Часть третья
МАТЕРИАЛЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ. СОСТАВ УЧАЩИХСЯ. КРАТКИЕ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ
Воспитание и обучение слепоглухонемых ведется по специальным учебным планам, программам, разработанным лабораторией обучения и воспитания слепоглухонемых детей Института дефектологии АПН СССР, и разделяется на подготовительный и школьный этапы.
В 1969/70 учебном году были организованы специальные учебно-производственные группы из воспитанников старше 16 лет. Учащиеся этих групп должны были овладеть профессиональной подготовкой в соответствии с их умственными и физическими возможностями.
В детском доме для слепоглухонемых,
кроме того, имеется
группа воспитанников, обучающихся по программам V—X классов массовой школы. Некоторые из них по
постановлению педагогического совета, рекомендации лаборатории
обучения и воспитания слепоглухонемых Института дефектологии АПН СССР и с
разрешения Министерства
социального обеспечения РСФСР, в ведомстве
.которого находится Загорский детский дом, оставлены в
детском доме после достижения ими восемнадцатилетнего возраста на срок,
необходимый для получения полного
среднего образования и для подготовки к поступлению
в вуз.
И наконец, последняя группа воспитанников детского дома, состоящая из слепоглухонемых, страдающих тяжелой умственной отсталостью, была принята с целью выявления возможности и степени обучаемости детей со сложными комплексами множественных дефектов.
[187]
Глава I
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДЕТЕЙ
Подготовительный этап имеет целью формирование у слепоглухонемых детей санитарно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, овладение мимико-жестикуляторной речью и элементами словесного языка в виде отдельных дактильных слов.
Воспитание и обучение слепоглухонемого ведется на протяжении всего времени бодрствования ребенка. Длительность обучения на этом этапе зависит от развития ребенка в момент поступления и от особенности заболевания, приведшего к потере зрения, слуха и речи. Дети, получавшие необходимую подготовку в условиях семьи (были и такие, которые получали подготовку дома в соответствии с указаниями и под руководством сотрудников Института дефектологии АПН СССР), имели возможность начать обучение со школьного этапа или пройти подготовительный этап за один-два года; дети же, не получавшие такой подготовки в условиях семьи, педагогически запущенные я страдающие дополнительными дефектами (двигательные нарушения, физическая ослабленность и др.), могут проходить подготовительный этап за четыре и даже за пять лет.
Начинается обучение слепоглухонемых с возможно более раннего возраста. В соответствии с «Положением о детском доме слепоглухонемых детей» от 14 июня 1968 г. в детский дом принимаются дети начиная с трехлетнего возраста. Однако по специальному разрешению был принят ребенок в двухлетнем возрасте. Чем раньше начнется обучение слепоглухонемого ребенка, тем большие результаты будут достигнуты в его развитии. При определении программы обучения ребенка ориентируются не на его возраст, а на уровень его развития: с семи и даже десятилетним ребенком при условии его недостаточного умственного и общего развития занятия необходимо начать по той же программе и теми же методиками, что и с ребенком трех-четырех лет.
Психолого-педагогические принципы и материалы к
[188]
программе и методике подготовительного этапа обучения были опубликованы (см.: А. И. Мещеряков, Р. А. Мареева, 1964).
К концу подготовительного этапа обучения ребенок должен быть приучен к режиму, овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в пространстве, обучиться жестовой речи и элементам словесной речи в дактильной (пальцевой) форме, уметь играть, лепить из пластилина и .конструировать из деталей «конструктора» простые по форме окружающие предметы, по возможности овладеть навыками коллективного самообслуживания (мытье посуды, уборка игрового уголка, уход за комнатными растениями и т. д.), научиться делать утреннюю зарядку и специальные физкультурные упражнения (перешагивать через палочку, подпрыгивать, влезать на стул, подлезать под веревочку и т. д.).
В процессе обучения на подготовительном этапе у ребенка формируются образы оружающих его предметов и знание функций этих предметов, что является необходимым условием дальнейшего усвоения словесного языка и перехода к школьному этапу обучения.
В детском доме для слепоглухонемых в 1969/70 учебном году было две группы детей, занимающихся по программе подготовительного этапа обучения. Первая группа состояла из четырех воспитанников: Валерия С., Кати Л., Олега П. и Фрола И.
Рассмотрим краткие данные об этих воспитанниках.
Валерий С. поступил в детский дом в возрасте около 4 лет. Диагноз: последствия внутричерепной родовой травмы, катаракта обоих глаз, неврит слуховых нервов, глухонемота; имеется небольшое остаточное зрение, остроту которого определить не удается. Исследование слуховой чувствительности методом тональной аудиометрии выявило потерю слуха в речевом диапазоне частот (500— 4000 гц) на 85—95 дб 1.
До поступления в детский дом ребенок не был приучен к режиму, не мог ориентироваться, навыков самообслуживания не имел, горшком не пользовался, есть
1 Исследование слуха здесь и дальше проводилось нами совместно с Л. Э. Гениным с использованием модифицированной методики, описанной Л. В. Нейманом (1961, с. 50—51), с той разницей, что подкреплением было не предъявление картинки, а нажимание рукой обследующего на руку обследуемого (двигательное подкрепление).
[189]
правильно не умел, игрушки бросал, жестами не пользовался и не воспринимал их.
Валерия стали приучать к режиму, учить навыкам самообслуживания: правильно держать ложку во время еды, помогать воспитателю, когда тот раздевает и одевает мальчика. Как показали первые месяцы пребывания Валерия в детском доме, обучение его простейшим навыкам самообслуживания проходило успешно.
