ЧТО ТАКОЕ ИМПЕРИАЛИЗМ?

 

     Я  видел  важную  воспитательную  задачу  в  том,  чтобы  перед  детьми

раскрылась  одна  из  истин,  определяющих  судьбы  народов  в  наше  время:

жестоким, неумолимым врагом двух миллиардов трудящихся земного шара являются

империализм  и  колониализм.   Чувство  непримиримости   к   несправедливому

социальному строю,  при котором  одним принадлежат  сказочные  богатства,  а

другие умирают от  голода,- это одно из тех нравственных качеств, воспитание

которых  в  условиях ожесточенной  классовой  и идеологической  борьбы между

капитализмом и социализмом является идейной  сердцевиной  школы.  Маленькому

ребенку не расскажешь об империализме и колониализме общими фразами, научным

определением. Перед его сознанием учителю надо раскрыть яркие факты, образы,

которые  несут   в   себе   объективную  эмоциональную  окраску,  заставляют

возмущаться и  негодовать,  быть  непримиримым  противником враждебного  нам

строя, враждебной идеологии. Мы "путешествуем" по Латинской Америке. Я бывал

в  ряде  стран  этого  уголка земли,  мои  рассказы  о Мексике  и  Бразилии,

Парагвае, Чили, Аргентине и  Колумбии создают в сознании детей представление

о  чудесной  природе,  трудолюбивом   народе,  самобытной  культуре  народов

Латинской Америки. Но когда я объясняю, почему в  полуколониальной Латинской

Америке умирают от голода ежеминутно  4  человека,  ежедневно  5500 человек,

ежегодно 2  миллиона человек,-дети  потрясены: перед ними предстает истинное

лицо колониализма, для которого ничто человеческая жизнь, кровь и пот, слезы

и горе миллионов детей, для которого все  - это  прибыль, прибыль и  еще раз

прибыль богачей. В  сознании детей как-то не сразу "умещается" тот факт, что

фабрики,  заводы,  железные дороги,  корабли,  самолеты  могут  принадлежать

одному человеку. Но факты есть факты, и когда я рассказываю, что в километре

от  виллы  сказочного богача Рокфеллера живут в лачугах  тысячи безработных,

они проникаются чувством

 

     * Толстой Л.Н. Общие замечания для учителей, с. 339-340.

 

     возмущения,  негодования,   непримиримой  ненависти  к  несправедливому

социальному  строю: так не  должно быть! Глубокое  впечатление производят на

детей факты, о которых изо  дня в день сообщает  печать  буржуазных стран. Я

показываю фотографию подростка, опубликованную  в английской газете, который

украл в магазине  булку  и сказал на суде: "Я совершил кражу для того, чтобы

меня заключили на  год в тюрьму:  там  кормят,  а  на  воле я  умру голодной

смертью". В тот  же день владелица магазина  мисс Марджори  Колдикотт (город

Вулвергемптон)  устроила  прием,  на котором  было 750  гостей, он  обошелся

хозяйке  в 1000 фунтов  стерлингов (2500 рублей). Блистательное  общество...

отмечало кончину  любимца  хозяйки кота  Чинки, погибшего на 16  году  своей

сытой и благополучной жизни... Вот что такое порабощение человека человеком.

Из  южноафриканской газеты "Ренд дейли  мейл" дети узнают о том, что  житель

Иоганнесбурга негр Миа тяжело заболел. Его доставили в центральный госпиталь

города.  Но  двери  "белой"   больницы  закрыты   перед  негром.  Он   умер.

Стокгольмское налоговое управление наняло молодую женщину, умевшую подражать

лаю собак. В ее обязанности входит прогуливаться по городу и лаять на разные

голоса.  На этот  лай откликаются незарегистрированные  псы,  чьи  владельцы

скрывают их от налоговых властей.  Вот до чего  доводит человека страх перед

голодной  смертью  -  он  готов  на  любой  труд,  даже на  унижение  своего

достоинства. Бразильская полиция в  столице Рио-де-Жанейро 10 ночью устроила

облаву  на нищих. Их  ловили, привозили  на берег океана, привязывали к телу

камни и  связанных  топили в воде... Турецкая газета  "Хабер"  рассказывает:

молодая женщина убила своих троих детей. На  вопрос  судьи - что толкнуло ее

на страшное преступление, она ответила: "Я не  могла  видеть страданий своих

малышей. В квартире - ни куска хлеба,  они  посинели от холода. И я решила -

лучше  сразу лишить  детей  жизни,  чем видеть, как они медленно умирают  от

голода". Аденская  газета  "Фатат-аль-Джазира"  сообщила, что  правительство

Саудовской Аравии установило новые цены на рабов:  мужчины  продаются по 250

английских фунтов, женщины - по 350

     фунтов.  Итальянский  владелец каменноугольной  шахты решил  прекратить

добычу  угля  -  выгоднее  торговать   американской  нефтью,   чем  добывать

итальянское  топливо.  Прекращение работы  в шахте угрожало  безработицей  и

голодной  смертью  пятистам  рабочим.  Они  опустились  в шахту  и,  объявив

голодовку,  отказались выходить до тех  пор, пока  владелец шахты не отменил

решения  о прекращении  добычи угля. Шахтеры сидели под землей семь дней, но

победили. Они дорогой  ценой заплатили  за право трудиться: 5 человек умерли

под землей  во  время голодовки.  Эти  факты  надо не только  сообщать, но и

истолковывать.  Детям,  например,  очень   трудно  понять,  почему  рабочему

человеку  в   капиталистическом  мире   угрожает  безработица.  Истолкование

происходит не  абстрактными фразами, а на примере конкретных фактов, которые

показывают,   что  такое   частная   собственность,  эксплуатация   человека

человеком.  Познавая  сущность   империализма,  дети  приобретают  одно   из

важнейших нравственных качеств -  классовое чутье, личное отношение к  строю

насилия   и  угнетения,  готовность  бороться  за  укрепление  дружбы  между

народами, за защиту завоеваний социалистической революции в нашей стране.

Сайт создан в системе uCoz