ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЬЕ И ЕЩЕ РАЗ ЗДОРОВЬЕ
Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье-это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их
духовная
жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в
свои
силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течении первых 4
лет
обучения, то добрая половина их - о здоровье. Забота о здоровье невозможна
без
постоянной связи с семьей. Подавляющее
большинство бесед с родителями,
особенно
в первые 2 года обучения детей в
школе,- это беседы о здоровье
малышей. Я объяснил родителям, что их детям
не будут давать на дом заданий.
Правила и
определения дети будут запоминать (заучивать) на уроке. Дома
ученикам
надо выполнять главным
образом упражнения, цель
которых -
содействовать глубокому осмыслению материала. Кроме того, дома дети
будут
читать,
рисовать, наблюдать за явлениями
природы, составлять маленькие
сочинения
о предметах и
явлениях окружающего мира,
учить наизусть
полюбившиеся стихи. Домашний умственный труд
не должен быть утомительным, но
и обойтись без него невозможно. Нельзя всерьез принимать рассуждения о том,
что
за счет совершенствования методов обучения на уроках можно вообще
отказаться от домашних заданий. Эти
рассуждения не отражают истинных целей и
закономерностей обучения уже потому,
что нельзя сосредоточить весь
умственный труд ребенка в
какие-то 3-4 часа
подряд. Родители пообещали
добиваться
того, чтобы дети
больше находились на свежем воздухе,
рано
ложились спать и рано вставали, спали
при открытой форточке. Все лето, в
теплые осенние и весенние месяцы дети будут спать только во дворе - об этом
мы
тоже договорились с родителями. Отцы и матери оборудовали специальные
"спальные уголки" - на сене, под
навесами, защищающими от дождя. Детям это
очень понравилось. В каждой семье, где есть
ученики, в саду, на приусадебном
участке должна быть беседка, в которой с
ранней весны до поздней осени можно
было бы читать, рисовать, отдыхать-об этом мы
договорились с родителями уже
несколько лет тому назад. Старшие
школьники помогли построить
беседки для
тех
малышей, у которых мать
сама не могла сделать этого. Уже
в "Школе
радости" дети привыкли к утренней гимнастике. Теперь важно было
добиться,
чтобы
эта привычка сохранилась. Я убедился,
что привычка делать
зарядку
закрепляется именно в раннем детстве. Родители приучали детей
подниматься в
одно и то же время. После гимнастики на
свежем воздухе дети умывались. Летом
они привыкли купаться в пруду;
кроме того, многие родители сделали душевые
установки во дворах, в саду, и 6
месяцев в году (с мая по сентябрь) ребята
принимали душ. Это стало настолько прочной привычкой, что они обмывались
водой по пояс и в зимние месяцы, конечно, в комнате. С помощью родительской
общественности были сооружены на
открытом воздухе 6 душевых установок,
которыми
пользовались те, для кого
это было особенно
необходимо - Тина,
Толя, Костя, Лариса, Нина, Саша и Слава. Я заботился о том, чтобы принимали
душ и занимались утренней гимнастикой те девочки и
мальчики, у которых от
природы
был какой-нибудь недостаток, например,
сутуловатость,
непропорциональность в строении туловища, лица... Человек должен
быть не
только
здоровым, но и
красивым; красота же неотделима от здоровья,
от
гармонического развития организма. От
питания в годы
детства зависит
гармония, пропорциональность частей тела, в частности правильное развитие
костной ткани и особенно грудной клетки. Многолетние наблюдения показывают,
что
при отсутствии в
пище минеральных веществ
и микроэлементов
непропорционально развиваются отдельные части
скелета, что на всю
жизнь
отражается
на осанке. Чтобы не допустить этого, я заботился о полноценном
витаминном питании, о сочетании в пище
витаминов с минеральными веществами.
