ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАЗКИ - НАШ "ОСТРОВ ЧУДЕС"

 

     Детей влечет необычное - романтика путешествий и приключений, борьба со

стихийными силами природы.  Когда я впервые рассказал малышам о приключениях

Робинзона Крузо,  им захотелось  поиграть  в  путешественников, услышать шум

морских волн и грохот водопада.  Ребята решили сделать свой "Остров чудес" -

таинственный уголок, в котором можно было бы жить в мире игры. Этот "остров"

мы  создали  в  зарослях  терна  и  акации:  построили  жилище  Робинзона  с

частоколом,  защищающим от диких  зверей, с  таким  же  очагом, как у нашего

героя; сделали  маленькое окошко,  через которое смотрели в безбрежную  даль

"моря",  вскопали  маленькую  грядку,  посеяли  на  ней  несколько  десятков

зернышек пшеницы и ячменя. Коля приводил сюда из дому даже козленка - ведь в

хозяйстве Робинзона тоже были козы. Принесли старую бочку, веревки, кирпичи.

Из обручей сделали ножи,  смастерили сети для ловли  рыбы.  Как  первобытные

охотники  добывали огонь  трением двух кусочков  сухого дерева -  ведь могло

случиться,  что у Робинзона не  было  никаких  других средств для  добывания

огня. Во время  дождя углубление, из которого мы брали  землю для сооружения

жилища,  заполнилось  водой и образовался  маленький пруд. Дети плескались в

воде; воображение  рисовало  им  безграничные просторы океана.  А  если есть

океан, то  должны быть и корабли: ребята нашли кусок вербы и стали мастерить

из  него лодку.  Это  был нелегкий труд, но  он увенчался победой; на  лодку

поставили паруса, и вот она уже уходит в плаванье. За маленьким холмиком - в

детском воображении он стал  большой горой - мы создали страну Лилипутию. Из

фанеры  и  камыша построили  город  - столицу  Лилипутии, из глины  вылепили

фигурки  лошадей, коров и овец, вылепили былинного героя Илью Муромца и  его

противника Соловья-Разбойника.  Фигурки  поставили  в  кустарнике.  Это  был

дремучий  лес древней Руси. Сюда  мы  ходили в тихие летние вечера,  каждому

хотелось  рассказать   здесь   сказку  о   смелом,  мужественном   богатыре.

Углубившись в непролазный кустарник, мы нашли на склоне оврага небольшую яму

- это пещера злого Кащея Бессмертного,  там,  в таинственной глубине, где-то

томится прекрасная царевна. На "Острове  чудеса в теплую погоду мы проводили

выходные дни, когда не удавалось  совершать более далеких путешествий. Возле

жилища  Робинзона  построили  шалаш. Это  было любимое место,  откуда крылья

фантазии уносили нас в мир сказок.  Сказочные  герои были рядом, и  когда на

землю  опускалась  ночь,  нам чудились  свист  Соловья-Разбойника, скрипучее

кряхтение Кащея Бессмертного, осторожные шаги Кота в сапогах. Здесь особенно

ярко горел  огонек детской фантазии. Юра, Галл, Тина,  Витя  создали  в этом

уголке чудесные  сказки. Сама обстановка пробуждала игру  воображения. Мысль

текла плавно  и неудержимо, дети находили для  выражения  своих чувств яркие

слова.  Вот сказка  о золотой радуге, составленная Сережей:  "Пришли однажды

вечером к Солнышку Кузнецы-великаны  и говорят: "Солнышко,  Солнышко, молоты

железные  у  нас уже  разбились,  скоро  нечем будет ковать серебряные нити.

