МЫ ПРОЩАЕМСЯ С ЛЕТОМ
После окончания 4
класса все мои
дети - 16 мальчиков и
15
девочек-перешли в 5 класс. 12 учеников
по всем предметам получили отличные
оценки, педагогический совет наградил их похвальными грамотами. 13 человек
имели хорошие и отличные отметки. У 6 ребят
были и "З", и "4",
и "5". Самым
главным
успехом своей воспитательной работы я считал то, что дети прошли
школу
человечности, научились чувствовать
человека, близко принимать к
сердцу его
радости и горести,
жить среди людей, любить свою Родину и
ненавидеть
ее врагов. Они
поняли преобразующую роль
труда, прекрасно
овладели родной речью, научились 5 вещам:
наблюдать, думать, читать, писать,
передавать мысль словом. Я убедился, что
научить читать и писать детей можно
до 7-летнего
возраста, то есть по существу до обучения в 1 классе. Если эта
цель достигнута, духовные силы ребенка
освобождаются для мысли и творчества.
Не
менее важным я
считал то, что
дети были нравственно
и духовно
подготовлены к вступлению в трудный возраст -
в годы отрочества. В начальных
классах я
думал о той поре, когда ребята приблизятся к невидимой полосе,
отделяющей
детство от подросткового
возраста. Кое-кто уже вступил в
эту
полосу. Трудности отрочества по существу
начались уже в 4 классе.
...В тихий августовский вечер мы пришли
в свой Уголок красоты
попрощаться с летом. Последние лучи солнца
играют на верхушках деревьев; на
яблоне, которую мы посадили 4 года назад,
созревают яблоки. Шмель летает над
виноградными
гроздьями, с поля доносится
гул трактора. Девочки принесли
пшеничный сноп, вплели в колосья гроздья ягод
калины. Мы поем песню о тихом
летнем вечере. Песня умолкла, дети смотрят на
вечернее небо. Музыка природы,
воспоминания о лете, с которым мы сегодня
прощаемся,- все это находит отзвук
в детском
сердце. Окружающий мир - вечернее
небо, алая заря,
янтарные
яблоки, виноградные гроздья, зеленая
стена хмеля, белые цветы хризантем,
жужжанье
шмеля - весь мир предстает перед
нами как чудесная арфа, дети
прикасаются
к ее струнам, и звучит волшебная
музыка, музыка слова. Это -
музыка радости и грусти. Я тоже радовался
и грустил. Вот вы уже подростки,
ребята, что ожидает вас впереди? Я буду с
вами каждый день, буду вести вас к
ранней
юности и зрелости. Пять лет я
вел вас за руку, отдавал
вам свое
сердце. Были минуты, когда
оно уставало. Когда в нем исчерпывались силы, я
спешил
к вам, дети. Веселое щебетанье вливало новые силы в
мое сердце,
улыбки
рождали новую энергию, ваш
пытливый взор будил мою мысль... В своей
мечте я вижу вас взрослыми людьми, мои дорогие дети. Каждого из вас я вижу
мужественным
советским патриотом, человеком с
честным и горячим сердцем,
ясным умом, золотыми руками.