Бороться и побеждать — как   Ленин

 

В. И. Ленин учил: борьба за коммунизм — в каждом будничном деле, в обычном повседневном труде *. Мы с Олей думали, как добиться, чтобы дети близко к сердцу принимали все, что происходит вокруг них, чтобы ребенка волновала судьба материальных ценностей, принадлежащих народу. Оля организовала в отряде группу юных защитников природы. Ребята взяли под наблюдение полезащитную лесополосу, расположенную недалеко от школы. Прошли вдоль полосы и увидели: кто-то внизу обрезал кору на нескольких деревь­ях — ясно, хочет, чтобы деревья засохли, тогда будет основание срубить их: деревья-то сухие, зачем же им стоять? Дети возмущены: как же это получается — мы сажаем и выращиваем деревья, а кто-то уничтожает? Надо узнать, кто это сделал.

С этого дня начались пионерские рейды юных защитников при­роды. Вечером пионеры отправлялись в полезащитную лесополосу, ожидали непрошеных гостей. Через несколько дней виновники были пойманы с поличным — два колхозника пришли с пилой, чтобы сре­зать деревья. О людях, уничтожавших деревья, дети сообщили прав­лению колхоза. Преступников заставили посадить по 10 деревьев вместо каждого уничтоженного. Ребята радовались: правда торже­ствует. Это непременное условие полноценного нравственного воспитания. Борьба за коммунистические идеалы тогда становится источником благородства, когда юный ленинец видит торжество справедливости. Победа воодушевляет, рождает новые силы, необ­ходимые для преодоления новых трудностей.

Юных защитников природы увлекла интересная игра, в основе которой была борьба за красоту и трудолюбие. Во время одного из пионерских рейдов они увидели, что во дворах отдельных колхоз­ников растут сорняки. Дети принесли этим колхозникам саженцы яблонь, предложили уничтожить сорняки и посадить плодовые дере­вья. Нашлось трое нерадивых, которым было лень сделать это. Пио­неры написали «Сигнальные листки юных защитников природы», содержащие в себе обращение к нерадивым людям: «Нам, юным за­щитникам природы, очень тяжело смотреть, что у вас во дворе пи­томник сорняков. В зарослях чертополоха, наверное, скоро заведут­ся волки. Как вы живете в этом «лесу?» Просим вас: уничтожьте сорняки, посадите яблони и виноград, разведите цветы. Вот мы при­копали у вас возле дома 5 саженцев и 3 куста винограда. Деревья надо посадить завтра. Посадить и хорошо поливать. А если вам лень это сделать — мы придем, выкопаем ямы, уничтожим сорняки и посадим деревья. Будет сад, но только не ваш, а наш, пионерский».

«Сигнальные листки» вручили оригинальным способом: опусти­ли в открытые форточки, положили на стол. А вечером, чтобы никто не видел, прикопали саженцы. Во всем этом была игра, импонирую­щая детям. С нетерпением ожидали следующего дня: что будут де­лать нерадивые люди? Прошли по улицам после уроков и не узнали пустырей: там, где росли сорняки, были посажены деревца... Весть о пионерской группе юных защитников природы быстро разнеслась по школе. Наш отряд стал организатором группы юных защитников природы пионерской дружины. Правление колхоза обратилось к старшим пионерам с просьбой взять под защиту насаждения тутовника: отдельные колхозники безжалостно ломали ветви. Пио­неры провели несколько рейдов, и поломки прекратились.

Летом отряд взял обязательство заготовить 20 кг отборных се­мян пшеницы для опытного сортоиспытательного участка. Дети отобрали самые лучшие колосья, нашли в одном из школьных поме­щений сухве место для их хранения зимой, а весной обмолотили и зерно передали агроному. В этот труд было вложено столько тревог и волнений, что, когда начался сев пшеницы, дети (они учились тогда уже в IV классе) пошли в поле, чтобы собственными глазами уви­деть, как посеют их семена. Появились всходы — и снова ребят по­тянуло в поле. Во время жатвы пионеры решили помочь старше­классникам в уборке урожая. Я с радостью видел, как, отдав ча­стицу своих сил для людей, дети становились более восприимчивы­ми ко всему, что происходит в окружающем мире. Вот мы идем с по­ля, ребята радостно взволнованы: наши семена хорошо взошли. Проходим мимо колхозного сада и видим: на маленькой яблоньке — гусеницы. Детские сердца встревожены. Пионеры не думают в эти мгновения о своем долге перед обществом, нет, они не могут равно­душно пройти мимо живого существа, которому угрожает гибель. Ребята идут в сад, уничтожают гусениц, спасают яблоньку, осмат­ривают соседние деревца: нет ли и на них вредителей?

