ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАЗКИ - НАШ "ОСТРОВ ЧУДЕС"
Детей влечет необычное - романтика путешествий и приключений, борьба со
стихийными силами природы. Когда я впервые рассказал малышам о
приключениях
Робинзона Крузо, им захотелось
поиграть в путешественников, услышать шум
морских волн и грохот водопада. Ребята решили сделать свой "Остров
чудес" -
таинственный уголок, в котором можно было бы
жить в мире игры. Этот "остров"
мы
создали в зарослях
терна и акации:
построили жилище Робинзона
с
частоколом,
защищающим от диких зверей,
с таким же очагом, как у нашего
героя; сделали маленькое окошко, через
которое смотрели в безбрежную даль
"моря", вскопали маленькую грядку,
посеяли на ней
несколько десятков
зернышек пшеницы и ячменя. Коля приводил сюда
из дому даже козленка - ведь в
хозяйстве Робинзона тоже были козы. Принесли
старую бочку, веревки, кирпичи.
Из обручей сделали ножи, смастерили сети для ловли рыбы.
Как первобытные
охотники
добывали огонь трением двух
кусочков сухого дерева - ведь могло
случиться,
что у Робинзона не было никаких
других средств для добывания
огня. Во время дождя углубление, из которого мы брали землю для сооружения
жилища,
заполнилось водой и
образовался маленький пруд. Дети
плескались в
воде; воображение рисовало им безграничные просторы океана. А
если есть
океан, то
должны быть и корабли: ребята нашли кусок вербы и стали мастерить
из
него лодку. Это был нелегкий труд, но он увенчался победой; на лодку
поставили паруса, и вот она уже уходит в
плаванье. За маленьким холмиком - в
детском воображении он стал большой горой - мы создали страну Лилипутию.
Из
фанеры
и камыша построили город
- столицу Лилипутии, из
глины вылепили
фигурки
лошадей, коров и овец, вылепили былинного героя Илью Муромца и его
противника Соловья-Разбойника. Фигурки
поставили в кустарнике.
Это был
дремучий
лес древней Руси. Сюда мы ходили в тихие летние вечера, каждому
хотелось
рассказать здесь сказку
о смелом, мужественном богатыре.
Углубившись в непролазный кустарник, мы нашли
на склоне оврага небольшую яму
- это пещера злого Кащея Бессмертного, там,
в таинственной глубине, где-то
томится прекрасная царевна. На
"Острове чудеса в теплую погоду мы
проводили
выходные дни, когда не удавалось совершать более далеких путешествий. Возле
жилища
Робинзона построили шалаш. Это
было любимое место, откуда
крылья
фантазии уносили нас в мир сказок. Сказочные
герои были рядом, и когда на
землю
опускалась ночь, нам чудились свист Соловья-Разбойника,
скрипучее
кряхтение Кащея Бессмертного, осторожные шаги
Кота в сапогах. Здесь особенно
ярко горел
огонек детской фантазии. Юра, Галл, Тина, Витя создали в этом
уголке чудесные сказки. Сама обстановка пробуждала игру воображения. Мысль
текла плавно
и неудержимо, дети находили для
выражения своих чувств яркие
слова.
Вот сказка о золотой радуге,
составленная Сережей: "Пришли
однажды
вечером к Солнышку Кузнецы-великаны и говорят: "Солнышко, Солнышко, молоты
железные
у нас уже разбились,
скоро нечем будет ковать
серебряные нити.
Наковальня
тоже старая. Отпусти нас на землю, мы возьмем железа". Отпустило
Солнышко Кузнецов. Стали идти Кузнецы-великаны к людям, но путь преградили
темные облака. Посмотрели Кузнецы через
облака на землю - высоко-высоко, как
же опуститься? Возвратились к Солнышку и говорят:
"Солнышко, Солнышко, как
же нам спуститься на землю? Сделай
какой-нибудь мост". Перекинуло Солнышко
свои лучи через темные тучи, засверкал в небе
солнечный мост. А с земли люди
увидели золотую радугу. Кузнецы спустились
на землю, взяли у людей железа и
по
солнечному мосту опять
возвратились к Солнышку.
Как только увидело
Солнышко их
белые бороды, убрало золотые
лучи, исчезла радуга. С той поры,
как
только появятся на
небе темные тучи, посылает
Солнышко на землю
Кузнецов-великанов за железом. А зимой нет
золотой радуги, потому что день
очень
маленький и Кузнецы-великаны мало стучат молотами". Меня очень
радовало, что каждый ребенок составил здесь
свою сказку. Навсегда запомнился
тихий летний вечер; после захода солнца небо
приобрело пепельный оттенок.
Такие вечера бывают несколько дней в году,
когда лето в зените. Кажется, что
само небо излучает слабое сияние, сумерки в эти вечера длиннее, чем обычно,
на небе
долго не загораются звезды... Дети молчали, очарованные красотой
природы.
В эти мгновенья особенно
ярко горит огонек фантазии. И вот мы
услышали сказку, которую придумала Нина:
"Ушло Солнышко в свой волшебный сад
на отдых. Легло отдохнуть и забыло закрыть
глаза. А Кузнецы-великаны думают,
что еще
день. Куют и куют серебряные нити. Рассыпались нити, превратились в
пыль.
Развеялась серебряная пыль
по небу, горит-сияет..." Мое
сердце
забилось учащенно, когда я слушал эту чудесную
сказку. Как не радоваться
тому, что очарование красотой природы,
фантастические образы сказок-все это
открывает
в детском сознании ключи
мысли. Не знаю, почему это так, но
в
самые
длинные июньские вечера,
когда пепельный небосвод кажется каким-то
таинственным покрывалом,-в эти часы
особенно бурно разыгрывалась детская
фантазия. После окончания 3
класса детям захотелось создать
на "Острове
чудес" "штаб партизанского
отряда". Как и
полагается, "штаб" разместили в
землянке,
которую помогли нам
выкопать и оборудовать старшие
школьники.
Началась
увлекательная игра, продолжавшаяся несколько месяцев. Детям
хотелось играть ночью, и от этого
их трудно было удержать. Они ходили
в
разведку, научились пользоваться компасом.
Сделали деревянные "автоматы" и
"пулеметы", перед
выступлением на боевую
операцию отдавали приказ.
В
последний год обучения учеников увлекла книга русского писателя-сказочника
П.
Бажова "Малахитовая шкатулка". В детских глазах загорались
огоньки
радости, когда я читал о чудесных уральских
самоцветах, об изумительной
красоте пещер, где хранятся несметные
богатства доброй Хозяйки медной горы,
о
малахитовых россыпях.
Ребятам захотелось в те дни
сделать что-нибудь
красивое,
таинственное, романтическое. У
кого-то зародилась мысль создать
подземное изумрудное царство. Мы стали
собирать зеленые, синие, голубые,
оранжевые, красные, фиолетовые осколки
стеклышек и выложили ими стены нашей
пещеры. Трудно передать словами
чувство восхищения красотой,
изумления,
которое переживали дети, когда в пещере зажигалась маленькая электрическая
лампочка
и на стенах вспыхивало
радужное зарево. Здесь родились
новые
сказки, здесь я еще раз убедился, насколько велика сила эстетических чувств
в воспитании, развитии и укреплении
умственных сил. На моих глазах произошел
новый
стремительный взлет мысли Вали,
Петрика, Нины: ребята сложили свои
сказки, поразившие меня богатством
воображения. Здесь сложила сказку и Люда.
Я
убедился, что причина молчаливости девочки - не замедленное умственное
развитие, а мечтательность, задумчивость.