Наблюдения и специальные исследования,
проведенные перед этим в течение ряда
лет, привели к тревожному выводу: уходя в
школу, 25% детей младшего возраста
не
завтракают-утром им не
хочется есть; 30 % едят утром меньше половины
того,
что необходимо для нормального
питания; 23 % детей едят половину
полноценного завтрака и только 22 %
завтракают так, как требуют нормы. После
нескольких часов пребывания в
классе у ребенка, не
позавтракавшего утром,
сосет
под ложечкой, появляется головокружение. Ученик приходит
из школы,
несколько
часов он не ел, но
настоящего, здорового аппетита у
него нет
(родители часто жалуются, что дети не хотят
есть простой здоровой пищи-супа,
борща, каши,
молока; им хочется поесть "что-нибудь вкусное"). Отсутствие
аппетита - грозный бич здоровья, источник
болезней и недомоганий. Главная
причина
этого - многочасовое сидение в душном
классе, однообразие
умственного труда, отсутствие разнообразной
деятельности на свежем воздухе и
вообще
"кислородное
голодание" - ребенок
целый день дышит
воздухом,
насыщенным углекислотой. Многолетние наблюдения привели меня к еще одному
очень неутешительному выводу: длительное
пребывание а помещении, насыщенном
углекислотой, ведет к заболеваниям желез внутренней секреции, играющих
важную роль в пищеварении. Причем эти
заболевания становятся хроническими и
не поддаются
никакому излечению. Серьезные
заболевания органов пищеварения
вызываются также и тем, что родители,
стремясь пробудить аппетит, дают детям
различные
лакомства, в частности
сладости. Не допустить
"кислородного
голодания", добиваться полноценного
атмосферного режима - в этом заключалась
одна
из очень важных предпосылок заботы о здоровье. Я советовал родителям
готовить вкусную и здоровую пищу для детей, заготовлять на зиму побольше
фруктов,
богатых витаминами. У нас в то время было несколько семей пчел, и
мы
на зиму имели мед для питания малышей в школьной столовой.
Благодаря
тому, что
дети большую часть
суток находились на свежем воздухе, много
двигались,
трудились физически, не
засиживались над учебниками сразу после
школьных занятий, у них был прекрасный
аппетит. Утром все ребята съедали
полноценный
завтрак; через 3 часа после ухода в школу (примерно через 2,5
часа после
начала школьных занятий) обедали
в школьной столовой: получали
горячий
суп или борщ с мясом, котлету, стакан молока, хлеб с маслом. После
занятий обедали дома (через 3-3,5 часа
после школьного обеда).
Вторую
половину дня дети проводили на свежем воздухе - дома или в школе. Только в
дождь
или метель они
находились з помещении. В гармоническом развитии
ребенка все взаимосвязано. Здоровье зависит от того, какие домашние задания
даются
ребенку, как и
когда он их
выполняет. Огромную роль
играет
эмоциональная окраска самостоятельного умственного труда дома.
Если ребенок
берется за
книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но
и
неблагоприятно отражается на
сложной системе взаимодействия внутренних
органов. Я знаю много случаев, когда у
ребенка, переживающего отвращение к
занятиям, серьезно расстраивалось
пищеварение, возникали
желудочно-кишечные
заболевания.
Осенние, весенние и зимние
каникулы мы всегда проводили на
свежем воздухе, среди природы - в походе, на
привалах, в лесу, в игре... Уже
в первые
зимние каникулы все дети стали на лыжи,
ходили в лес, катались с
горок. Как и в зимнюю пору нашей "Школы
радости", построили снежный городок,
соорудили ледяное колесо. Когда дети стали
пионерами, в лесу они проводили
самые интересные сборы своего отряда.
Очень важным источником здоровья был
для нас труд
в зимнее время на свежем
воздухе. При умеренном морозе
(до
-10°)
8-летние дети трудились раз в
неделю по 2 часа, 9-10-летние- по 3
часа,
11-летние - по 4 часа.
Они обвязывали стволы
деревьев камышом,
переносили снег на маленьких носилках для
защиты растений от холода и т. п.
Этот
труд на свежем воздухе - прекрасное средство
закалки организма и
предупреждения простудных
заболеваний. Летние каникулы дети проводили в
походах,
путешествиях по лугам,
полям, лесам. Месяцы непосредственного
общения
с природой давали
очень много и для укрепления
здоровья, и для
умственного развития малышей. После окончания
1 класса дети провели август в
колхозном саду и на пасеке. После окончания 2
- на колхозном баштане. Август
- месяц щедрых даров природы, зенит
расцвета ее красоты"
время торжества
труда. Воздух в это время становится особенно чистым, прозрачным, бодрящим,
как
будто настоянным на
аромате скошенной пшеницы,
созревающих дынь,
винограда и
яблок. На рубеже между летом
и осенью воздух в селе особенно
насыщен
фитонцидами. Если хотите закалить ребенка, предрасположенного к
легочным,
простудным, ревматическим заболеваниям, пусть он в
эти дни
находится
целые сутки на воздухе. Однажды
дети провели день на колхозном
баштане. Их
щедро угощали арбузами и дынями.
