стала
целым
периодом. Ребенок прекрасно
знает, что в мире нет ни
Бабы-Яги, ни
Царевны-Лягушки, ни Кащея Бессмертного, но он
воплощает в эти образы добро и
зло,
и каждый раз, рассказывая одну и
ту же сказку, выражает свое личное
отношение к плохому и хорошему. Сказка неотделима
от красоты, способствует
развитию
эстетических чувств, без
которых немыслимо
благородство души,
сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю,
страданию. Благодаря
сказке ребенок познает мир не
только умом, но и
сердцем. И не только
познает, но откликается на события и явления
окружающего мира, выражает свое
отношение
к добру и
злу. В сказке черпаются первые
представления о
справедливости и несправедливости.
Первоначальный этап идейного воспитания
тоже происходит с помощью сказки. Дети понимают идею лишь тогда, когда она
воплощена в ярких образах. Сказка-благодатный
и ничем не, заменимый источник
воспитания
любви к Родине.
Патриотическая идея сказки - в
глубине ее
содержания; созданные народом сказочные
образы, живущие тысячелетия, доносят
к сердцу и уму ребенка могучий творческий Дух трудового народа, его взгляды
на жизнь,
идеалы, стремления. Сказка воспитывает
любовь к родной земле уже
потому, что
она - творение народа. Когда мы смотрим на
дивные фрески
Киевской Софии, мы воспринимаем их как частицу
жизни народа, творение его
могучего
таланта, а в нашей
душе пробуждается чувство гордости за
его
творческий дух, мысль, мастерство. Аналогично
воздействие народной сказки на
душу
ребенка. Кажется, что сказка построена на
чисто "бытовом"
сюжете:
дедушка и бабушка посадили репку, ... дедушка решил обмануть волка, сделал
соломенного бычка, ... но каждое слово этой сказки - как тончайший
штрих на
бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе -
игра творческих сил
народного духа. Сказка - это духовные богатства народной культуры,
познавая
которые, ребенок познает сердцем родной народ.
Через 3 месяца после начала
работы
"Школы радости" мы оборудовали Комнату сказки. С помощью
старших
школьников
создали обстановку, в которой дети чувствовали себя в
мире
сказочных
образов. Много пришлось потрудиться, чтобы все вокруг навевало
ребятам воспоминания о сказке, которую мама
рассказывала в раннем детстве, о
вечерних сумерках, о веселом
огоньке в печке. Вот жилище злой Бабы-Яги -
сказочная
избушка на курьих ножках, окруженная высокими деревьями и пнями,
рядом с
избушкой - фигурки сказочных
персонажей: Хитрая лиса, Серый волк,
Умная сова. В другом углу - хатка дедушки и
бабушки, в небе - гуси-лебеди,
уносящие
на своих крыльях маленького мальчика, героя украинской народной
сказки
Ивасика-Телесика. В третьем углу -
синее море-океан, на
берегу
которого -
ветхое жилище доброго старика и злой старухи, у порога - старое
корыто, на завалинке сидят старик со старухой, а
в море плавает золотая
рыбка.
В четвертом углу-зимний лес, сугробы, среди которых
пробирается,
утопая в снегу, маленькая девочка - мачеха послала ее в зимнюю стужу
за
ягодами... Из окна избушки выглядывает козлик.
А вот большая рукавичка, в
которой
живет мышка, к
ней приходят нежданные гости. Из фанеры
сделан
большой
пенек, на нем
куклы - девочка-малютка, серый зайчик,
лисичка-сестричка, медведь, волк, козлик,
соломенный бычок, Красная Шапочка.
Все это постепенно мы сделали сами. Я
вырезал, рисовал, клеил, дети помогали
мне. Я придавал очень большое значение
эстетическому характеру обстановки, в
которой дети будут слушать сказку. Каждая картинка, каждый наглядный образ
обостряли восприимчивость к художественному слову, глубже раскрывали
идею
сказки. Даже освещение в Комнате сказки играло очень большую
роль. Когда
рассказывали
сказку о Царевне-Лягушке, в лесной чаще зажигались
маленькие
лампочки, в
комнате царил зеленый сумрак,
хорошо передающий обстановку, в
которой развертываются события. В Комнату
сказки я веду детей не часто - раз
в
неделю, а то и в
2 недели. Эстетическая потребность никогда
не должна
удовлетворяться до пресыщения. Там, где есть
пресыщение, начинается снобизм,
мещанская разочарованность, скука, поиски
средств "убить" свободное время...
