ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЬЕ И ЕЩЕ РАЗ ЗДОРОВЬЕ

 

     Я  не  боюсь еще и еще раз повторить:  забота о здоровье-это  важнейший

труд воспитателя. От  жизнерадостности, бодрости детей  зависят их  духовная

жизнь, мировоззрение,  умственное развитие,  прочность знаний, вера  в  свои

силы. Если измерить все мои  заботы и тревоги о детях в течении первых 4 лет

обучения, то добрая половина их  - о здоровье. Забота о здоровье  невозможна

без  постоянной связи с семьей. Подавляющее  большинство бесед с родителями,

особенно  в  первые 2 года обучения  детей в  школе,- это беседы о  здоровье

малышей. Я объяснил родителям, что их детям не будут  давать на дом заданий.

Правила и  определения  дети  будут запоминать  (заучивать)  на  уроке. Дома

ученикам  надо  выполнять   главным  образом   упражнения,  цель  которых  -

содействовать глубокому осмыслению  материала. Кроме того, дома  дети  будут

читать,  рисовать, наблюдать  за  явлениями  природы,  составлять  маленькие

сочинения  о   предметах   и  явлениях  окружающего  мира,   учить  наизусть

полюбившиеся стихи. Домашний умственный труд не должен быть утомительным, но

и обойтись без  него невозможно. Нельзя всерьез принимать рассуждения о том,

что  за  счет  совершенствования  методов  обучения  на уроках можно  вообще

отказаться от домашних заданий. Эти рассуждения не отражают истинных целей и

закономерностей  обучения  уже   потому,   что  нельзя   сосредоточить  весь

умственный труд ребенка  в  какие-то  3-4  часа  подряд.  Родители пообещали

добиваться  того,  чтобы  дети  больше находились  на свежем  воздухе,  рано

ложились спать и рано вставали,  спали  при открытой форточке.  Все лето,  в

теплые осенние  и весенние месяцы дети будут спать только во дворе - об этом

мы  тоже  договорились  с родителями. Отцы и  матери оборудовали специальные

"спальные уголки" - на сене, под навесами,  защищающими от дождя.  Детям это

очень понравилось. В каждой семье, где есть ученики, в саду, на приусадебном

участке должна быть беседка, в которой с ранней весны до поздней осени можно

было бы читать, рисовать, отдыхать-об этом мы договорились с родителями  уже

несколько лет  тому назад. Старшие  школьники помогли  построить беседки для

тех  малышей,  у которых  мать  сама  не могла сделать  этого. Уже  в "Школе

радости"  дети привыкли к утренней гимнастике.  Теперь важно было  добиться,

чтобы  эта привычка сохранилась. Я убедился,  что  привычка  делать  зарядку

закрепляется именно в  раннем детстве. Родители приучали детей подниматься в

одно и то же время. После гимнастики на свежем воздухе дети умывались. Летом

они привыкли купаться  в пруду;  кроме того, многие родители сделали душевые

установки во дворах, в саду,  и 6  месяцев в году (с мая по сентябрь) ребята

принимали душ.  Это стало  настолько  прочной привычкой,  что они обмывались

водой по пояс  и в зимние месяцы, конечно, в комнате. С помощью родительской

общественности  были  сооружены  на  открытом  воздухе  6 душевых установок,

которыми  пользовались те, для кого  это  было  особенно  необходимо - Тина,

Толя, Костя, Лариса, Нина, Саша  и Слава. Я заботился о том, чтобы принимали

душ и занимались утренней  гимнастикой те девочки  и  мальчики, у которых от

природы    был    какой-нибудь    недостаток,    например,    сутуловатость,

непропорциональность в строении  туловища, лица... Человек  должен  быть  не

только  здоровым,  но  и  красивым; красота же  неотделима от  здоровья,  от

гармонического  развития  организма.  От  питания  в  годы  детства  зависит

гармония, пропорциональность частей  тела, в частности  правильное  развитие

костной ткани и особенно грудной  клетки. Многолетние наблюдения показывают,

что   при   отсутствии   в  пище   минеральных   веществ  и   микроэлементов

непропорционально развиваются отдельные  части  скелета,  что на  всю  жизнь

отражается  на осанке. Чтобы  не  допустить этого, я заботился о полноценном

витаминном питании, о сочетании в пище витаминов с  минеральными веществами.