С грустью расставались мы с
очаровательным степным привольем. В тот же вечер председатель колхоза дал
распоряжение построить на баштане 4 новых куреня. Через день строительство
было закончено. Когда я сказал детям, что мы
будем отдыхать на баштане, они
не поверили: "А разве нас пустят
туда?" Поверили только тогда, когда увидели
построенные для них курени, покрытые
соломой. Огромный восторг
вызвала у
детей весть о том, что здесь мы будем и ночевать.
Землю в куренях устлали
ароматным сеном, принесли простыни и одеяла,
поставили умывальники, родители
соорудили кухню, обеспечили детей пищей.
В двух куренях расположились
мальчики
и в двух-девочки. Месяц на
баштане остался в памяти детей на всю
жизнь как очаровательная песня о голубом небе
и ярком солнце. Мы поднимались
на заре, любовались неповторимой красотой пробуждающейся после ночного сна
природы, бродили по росе, умывались ключевой
водой, привезенной в большой
деревянной бочке и налитой в умывальники. Все
было для детей наслаждением: и
утренняя гимнастика, к обмывание
тела по пояс холодной водой, и вареный
картофель
с помидорами, и арбузы.
После завтрака мы трудились:
помогали
колхозникам собирать дыни
и арбузы. В гости
к нам приезжали городские
ребятишки
с родителями. Мы с
гордостью показывали им
баштан, угощали
арбузами и
дынями. Дети научились по
внешнему виду определять, созрел ли
арбуз.
Рядом с баштаном были
посеяны медоносные травы, сюда в
августе
вывозили колхозную пасеку, и мы ежедневно ходили в гости к дедушке Андрею
-
носили ему арбузы и горячие котлеты,
приготовленные для нас нашей кухаркой
тетей Пашей.
Дедушка Андрей подарил нашему классу улей с пчелами. "Возьмите
его
на свой школьный участок",-
сказал он. Дети с интересом наблюдали за
жизнью пчел.
Каждый день ребята купались в пруду, ходили в лес, собирали в степи
полевые цветы, приносили их дедушке Андрею и тете Паше. В часы полуденного
зноя
забирались в курени и
ложились спать, открыв в
стенках несколько
"окошек" для воздуха и завесив их стеблями полевых трав, запаха которых не
переносят мухи и комары. На дворе жара, а в куренях - прохладно. С
первых
дней
существования "Школы радости" мы приучали малышей
не бояться
сквозняков;
жизнь убеждала, что никакие сквозняки не страшны, если человек
привык
к ним с детства. Выработать
нетерпимость к душному
воздуху
непроветренного помещения - так
же важно, как
и привить
санитарно-гигиенические навыки. Когда жара спадала, ребята шли
трудиться: в
предвечерние часы на баштан чаще всего
приезжали за арбузами и дынями. После
захода солнца, когда поля, холмы и луга окутывала сиреневая дымка и на небе
одна за
другой загорались звезды, дети
собирались возле одного куреня. В
вечерние
часы особенно хочется слушать сказки и
рассказы о необыкновенных
приключениях
и путешествиях, о
героических подвигах. Я
рассказывал о
сказочных существах, созданных фантазией
нашего народа,- о русалках, мавках,
о
Красавице-Осени, которая, по
народному поверью, разносит
в тихие
августовские
ночи дары плодородия.