Мы приходим сюда в час осенних и зимних сумерек - в это время сказка звучит
для
детей по-особому и слушается совсем не так,
как, скажем, в
ясный
солнечный день. На дворе темнеет, мы не
зажигаем света, сумерничаем. Вдруг в
окошках
сказочной избушки вспыхивает
огонек, на небе загораются звезды,
поднимается из-за леса луна. Комната озаряется слабым
светом, а по углам
становится еще темнее. Я рассказываю детям народную сказку о
Бабе-Яге
костяной ноге. Казалось бы, в моих словах нет
ничего нового для малышей, но
в их
глазах горят огоньки восхищения.
Ребята переживают судьбу героев,
ненавидят зло и горячо сочувствуют
добру. Фигурки злой бабы,
доверчивой
девочки
Аленки, добрых гусей-лебедей в представлении малышей
оживают,
становятся существами, наделенными разумом и
чувствами. Сказка для маленьких
детей
- не просто рассказ о фантастических событиях; это - целый
мир, в
котором ребенок живет, борется,
противопоставляет злу свою добрую
волю.
Слово находит в сказке реальную форму выражения духовных сил ребенка, как в
игре
- движение, в музыке - мелодия. Ребенку хочется не только слушать
сказку, но и самому рассказывать ее, как
хочется не только слушать песню, но
и самому петь, не только наблюдать за
игрой, но и принимать участие в ней.
Проходит
несколько дней, дети
спрашивают: "Когда мы пойдем
в Комнату
сказки?" Ожидание радостных мгновений волнует ребят, мы
опять собираемся в
час вечерних
сумерек, опять сказку рассказываю я, потом ее рассказывают
дети. Самые
застенчивые становятся в эти
мгновенья смелыми и решительными.
Речь, сбивчивая и нескладная в других условиях, здесь становится плавной,
выразительной, певучей. Сказку рассказывают
Нина, Петрик, Люда, Слава, Валя
- дети, в развитии речи и мышления которых я встречаю затруднения.
Каждый
раз, когда мы приходим в Комнату сказки, ребятам хочется поиграть. Для всех
- и для мальчиков, и для девочек - находится
любимая кукла или игрушка. Игра
выливается в творчество: малыши становятся
сказочными героями, а куклы в их
руках помогают лучше передать мысли и чувства. Один ребенок взял игрушку -
соломенного
бычка (герой известной украинской детской сказки),
другой-куклу-бабушку, третий-куклу-дедушку. И вот дети
уже живут в мире
сказки.
Они не просто повторяют слова
действующих лиц, а творят, внося в
сказку игру своего воображения. Отдельным
девочкам хочется просто поиграть с
куклами. Вот ребенок усаживает куклу на маленький диван, говорит
ей певучим
голосом слова ласки и заботы. У другой девочки кукла-малютка заболела, и
девочка лечит ее. Меня не смущало то, что
девочки и мальчики играли в куклы
несколько
лет. Это не какое-то
"ребячество", как иногда думают отдельные
учителя,
а та же сказка, то же одухотворение живого существа, которое
пронизывает
творческий процесс
составления и слушания сказки. В куклах -
одухотворенный образ того, кого дети
стремятся, говоря словами французского
писателя Сент-Экзюпери, приручить 12. Каждый ребенок хочет, чтобы у него
было что-то бесконечно дорогое, родное. Я внимательно следил за тем, какие
духовные отношения складываются между
детьми и их любимыми куклами. Меня
радовало, что мальчики на протяжении длительного времени дружили с
куклами.
Вот у
Кости ничем не примечательная
кукла-старый рыбак с удочкой. У куклы
несколько раз отламывалась нога,
и Костя в конце концов сделал
деревяшку,
вырезал, кроме того, маленькую суковатую
палку, с которой рыбак отправляется
на берег реки. Мальчик любит поговорить со
своим старым другом: рассказывает
ему,
в каких местах водятся караси и лещи... У
Ларисы любимые куклы -
бабушка и внучка. Девочка сделала бабушке
очки, под ноги положила теплый
коврик, плечи покрыла шалью, у Вали тоже 2 куклы-котенок и мышонок. Девочка
каждую неделю меняет бантик на шее котенка, а
для мышонка почему-то приносит
зеленый
коврик... Детская фантазия в
Комнате сказки неистощима.