Наковальня  тоже старая. Отпусти нас на землю, мы возьмем железа". Отпустило

Солнышко Кузнецов. Стали идти  Кузнецы-великаны к людям, но  путь преградили

темные облака. Посмотрели Кузнецы через облака на землю - высоко-высоко, как

же опуститься? Возвратились к Солнышку  и говорят:  "Солнышко, Солнышко, как

же нам спуститься на землю?  Сделай  какой-нибудь мост". Перекинуло Солнышко

свои лучи через темные тучи, засверкал в небе солнечный мост. А с земли люди

увидели золотую радугу. Кузнецы спустились на  землю, взяли у людей железа и

по  солнечному  мосту  опять  возвратились  к  Солнышку.  Как только увидело

Солнышко их  белые бороды, убрало  золотые лучи, исчезла радуга. С той поры,

как  только  появятся  на  небе  темные тучи,  посылает  Солнышко  на  землю

Кузнецов-великанов за железом. А зимой нет золотой  радуги,  потому что день

очень  маленький  и  Кузнецы-великаны  мало  стучат  молотами".  Меня  очень

радовало, что каждый ребенок составил здесь свою сказку. Навсегда запомнился

тихий летний вечер;  после захода солнца  небо приобрело  пепельный оттенок.

Такие вечера бывают несколько дней в году, когда лето в зените. Кажется, что

само небо излучает слабое сияние,  сумерки в эти вечера длиннее, чем обычно,

на небе  долго не  загораются  звезды... Дети молчали, очарованные  красотой

природы.  В эти  мгновенья  особенно  ярко  горит огонек фантазии.  И вот мы

услышали сказку, которую придумала Нина: "Ушло Солнышко в свой волшебный сад

на отдых. Легло отдохнуть и забыло закрыть глаза. А Кузнецы-великаны думают,

что еще  день. Куют и куют серебряные нити. Рассыпались нити, превратились в

пыль.  Развеялась  серебряная  пыль  по  небу,  горит-сияет..."  Мое  сердце

забилось учащенно, когда я слушал эту  чудесную  сказку.  Как не  радоваться

тому, что очарование красотой природы, фантастические  образы сказок-все это

открывает  в детском сознании  ключи мысли.  Не  знаю,  почему это так, но в

самые  длинные  июньские вечера, когда  пепельный небосвод  кажется каким-то

таинственным покрывалом,-в  эти часы  особенно  бурно  разыгрывалась детская

фантазия. После окончания  3  класса  детям захотелось  создать  на "Острове

чудес" "штаб партизанского отряда".  Как  и  полагается, "штаб" разместили в

землянке,  которую  помогли  нам  выкопать и оборудовать старшие  школьники.

Началась   увлекательная  игра,   продолжавшаяся  несколько  месяцев.  Детям

хотелось играть ночью, и от  этого  их  трудно было удержать.  Они ходили  в

разведку, научились  пользоваться  компасом. Сделали деревянные "автоматы" и

"пулеметы",  перед  выступлением  на  боевую  операцию  отдавали  приказ.  В

последний год обучения учеников увлекла  книга русского  писателя-сказочника

П.  Бажова  "Малахитовая  шкатулка".  В детских  глазах  загорались  огоньки

радости, когда  я  читал о чудесных  уральских  самоцветах, об  изумительной

красоте пещер, где хранятся несметные богатства доброй Хозяйки медной  горы,

о  малахитовых  россыпях. Ребятам  захотелось  в те дни  сделать  что-нибудь

красивое,  таинственное, романтическое.  У кого-то зародилась  мысль создать

подземное изумрудное царство.  Мы стали  собирать  зеленые,  синие, голубые,

оранжевые, красные, фиолетовые осколки стеклышек и  выложили ими стены нашей

пещеры. Трудно  передать  словами чувство  восхищения  красотой,  изумления,

которое переживали дети, когда в пещере  зажигалась маленькая  электрическая

лампочка  и  на  стенах вспыхивало  радужное  зарево. Здесь  родились  новые

сказки, здесь  я еще раз убедился, насколько велика сила эстетических чувств

в воспитании, развитии и укреплении умственных сил. На моих глазах произошел

новый  стремительный взлет мысли  Вали, Петрика, Нины:  ребята сложили  свои

сказки, поразившие меня богатством воображения. Здесь сложила сказку и Люда.

Я  убедился,  что причина  молчаливости девочки - не замедленное  умственное

развитие, а мечтательность, задумчивость.

Сайт создан в системе uCoz