В тишине ночи
мы не раз слышали
изумительную
мелодию: над полями,
там, где недавно
скосили пшеницу,
раздавался мелодичный звук, похожий на звонкую песню свирели. По-видимому,
это
пела неизвестная нам ночная
птица, но воображение детей создало
образ
доброго фантастического существа - маленького
мальчика с венком из пшеничных
колосьев. Он
играл на свирели, радовал
людей. Это существо дети назвали
Солнцеколосом. В их представлении
Солнцеколос был дитя Солнца и
плодородной
Земли. Там, где колосится пшеница, рождается
Солпцеколос. Убирают урожай-он
перебирается в стог ароматной соломы, по вечерам поет радостную и вместе с
тем печальную песню: приближается зима, ему
надо уходить в теплую землю, где
дремлют животворные соки плодородия. А
зазеленеет пшеница, Солнцеколос снова
выйдет на свои нивы и запоет прекрасные песни. Может показаться, что дети
слишком часто одухотворяют природу и фантазия может в какой-то мере увести
их от действительности. Тысячу раз нет. Ведь
это сказка о жизни, плодородии,
о человеке, могучий источник вдохновения. Одухотворенные сказочным образом
существа,
воплощающего в себе жизнь,
красоту, плодородие, изобилие, дети
составили песню о Солнцеколосе. Вот она, эта
нехитрая песенка:
Разбудило солнце землю, налился пшеничный колос; кто играет на свирели?
Солнцеколос, Солнцеколос. На волшебнике
одежда из колосьев, из пшеницы; из
зеленых остьев брови и веселые ресницы...
Когда дети находятся под
впечатлением сказочных образов,
происходит
удивительное явление: слово, когда-то услышанное или прочитанное, как бы
пробуждается
в тайниках сознания,
сверкает яркими красками,
наполняется
ароматом
полей и лугов,- и ребенок творит,
создавая поэтические образы.
Читатель
может спросить: почему на страницах, посвященных здоровью, речь
идет о
сказке, о фантастических
образах, о детском творчестве? Потому, что
это
детская радость, а без радости невозможна гармония здорового тела и
здорового духа. Если ребенок, очарованный
красотой полей, мерцанием звезд,
бесконечной
песнью кузнечиков и
запахом полевых цветов, слагает песню,
значит,
он находится на
вершине этой гармонии - тела и духа.
Забота о
человеческом здоровье, тем более о здоровье
ребенка,- это не просто комплекс
санитарно-гигиенических норм и правил, не
свод требований к режиму, питанию,
труду,
отдыху. Это прежде
всего забота о
гармонической полноте всех
физических
и духовных сил,
и венцом этой
гармонии является радость
творчества.
После окончания 3 класса мы провели летние каникулы тоже
на
бахче, но
уже в другом месте, рядом
с виноградником. Дети трудились на
плантации: помогали взрослым укладывать в
корзины виноградные кисти. Вечером
и утром купались в пруду. Дети придумали
интересную игру: три лодки в их
воображении
превратились в китобойную
флотилию, маленькое озеро
стало
океаном, мы
ходили в разведку, искали китов... Здесь мы сделали свирели;
вечерами собирался наш музыкальный
кружок. Играли мелодии народных
песен,
сочиняли
музыку о летних
вечерах, о грозе
и багровом небосводе,
о
таинственном омуте у плотины, о перелетных
птицах. Музыка с каждым годом все
больше входила в нашу духовную жизнь. Где бы
ребята не отдыхали, они слушали
записанные
на магнитофонную пленку произведения
выдающихся композиторов и
народные песни. Окончился 4 год учения,
пришло лето 1956 г. Дети отдыхали на
лугу, рядом
с дубовой рощей на берегу озера.
Построили из ветвей шалаши,
накрыли их соломой. Родители помогли нам соорудить купальню и кухню. Теперь
дети
помогали повару готовить пищу, ездили
в село за хлебом, картофелем,
рыбой,
молоком, овощами. На нашем попечении было 20 телят и 2 лошади. Днем
ребята пасли телят, а вечером загоняли их в небольшой загон, сделанный у
озера. Все научились кататься на лошадях и ездили в село за
продуктами. В
этом
деле строго соблюдалась
очередность: каждому хотелось
проскакать
несколько километров. Я очень радовался, что особенно хорошими наездниками
оказались Володя, Саня, Тина - верховая езда
помогла им укрепить здоровье. В
этом
году все дети, купаясь в глубоком озере, научились хорошо плавать. Для
купанья я выбрал безопасный участок
и отправлялся в заплыв каждый раз с
одним ребенком. Особенно радостными были дни во время сенокоса. Мы
помогали
взрослым
сушить и скирдовать сено,
а вечером располагались на
высокой
скирде.