Стоит
ребенку посмотреть на новый предмет, как он
уже связывается в его сознании с
другим
предметом, рождается фантастическое представление, детское
воображение играет, мысль трепещет,
глаза загораются, речь течет плавным
потоком. Учитывая это, я заботился о том, чтобы на глазах у ребят в разных
уголках
Комнаты сказки были самые
разнообразные предметы, между которыми
можно установить какую-то реальную или
фантастическую связь. Я был озабочен
тем, чтобы дети фантазировали, творили,
составляли новые сказки. Вот рядом с
цаплей,
стоящей на одной ноге,- маленький, испуганный котенок -
детское
воображение создало несколько интересных
сказок, героями которых стали Цапля
и Котенок. А
вот маленькая лодка с веслом,
рядом с ней лягушка - все само
просится
в сказку. Пещера с выглядывающим медвежонком, комар и муха
-
неестественно большие по сравнению
с медвежонком (в
сказке такое
простительно), маленький поросенок и
умывальник с мылом-все это не только
вызывает
у детей улыбку, но и
пробуждает фантазию. Если мне
удавалось
добиться,
что ребенок, в развитии мышления
которого встречались серьезные
затруднения, придумал сказку, связал в своем
воображении несколько предметов
окружающего
мира,- значит, можно
сказать с уверенностью, что ребенок
научился мыслить. Я уже рассказывал, с каким
трудом приходилось пробуждать
мысль и укреплять память Вали: одним из
средств пробуждения ее мысли
было
чувство изумления перед неожиданно
открывающимися связями между предметами и
явлениями окружающего мира. Другим, не менее
важным средством стала сказка.
Валя долго не могла создать ни одной сказки,
это беспокоило меня. И только
на 3 году
обучения девочка составила, наконец, сказку о лягушке, лодке и
рыбке.
Вот ее содержание:
"Увидела Лягушка Лодку
у берега реки.
Дедушка-рыбак оставил Лодку, а сам
пошел в село
за хлебом. Захотелось
Лягушке покататься. Вылезла она из лужи,
прыгнула в Лодку, взяла весло.
А
тут к ней Рыбка подплывает и говорит: "Что это ты задумала? Плаваешь только
в луже, а Лодка любит глубину". Не
послушала Лягушка совета Рыбки, направила
Лодку в свою лужу. Подплывает, а Лодка и
говорит; "Лягушка, Лягушка, куда ты
меня тащишь?" Отвечает Лягушка!
"В свою родную лужу,
пусть весь наш
род увидит, как я
плаваю".
Улыбнулась Лодка и думает: "Вот придет
дедушка, он тебя научит плавать". Еле
приволокла Лягушка Лодку в лужу. Застряла Лодка в грязи и не плывет
дальше.
Кряхтела-кряхтела Лягушка - не сдвинет Лодки. А весь лягушечий род уже
выполз
из лужи, выглядывают
все, ведь Лягушка
на всю лужу кричала:
"Смотрите, как хорошо я плаваю в
Лодке". Стыдно стало Лягушке, как прыгнет
она в лужу, так во все стороны и полетели комья грязи. А весь лягушечий род
как захохочет. Тут пришел дедушка-рыбак, вытащил Лодку из лужи. Вспугнул
лягушек, спрятались они в зеленой тине. Вечером осмелели, вылезли - да как
захохочут.
С тех пор каждую ночь они
хохочут - с вечера до утра
в болоте
раздается
жабий крик. Это они смеются над
хвастливой Лягушкой". Создание
сказок-один из самых интересных для
детей видов поэтического творчества.
Вместе с тем это важное средство умственного
развития. Если вы хотите, чтобы
дети творили, создавали художественные
образы,- перенесите из огонька своего
творчества хотя бы одну искру в сознание ребенка. Если вы не умеете
творить
или вам кажется пустой забавой снизойти к
миру детских интересов,- ничего не
получится. У
Тины была в Комнате
сказки своя любимая кукла
- фигурка
рабочего-металлурга, лицо у него - озаренное
расплавленным металлом. Девочке
запомнилась встреча с рабочими-металлургами в литейном цехе, и вот теперь,
через 3 года, она составила интересную
сказку об Огненной Реке: "У
огромной
печи стоит
богатырь. Он расправил железо.