Чувство хозяина родной земли — важнейшее патриотическое чувство, которое нам надо утверждать в юных сердцах. Настоящим патриотом станет тот, для кого в годы детства, отрочества и ранней Юности судьба каждого колоска на общественной ниве, каждого Деревца в общественном саду, каждой горсти зерна на колхозном току так же дорога, как все глубоко личное, доставляющее радость: игрушка, подаренная матерью или отцом, любимая книжка с кар­тинками, коньки и лыжи... Общественное станет для ребенка глу­боко личным лишь тогда, когда он вложит частицу своей души в труд, создающий что-то для людей, когда материальные ценности, создан­ные своими руками, принесут глубоко личную радость, когда путь к этой радости идет через тревоги, заботы и неудачи. Меня никогда не оставляла забота об источнике детских переживаний и огорче­ний. Что ребенок принимает близко к сердцу: только ли то, что свя­зано с его личным благополучием, или же и то, что задевает инте­ресы других людей? Ответ на этот вопрос всегда был для меня ме­рилом нравственных достоинств детей. Мне доставляло большую радость: Коля или Валя огорчались, увидев, что ливень согнул стебли пшеницы на учебно-опытном участке. До тех пор пока ре­бенок не пережил такой беды, не переволновался и не перестра­дал, воспитатель не может оставаться спокойным, потому что его воспитанник может войти в жизнь равнодушным наблюдателем.

Эгоисты и себялюбцы как раз и вырастают из тех, кто прожил детство без забот о людях, кто был лишь потребителем радостей. Я с тревогой видел, что эта опасность угрожает моим воспитанникам Володе и Славе. В семьях делалось все для того, чтобы вдоволь «на­кормить» этих мальчиков радостями. Детей огорчало лишь то, что родители не купили им чего-то нового, хорошего. Этим эгоистиче­ским тревогам надо было противопоставить заботы и огорчения дру­гого рода — беспокойство о материальных и духовных ценностях для людей.

В знойные летние дни я увидел, что липка, которую мы посади­ли еще в «Школе радости», стала засыхать. «Нашему другу не хва­тает влаги»,— сказал я Володе и Славе. Повел ребят в сад, пообе­щав показать что-то интересное, и обратил внимание на засыхаю­щее от жары деревцо. «Липка ждет от нас помощи, и мы можем по­мочь ей, если захотим,— говорю детям.— Дерево этой породы, осо­бенно молодое, любит влажный воздух, сырость, прохладную тень. Вот и давайте, ребята, поможем нашему другу. Проведем сюда от водопровода тоненькую трубку (это недалеко), направим ее на лип­ку, устроим дождь — дерево будет постоянно чувствовать прохла­ду». Вначале мальчики равнодушно отнеслись к моим словам, но когда я рассказал об искусственном дожде, в их глазах вспыхнул огонек любопытства. Труд показался детям интересной игрой, а разве есть ребенок, которому бы не хотелось поиграть? И маль­чики стали играть. Мы провели к дереву трубку, вставили распрыс­киватель, и над липкой появилось еле заметное облачко из малень­ких капелек. В знойный полдень малыши «включали» дождь, а ред вечером «выключали». Постепенно ребятами овладело чувство беспокойства за судьбу деревца: как оно чувствует себя под дождиком? Дети обрадовались, заметив, что липка выпрямила ветви, на которых появились новые нежные листочки. Так в жизни малышей появился интерес, не связанный с личным благополучием.

Но это было лишь начало. Как ювелир оттачивает алмаз, при­сматриваясь к каждой грани, думая, где прикоснуться к драгоцен­ному камню, чтобы получился бриллиант, так и воспитателю при­ходится думать, как подступиться к самым сокровенным уголкам детского сердца. Несколько раз мы ходили с Володей в лес, чтобы найти и собрать самые крупные плоды шиповника, затем высеяли семена, поливали зеленые ростки. Когда можно было проводить прививку, мы нашли почки белой розы и привили ее к шиповнику. Это был не просто труд, а осторожное прикосновение к детскому сердцу. Постепенно я добился того, что источником радостей и огор­чений для мальчика стал окружающий мир, а не только личное бла­гополучие.

Много внимания пришлось уделить и Славе. Вместе с Олей мальчик выходил на животноводческой ферме больного ягненка. Вначале забота о живом существе напоминала детскую игру, затем она развилась в увлечение трудом, и постепенно Володя стал тру­долюбивым юным животноводом. Никогда не забуду, как в холодный зимний день он пришел ко мне со слезами на глазах. Мальчик жа­ловался: его любимая телочка любит зеленые стебли овса, а в теп­лице выращивают только ячмень. Как же ему идти теперь на фер­му? Начали выращивать и овес...

Заботы о том, что не связано непосредственно с личными потреб­ностями,— прекрасное лекарство от детского эгоизма. Если у ребен­ка появляется личный интерес, выражающийся в беспокойстве об общественном благе, в его сердце никогда не приживутся ростки то­го порока, который можно назвать жалостью к самому себе. Это эгоистическое чувство охватывает душу детей, в жизни которых ра­дости и горести вращаются только вокруг собственного Я.

Сайт создан в системе uCoz