Наблюдения и специальные исследования, проведенные перед этим в течение ряда

лет, привели к тревожному выводу: уходя в школу, 25% детей младшего возраста

не  завтракают-утром  им не хочется  есть; 30  % едят утром  меньше половины

того,  что необходимо  для  нормального  питания;  23 % детей  едят половину

полноценного завтрака и только 22 % завтракают так, как требуют нормы. После

нескольких часов пребывания  в  классе у ребенка,  не позавтракавшего утром,

сосет  под ложечкой, появляется головокружение. Ученик  приходит  из  школы,

несколько  часов  он не ел, но настоящего,  здорового  аппетита у  него  нет

(родители часто жалуются, что дети не хотят есть простой здоровой пищи-супа,

борща, каши,  молока;  им хочется поесть  "что-нибудь  вкусное"). Отсутствие

аппетита - грозный  бич здоровья, источник  болезней и  недомоганий. Главная

причина   этого  -   многочасовое  сидение   в  душном  классе,  однообразие

умственного труда, отсутствие разнообразной деятельности на свежем воздухе и

вообще  "кислородное  голодание"  -  ребенок  целый  день  дышит   воздухом,

насыщенным углекислотой.  Многолетние наблюдения  привели меня  к еще одному

очень неутешительному выводу: длительное пребывание а помещении,  насыщенном

углекислотой,  ведет  к  заболеваниям желез  внутренней  секреции,  играющих

важную роль в пищеварении. Причем эти заболевания становятся хроническими  и

не поддаются  никакому  излечению. Серьезные заболевания органов пищеварения

вызываются также и тем, что родители, стремясь пробудить аппетит, дают детям

различные  лакомства,  в  частности  сладости.  Не  допустить  "кислородного

голодания", добиваться полноценного атмосферного режима - в этом заключалась

одна  из очень  важных предпосылок  заботы о здоровье. Я советовал родителям

готовить вкусную и  здоровую  пищу  для детей, заготовлять  на зиму побольше

фруктов,  богатых витаминами. У нас в то время было несколько семей пчел,  и

мы  на  зиму имели мед  для питания малышей в школьной  столовой.  Благодаря

тому, что  дети  большую  часть  суток  находились на свежем  воздухе, много

двигались,  трудились физически, не  засиживались над учебниками сразу после

школьных занятий,  у них  был прекрасный аппетит. Утром все  ребята  съедали

полноценный  завтрак; через  3  часа после ухода в школу (примерно через 2,5

часа после  начала  школьных занятий) обедали в школьной  столовой: получали

горячий  суп или борщ с мясом, котлету, стакан молока, хлеб  с маслом. После

занятий обедали  дома  (через  3-3,5 часа  после  школьного  обеда).  Вторую

половину дня дети  проводили на свежем воздухе - дома или  в школе. Только в

дождь  или  метель  они  находились  з помещении.  В гармоническом  развитии

ребенка все взаимосвязано. Здоровье  зависит от того, какие домашние задания

даются   ребенку,  как  и  когда  он  их  выполняет.  Огромную  роль  играет

эмоциональная окраска  самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок

берется за  книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но

и  неблагоприятно отражается на  сложной системе  взаимодействия  внутренних

органов. Я знаю много случаев, когда  у  ребенка, переживающего отвращение к

занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение,  возникали желудочно-кишечные

заболевания.  Осенние,  весенние и  зимние  каникулы мы всегда проводили  на

свежем воздухе, среди природы - в походе, на привалах, в лесу, в игре... Уже

в первые  зимние каникулы все дети стали на лыжи,  ходили в лес,  катались с

горок. Как и в зимнюю пору нашей "Школы радости", построили снежный городок,

соорудили ледяное колесо. Когда дети стали пионерами, в лесу  они  проводили

самые интересные  сборы своего отряда.  Очень важным источником здоровья был

для нас труд  в зимнее  время на  свежем  воздухе. При  умеренном морозе (до

-10°)  8-летние дети трудились раз  в неделю  по 2  часа, 9-10-летние-  по 3

часа,  11-летние  -  по 4 часа.  Они  обвязывали  стволы  деревьев  камышом,

переносили снег на маленьких носилках для защиты растений  от холода и т. п.