Кипит железо, клокочет. Подошел
богатырь к печи, открыл дверцу - и полилась
Огненная Река. Льется и говорит:
"Не
зевайте, люди, берите
огненное железо, делайте из него
все, что вам
нужно". Идут к Огненной Реке мудрые мастера,
черпают расплавленное железо,
льют его в песок, делают из металла все, что нужно людям". В сознании детей
рождаются образы современных богатырей - защитников Советской Родины. Война
с фашизмом, героическая победа советского
народа оставила неизгладимый след
в памяти и всей духовной жизни нашего
народа. Герои, отстоявшие Родину, в
представлении детей - сказочные богатыри; о
них слагаются яркие, волнующие
сказки. Красной нитью через
все созданные детьми сказки о богатырях нашего
народа
проходит идея мужества,
непобедимости, благородства советского
человека.
Вот сказка, сложенная Даньком: "Провожала мать сына на военную
службу.
Сказала: "Возьми, сын,
горсть родной земли. Помни,
что ты - ее
защитник!". Взял сын горсть родной
земли, высыпал в красный шелковый мешочек
и никогда не расставался с
нею. Начали враги войну против нашей Родины.
Встретил сын вражеских солдат на
границе, бил по ним из пулемета, падали
враги
в реку. Ни на шаг не отступал сын. Но вот вражеская пуля ранила его в
голову, кровь залила глаза,
руки ослабели. Приближаются враги, думают: вот
мы
возьмем его в плен. Вспомнил сын о горсти родной земли.
Прикоснулся к
красному
мешочку - и сразу
же могучей силой налились руки. Снова
стал
стрелять юный богатырь, утонули враги в реке, а тем временем помощь подошла
- быстрокрылые самолеты и могучие
танки". У меня записаны сказки,
созданные
детьми в часы вечерних сумерек. Эти сказки
дороги для меня как яркие огоньки
мысли, которые удалось зажечь у детей. Если
бы не творчество, не составление
сказок, речь
многих детей была
бы сбивчивой и путанной, а
мышление -
хаотичным.
Я убедился, что
между эстетическими чувствами
и словарным
богатством
речи детей существует
прямая связь. Эстетическое чувство
эмоционально окрашивает слово. Чем интереснее
сказка и необычнее обстановка,
в
которой находятся дети,
тем сильнее игра детского
воображения, тем
неожиданнее
образы, которые создают
малыши. В часы вечерних сумерек мои
ученики сложили десятки сказок, которые
объединены в рукописном сборнике под
названием "Сказки вечерних сумерек". Среди "Сказок вечерних сумерек" есть
очень интересные о животных и птицах, о деревьях и цветах. Особенно много
радости доставило и детям и мне составление сказок о цветах. Я рассказывал
мальчикам и девочкам об эмоциональной жизни человека, о
воплощении чувств в
песнях и легендах о цветах. Давал начало
сказки - и детская фантазия творила
яркие образы. Раз в 2-3 месяца мы
обновляли обстановку в
каждом уголке
Комнаты
сказки - вырезали из фанеры новые фигурки, деревья, кусты, строили
теремки,
сказочные дворцы, рыбачьи
лачуги и курени.
Ребята научились
изготовлять фигурки сказочных персонажей из
папье-маше - это обогатило мир
сказки. Так мы "иллюстрировали" много
сказок: "Ивасик-Телесик" (украинская
народная сказка), "Спящая
царевна" В. Жуковского,
"Аленький цветочек" С.
Аксакова,
"Про мышь зубастую
да воробья богатого" В. Даля,
"Лягушка-путешественница" В.