Эти часы приносили детям
особенное очарование: хотелось
слушать
рассказы о звездах, о далеких мирах. Под звездным
куполом дети чувствовали
себя лицом к лицу со Вселен ной и
обращались к воспитателю с
вопросами:
"Откуда
все это - Земля,
Солнце, звезды?" Я убедился,
что такие вопросы
рождаются в
сознании детей при условии, когда разум и чувства охватывают
удивление, изумление перед красотой
и величием природы. Никогда не забуду,
как после одного из рассказов о звездных
мирах дети спросили: "А что же там,
дальше?" Услышав, что и там, за видимыми мирами, такие же Вселенные, что
их
несметное
множество, дети изумились:
"А где же
кончается мир?" Самой
непостижимой
для них была истина о бесконечности мира. Помню, как дети
умолкли, потрясенные этой истиной,
пытались представить бесконечность и не
могли.
В ту ночь малыши долго не спали; не
одному снились далекие солнца и
планеты. На следующий день время от времени
мальчики и девочки возвращались
к тревожившему их вопросу: что же такое
бесконечность? Этот вопрос во
все
школьные
годы не потерял для моих воспитанников своей изумляющей
новизны.
...С первых
недель воспитания детей в "Школе
радости" я при давал
большое
значение
спортивным играм. С помощью
старших школьников мы оборудовали
игровую площадку, поставили качели. У нас
всегда было достаточное количество
мячей, уже во 2 классе дети стали играть в
настольный теннис. Увлеклись дети
также метанием диска и
мяча, лазанием по шесту и канату.
Все лето дети
ходили босиком, не боялись дождя. В этом я видел особенно важное средство
физической
закалки. В 1
и во 2 классах были
три случая простудных
заболеваний, в 3 и 4 - никто не болел. Особенно важным я считал воспитание
невосприимчивости к все возможным насморкам. Много лет не давало покоя это
несчастье: в периоды резкого изменения погоды почти половина детей чихала.
Даже когда у
ребенка нет повышенной
температуры, он не
может в таком
болезненном
состоянии нормально работать.
Радикальных лекарств, которые
излечивали
бы насморк, нет.
Медицинской наукой доказано,
что многие
разновидности насморка-это не инфекционное заболевание, а реакция
чувствительного организма на рез кие
изменения окружающей среды. Многолетний
опыт
показал- особенно чувствительны ноги. Если ноги боятся
малейшего
охлаждения, человек подвержен неинфекционным насморкам.
Система укрепления
организма, которая сложилась в нашей
воспитательной работе,
начинается с
закаливания ног; при этом, конечно,
принимается во внимание общее состояние
ребенка.
Для закаливания ног
нет каких-то специальных упражнений,
рассчитанных
на определенный срок. Необходимо постоянно соблюдать
общий
режим,
не приучивать детей к тепличной
обстановке, не проявлять излишних
забот, которые ослабляли бы
защитительные силы организма.
Если ребенок не
ходит в летнюю пору босиком - никакое купание и обтирание мокрым полотенцем
не помогут. ...Итак, дети окончили начальную
школу. Последний день каникул.
Вот
они собрались на зеленой
лужайке после купаний в озере -
крепкие,
загорелые, красивые. Им по 11 лет, но они выглядят 12-13-летними крепышами.
Даже
маленький Данько, которого
долго все называли Крошкой,
по росту
сравнялся с многими пятиклассниками. Каждый год врач несколько раз проверял
зрение, сердце и легкие детей. В 1 классе
было четверо ребят с ослабленным
зрением, во 2-двое, в 3-ни одного. Жизнь
подтвердила, что ослабленное зрение
-
это не болезнь глаз, а результат того, что в организме
ребенка нет
гармонического единства физического и
духовного развития. Медицинским
обследованием в первые 2
года было установлено у 3 детей
симптомы
сердечно-сосудистой слабости; у 2 -
остаточные явления после плевритов, у 2
-
признаки бронхита, у
одного ребенка - подозрение
на скрытую форму
туберкулеза.
К моменту окончания начальных классов только у одного ребенка
были отмечены симптомы сердечно-сосудистой
слабости - гораздо менее ярко
выраженные, чем в первые 2 года обучения.