Этот  труд на  свежем  воздухе - прекрасное  средство  закалки  организма  и

предупреждения  простудных  заболеваний.  Летние  каникулы дети проводили  в

походах,  путешествиях  по  лугам,  полям,  лесам. Месяцы  непосредственного

общения  с  природой  давали  очень много и для  укрепления здоровья,  и для

умственного развития малышей. После окончания 1 класса дети провели август в

колхозном саду и на пасеке. После окончания 2 - на колхозном баштане. Август

- месяц щедрых даров природы,  зенит  расцвета  ее красоты" время  торжества

труда. Воздух в  это время становится особенно чистым, прозрачным, бодрящим,

как  будто  настоянным  на  аромате  скошенной  пшеницы,  созревающих  дынь,

винограда и  яблок. На  рубеже между летом и  осенью воздух в селе  особенно

насыщен  фитонцидами.  Если хотите  закалить ребенка,  предрасположенного  к

легочным,  простудным,  ревматическим  заболеваниям,  пусть  он  в  эти  дни

находится  целые  сутки на воздухе. Однажды дети провели  день  на колхозном

баштане. Их  щедро угощали арбузами и дынями.  С  грустью расставались мы  с

очаровательным  степным привольем. В тот же вечер  председатель  колхоза дал

распоряжение построить на баштане  4 новых куреня. Через  день строительство

было закончено. Когда я сказал детям, что мы будем  отдыхать на баштане, они

не поверили: "А разве нас пустят туда?" Поверили только тогда, когда увидели

построенные для  них курени, покрытые  соломой. Огромный  восторг вызвала  у

детей весть о том, что здесь мы будем  и ночевать.  Землю в куренях  устлали

ароматным сеном, принесли простыни и одеяла, поставили умывальники, родители

соорудили кухню,  обеспечили  детей  пищей.  В  двух  куренях  расположились

мальчики  и в двух-девочки.  Месяц на баштане остался в памяти  детей на всю

жизнь как очаровательная песня о голубом небе и ярком солнце. Мы поднимались

на заре, любовались неповторимой  красотой пробуждающейся после ночного  сна

природы, бродили по росе, умывались  ключевой  водой, привезенной в  большой

деревянной бочке и налитой в умывальники. Все было для детей наслаждением: и

утренняя гимнастика,  к обмывание  тела  по  пояс холодной водой,  и вареный

картофель  с  помидорами, и  арбузы.  После  завтрака мы трудились: помогали

колхозникам собирать  дыни  и  арбузы. В  гости  к нам  приезжали  городские

ребятишки  с родителями.  Мы  с  гордостью  показывали  им  баштан,  угощали

арбузами и  дынями. Дети научились  по внешнему виду определять,  созрел  ли

арбуз.  Рядом с  баштаном  были  посеяны медоносные  травы,  сюда в  августе

вывозили колхозную пасеку, и  мы ежедневно ходили в гости к дедушке Андрею -

носили ему арбузы и горячие котлеты, приготовленные для нас  нашей  кухаркой

тетей Пашей.  Дедушка Андрей подарил нашему классу улей с пчелами. "Возьмите

его  на свой школьный  участок",- сказал он.  Дети с интересом  наблюдали за

жизнью пчел.