Гаршина, "Снежная Королева" X. Андерсена,
"Бременские музыканты"
братьев Гримм, "Спящая Красавица" Ш. Перро,
"Марья-краса-долгая коса и Ванюша" (русская народная сказка), "Гвоздик из
родного дома" (шведская народная
сказка), "Сказка про
Чапаева", "Горбатый
воробышек" (японская народная
сказка). Эти сказки вошли
в духовный мир
детей, как входит навсегда в наше сознание
образ любимого человека, который
приносил
нам счастье. Ребята
на всю жизнь слово в
слово запомнили
услышанное, хотя никто от них никогда не требовал
этого. Когда слово волнует
ребенка
своей неповторимой красотой, оно навсегда запоминается. И от такого
запоминания память не только не
перегружается, а, наоборот,
становится еще
острее. Первое рассказывание новой сказки - большое событие в жизни детей.
Никогда
не забуду, с каким волнением мы создавали обстановку для сказки X.
Андерсена "Снежная Королева". Это было на втором году обучения. Наступили
ранние зимние сумерки, дети пришли в Комнату сказки. Обстановку, в которой
происходит
действие,- домики с
острыми крышами, сказочный
дворец среди
высоких скал, быстроногого оленя,
снежные сугробы - ребята делали своими
руками. Но сказку еще не
все слышали. И вот
в окнах домиков вспыхивают
огоньки,
с неба падают снежинки, нас окружает вечерний полумрак. Дети,
затаив
дыхание, слушают учителя...
Сказка окончена, но
ребята просят
рассказать
ее еще раз. Для меня было очень дорого
это очарование словом. Я
повторял сказку столько раз, сколько просили дети. А ребята снова и
снова
хотели слушать о Снежной Королеве не
потому, что им надо
было запомнить
слова, а
потому, что они звучали для них дивной музыкой. Учитель постоянно
думает:
как добиться, чтобы дети глубоко знали родной язык, чтобы родное
слово вошло в их духовную жизнь, стало и острым, метким резцом, и красочной
палитрой,
и тонким средством
познания истины. Язык - это
материальное
выражение
мысли, и ребенок лишь тогда
будет знать его, когда
вместе со
смыслом воспринимает яркую эмоциональную окраску, живое трепетанье
музыки
родного
слова. Без переживания
красоты слова уму
ребенка непостижимы
сокровенные грани его смысла. А переживание красоты немыслимо без
фантазии,
без личного участия детей в творчестве, имя
которому - сказка. Сказка - это
активное эстетическое творчество,
захватывающее все сферы
духовной жизни
ребенка
- его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается
уже в
рассказывании, высший его этап -
инсценизация. В Комнате сказки
у нас
зародился
кукольный театр и
драматический кружок. Тут
дети впервые
инсценировали украинскую народную сказку о
Рукавичке, в которой поселились
храбрые звери. Затем с большим интересом подготовили инсценизацию
сказки о
Царевне-Лягушке, японскую сказку о Горбатом
воробышке. На четвертом году
обучения они
коллективно составили сказку о
Стрекозе-музыканте и выполнили
ее в
ролях. В Комнате сказки я впервые прочитал ребятам повесть о Робинзоне
Крузо, "Приключения Мюнхаузена", "Путешествия Гулливера", "Сказку о
царе
Салтане", рассказ
"Янко-музыкант". Дети на всю
жизнь запомнили очарование
тех зимних вечеров, когда за окнами кружила
метель, а они взбирались вместе
с
потерпевшим кораблекрушение Робинзоном
Крузо на необитаемый
остров,
переносили с ним тяготы суровой борьбы
с природой. В Комнате сказки мы
прочитали все сказки X. Андерсена, Л.
Толстого, К. Ушинского, братьев Гримм,
К. Чуковского, С. Маршака. Многолетний опыт
убеждает в том, что нравственные
идеи,
заложенные в произведениях о
добре и зле, правде и неправде, чести и
бесчестии,
становятся достоянием человека
при условии, когда
эти
произведения прочитаны в детском возрасте.
Сказки предназначены для детства.
Наше чтение было своеобразным: сказки и
рассказы, названные здесь, я знал
наизусть. Книгу я брал только для того, чтобы показать малышам иллюстрации.
Как и рассказывание сказок, чтение было могучим средством воспитания разума
и добрых, человечных чувств. Без преувеличения можно сказать, что чтение в
годы
детства - это
прежде всего воспитание
сердца, прикосновение
человеческого благородства к сокровенным
уголкам детской души.
Слово,
раскрывающее
благородные идеи, навсегда
откладывает в детском
сердце
крупинки человечности, из которых складывается совесть.