     Каждый  день ребята купались в пруду,  ходили в лес,  собирали  в степи

полевые цветы, приносили  их дедушке Андрею и тете Паше. В  часы полуденного

зноя  забирались  в курени  и  ложились спать,  открыв  в  стенках несколько

"окошек"  для воздуха и завесив их стеблями полевых  трав, запаха которых не

переносят мухи  и  комары.  На дворе жара, а в куренях - прохладно. С первых

дней  существования  "Школы   радости"   мы  приучали  малышей   не  бояться

сквозняков;  жизнь убеждала, что никакие сквозняки не  страшны, если человек

привык   к  ним  с  детства.  Выработать  нетерпимость   к  душному  воздуху

непроветренного    помещения   -    так    же   важно,    как   и    привить

санитарно-гигиенические  навыки. Когда жара спадала, ребята шли трудиться: в

предвечерние часы на баштан чаще всего приезжали за арбузами и дынями. После

захода солнца, когда поля, холмы и луга  окутывала сиреневая дымка и на небе

одна за  другой загорались звезды,  дети собирались возле одного  куреня.  В

вечерние  часы особенно хочется слушать сказки и  рассказы  о необыкновенных

приключениях  и  путешествиях,  о  героических  подвигах.  Я  рассказывал  о

сказочных существах, созданных фантазией нашего народа,- о русалках, мавках,

о  Красавице-Осени,  которая,   по  народному  поверью,  разносит   в  тихие

августовские  ночи  дары  плодородия.  В  тишине  ночи  мы  не  раз  слышали

изумительную  мелодию:  над  полями,   там,  где  недавно  скосили  пшеницу,

раздавался мелодичный звук, похожий на  звонкую песню  свирели. По-видимому,

это  пела неизвестная  нам ночная птица, но воображение детей создало  образ

доброго фантастического существа - маленького мальчика с венком из пшеничных

колосьев. Он  играл  на свирели,  радовал  людей. Это существо дети  назвали

Солнцеколосом. В их представлении Солнцеколос  был дитя Солнца и плодородной

Земли. Там, где колосится пшеница, рождается Солпцеколос. Убирают  урожай-он

перебирается в стог  ароматной соломы, по вечерам поет радостную и  вместе с

тем печальную песню: приближается зима, ему надо уходить в теплую землю, где

дремлют животворные соки плодородия. А зазеленеет пшеница, Солнцеколос снова

выйдет на свои нивы и  запоет прекрасные песни. Может  показаться, что  дети

слишком часто одухотворяют природу и  фантазия может в какой-то мере  увести

их от действительности. Тысячу раз нет. Ведь это сказка о жизни, плодородии,

о человеке, могучий  источник вдохновения. Одухотворенные сказочным  образом

существа,  воплощающего в себе  жизнь, красоту,  плодородие,  изобилие, дети

составили песню о Солнцеколосе. Вот она, эта нехитрая песенка:

     Разбудило солнце землю, налился пшеничный колос; кто играет на свирели?

Солнцеколос, Солнцеколос. На  волшебнике  одежда из колосьев, из пшеницы; из

зеленых остьев брови и веселые ресницы...

     Когда дети  находятся под впечатлением  сказочных  образов,  происходит

удивительное явление: слово,  когда-то услышанное или  прочитанное,  как  бы

пробуждается  в  тайниках сознания, сверкает  яркими  красками,  наполняется

ароматом  полей и лугов,-  и ребенок  творит,  создавая поэтические  образы.

Читатель  может спросить:  почему  на страницах, посвященных  здоровью, речь

идет о  сказке, о фантастических  образах, о детском творчестве? Потому, что

это  детская  радость, а без  радости невозможна гармония  здорового тела  и

здорового духа.  Если ребенок, очарованный  красотой полей, мерцанием звезд,

бесконечной  песнью  кузнечиков  и  запахом  полевых  цветов, слагает песню,

значит,  он  находится  на  вершине этой  гармонии - тела и  духа.  Забота о

человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка,- это не просто комплекс

санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию,

труду,  отдыху.  Это  прежде  всего  забота  о  гармонической  полноте  всех

физических  и   духовных  сил,  и  венцом  этой  гармонии  является  радость

творчества.  После окончания  3  класса мы провели летние каникулы  тоже  на

бахче, но  уже  в  другом  месте, рядом с  виноградником. Дети  трудились на

плантации: помогали взрослым укладывать в корзины виноградные кисти. Вечером

и утром купались в  пруду. Дети  придумали интересную игру: три  лодки  в их

воображении  превратились  в  китобойную  флотилию,  маленькое  озеро  стало

океаном, мы  ходили в  разведку,  искали китов... Здесь мы  сделали свирели;

вечерами собирался  наш музыкальный  кружок.  Играли мелодии народных песен,

сочиняли  музыку  о  летних  вечерах,   о  грозе  и  багровом  небосводе,  о

таинственном омуте у плотины, о перелетных птицах. Музыка с каждым годом все

больше входила в нашу духовную жизнь. Где бы ребята не отдыхали, они слушали

записанные  на магнитофонную пленку произведения  выдающихся композиторов  и

народные песни. Окончился 4 год учения, пришло лето 1956 г. Дети отдыхали на

лугу, рядом  с дубовой рощей на берегу озера.  Построили  из ветвей  шалаши,

накрыли их соломой. Родители помогли нам  соорудить купальню и кухню. Теперь

дети  помогали повару готовить пищу, ездили  в село  за  хлебом, картофелем,

рыбой,  молоком, овощами. На нашем попечении было 20 телят и  2 лошади. Днем

ребята пасли телят,  а вечером загоняли их  в  небольшой загон, сделанный  у

озера. Все научились кататься  на лошадях и  ездили в село за  продуктами. В

этом  деле  строго  соблюдалась  очередность:  каждому  хотелось  проскакать

несколько километров. Я очень радовался,  что особенно  хорошими наездниками

оказались Володя, Саня, Тина - верховая езда помогла им укрепить здоровье. В

этом  году все дети, купаясь в глубоком озере, научились хорошо плавать. Для

купанья я выбрал безопасный  участок  и отправлялся  в  заплыв каждый раз  с

одним ребенком. Особенно  радостными были дни во время сенокоса. Мы помогали

взрослым  сушить и  скирдовать  сено,  а  вечером располагались  на  высокой

скирде.  Эти  часы приносили детям особенное  очарование:  хотелось  слушать

рассказы о звездах, о далеких мирах. Под  звездным  куполом дети чувствовали

себя лицом к лицу  со  Вселен ной и обращались  к воспитателю  с  вопросами:

"Откуда  все  это  - Земля,  Солнце,  звезды?" Я убедился, что такие вопросы

рождаются в  сознании детей  при  условии, когда разум и  чувства охватывают

удивление, изумление перед  красотой  и величием природы. Никогда не забуду,

как после одного из рассказов о звездных мирах дети спросили: "А что же там,

дальше?" Услышав, что и там,  за видимыми мирами, такие же Вселенные, что их

несметное  множество,  дети  изумились:    где  же  кончается мир?"  Самой

непостижимой  для них была  истина о  бесконечности  мира. Помню,  как  дети

умолкли, потрясенные этой истиной, пытались  представить  бесконечность и не

могли.  В ту ночь малыши долго не спали; не  одному снились далекие солнца и

планеты. На следующий день время от времени мальчики и  девочки возвращались

к тревожившему их  вопросу: что же такое  бесконечность? Этот вопрос  во все

школьные  годы  не потерял  для моих воспитанников своей изумляющей новизны.

...С первых  недель воспитания детей в "Школе  радости"  я при давал большое

значение  спортивным играм.  С  помощью  старших  школьников мы  оборудовали

игровую площадку, поставили качели. У нас всегда было достаточное количество

мячей, уже во 2 классе дети стали играть в настольный теннис. Увлеклись дети

также метанием диска  и  мяча, лазанием  по шесту  и канату.  Все лето  дети

ходили босиком, не боялись дождя.  В этом я видел  особенно  важное средство

физической  закалки.  В  1  и  во  2  классах  были  три  случая  простудных

заболеваний, в 3 и 4 - никто не болел.  Особенно важным я считал  воспитание

невосприимчивости к все  возможным насморкам. Много  лет не давало покоя это

несчастье: в периоды резкого  изменения погоды почти половина детей  чихала.

Даже когда у  ребенка  нет  повышенной  температуры,  он  не  может  в таком

болезненном  состоянии  нормально  работать.  Радикальных лекарств,  которые

излечивали  бы  насморк,  нет.  Медицинской  наукой   доказано,  что  многие

разновидности   насморка-это   не   инфекционное  заболевание,   а   реакция

чувствительного организма на рез кие изменения окружающей среды. Многолетний

опыт  показал-  особенно  чувствительны  ноги.  Если  ноги боятся  малейшего

охлаждения, человек подвержен неинфекционным  насморкам.  Система укрепления

организма, которая  сложилась в нашей  воспитательной работе,  начинается  с

закаливания ног; при этом, конечно, принимается во внимание  общее состояние

ребенка.   Для  закаливания  ног   нет   каких-то   специальных  упражнений,

рассчитанных  на  определенный срок.  Необходимо постоянно  соблюдать  общий

режим,  не приучивать детей к  тепличной обстановке,  не проявлять  излишних

забот, которые ослабляли бы защитительные  силы  организма.  Если ребенок не

ходит в летнюю пору босиком - никакое  купание и обтирание мокрым полотенцем

не помогут. ...Итак, дети окончили начальную школу.  Последний день каникул.

Вот  они собрались  на  зеленой  лужайке  после купаний в озере  -  крепкие,

загорелые, красивые. Им по 11 лет,  но они выглядят 12-13-летними крепышами.

Даже  маленький  Данько,  которого  долго все  называли  Крошкой,  по  росту

сравнялся с многими пятиклассниками.  Каждый год врач несколько раз проверял

зрение, сердце и легкие детей. В  1 классе  было четверо ребят с ослабленным

зрением, во 2-двое, в 3-ни одного. Жизнь подтвердила, что ослабленное зрение

-  это  не болезнь  глаз, а результат  того,  что в  организме  ребенка  нет

гармонического  единства  физического   и  духовного  развития.  Медицинским

обследованием  в  первые  2  года  было  установлено   у  3  детей  симптомы

сердечно-сосудистой слабости; у 2 - остаточные явления после  плевритов, у 2

-  признаки  бронхита,  у  одного ребенка  -  подозрение  на  скрытую  форму

туберкулеза.  К моменту окончания начальных классов только у одного  ребенка

были отмечены  симптомы сердечно-сосудистой  слабости -  гораздо  менее ярко

выраженные, чем в первые 2 года обучения.

Сайт создан в системе uCoz