Катя Л. поступила в детский дом из семьи в четырехлетнем возрасте. Диагноз: неврит слуховых нервов неизвестной этиологии, глухонемота, приобретенная в двухлетнем возрасте, и развивающаяся катаракта обоих глаз. Снижение слуха в речевом диапазоне частот 70—80 дб.
Девочка не была приучена к режиму, себя не обслуживала. Ложку в руке держала и с небольшой помощью воспитателя могла пользоваться ею при еде. Если пища не нравилась, девочка выбрасывала все из тарелки на стол и на пол. При одевании и раздевании сопротивлялась. Пользоваться горшком не была приучена.
Фрол И. в детский дом поступил 6 с половиной лет. Диагноз: врожденное поражение центральной нервной системы, глухонемота, недоразвитие и атрофия зрительного нерва правого глаза, бельмо роговой оболочки левого глаза. Имеется некоторое остаточное зрение, остроту которого определить не удалось. Потеря слуха в речевом диапазоне частот 70 дб.
Дома мальчика полностью обслуживали взрослые. При поступлении он совершенно не умел ориентироваться, несмотря на остатки зрения. Никаких навыков самообслуживания у него не было. Играть не умел, игрушки бросал или складывал в кучу. Жестов не понимал и сам ими не пользовался.
В детском доме приступили к обучению ребенка оринтироваться, стали формировать у него навыки самообслуживания, поведения и игры, начали формирование жестов.
За каникулы (мальчик поступил в мае) и за два последующих месяца первого года обучения наметились некоторые сдвиги в процессе развития ребенка. Мальчик почти самостоятельно может раздеться (со стороны воспитателя необходимо лишь побуждение ребенка к действию), выполняет отдельные операции и при одевании
[190]
(воспитатель начинает одевать чулки, воспитанник продолжает надевать их дальше). Снятую одежду научился вешать на спинку стула (первое время он ее бросал на пол). Во время подготовки ко сну стал пытаться разбирать свою постель. В игре мальчик усвоил сначала лишь внешнюю сторону: например, кладет куклу на игрушечную кроватку и складывает на нее все одеяла, подушки, простыни. У ребенка еще не удалось воспитать понимания, что игрушки изображают реальные предметы. Учебные занятия по сенсомоторному развитию мальчик еще не принимает, отказывается от них.
Олег П. поступил в детский дом из семьи в шестилетнем возрасте. Диагноз: последствия менингоэнцефалита, перенесенного в возрасте 1 года 7 месяцев, глухонемота, .катаракта обоих глаз. В 1 год 11 месяцев ребенок ослеп, в 3 года ему была сделана операция на правом глазе, а через год — на левом, в результате операций мальчику частично было возвращено зрение. Потеря слуха — 75 дб.
Обучать мальчика навыкам самообслуживания начала мать. В детский дом он поступил, умея есть ложкой, с небольшой помощью мог раздеваться и одеваться, играл с игрушками: качал куклу, возил игрушечную машину. Жестовой речи не было; когда мальчику что-нибудь требовалось, он брал за руку взрослого и тянул к предмету.
В детском доме за время летних каникул (Олег поступил в мае) был приучен к режиму, научился самостоятельно ходить в туалет и правильно пользоваться уборной, мыть руки и лицо мылом, после еды вытираться салфеткой, одеваться и раздеваться, застегивая и расстегивая пуговицы.
С мальчиком проводятся и специальные дидактические занятия по группировке предметов по форме и размеру, сборка, и разборка башенки и матрешки. В первые месяцы обучения (после летних каникул) Олег начал понимать отдельные жесты: есть, спать, уборная, одеваться, раздеваться. Самостоятельно пока жестов не употребляет.
Мальчик успешно обучается игре в уголке для игрушек: пока еще с некоторой помощью воспитателя одевает, раздевает куклу, укладывает в постель, «кормит», пользуясь игрушечной посудой и мебелью. Все занятия
[191]
сопровождаютсй жестами, которые мальчик начинает понимать во все большем количестве.
Первые же месяцы показали возможность развития этих детей.
План воспитательной работы с этой группой детей включал в себя следующие пункты:
1.
Дальнейшее
приучение к режиму.
2.
Обучение ориентировке. Создать у
детей правильное представление о
расположении предметов, находящихся в комнате, в коридоре, в туалетной, в
гардеробной, в столовой; научить самостоятельно
находить столовую, туалет; научить дифференцировать свою и чужую одежду, знать свое место в столовой, за
столом для занятий.
3. Формирование
и усовершенствование навыков самообслуживания. Научить
(Валерия С. и Катю Л.) пользоваться
горшком, помогать взрослому при одевании и раздевании их, обучать самостоятельно
мыть руки и умываться, правильно принимать пищу, убирать за собой посуду
со стола (Олег П. и Фрол И.).
4. Обучение игре. Обучить детей соотносить
игрушечные
предметы с настоящими, научить обращению с игрушками.
5. Развитие средств общения. Научить понимать и
обозначать жестами режимные моменты (есть, спать, одеваться, раздеваться, идти, умываться, туалет),
обучать жестам в
процессе игры (кукла, игрушечная мебель,
посуда и т. д.), сформировать понимание
жестов-поручений (принеси мяч, куклу, чашку,
ложку и др.), развивать активное пользование жестами в дидактических играх
(«Чудесный мешочек», «Какой игрушки не стало?»), научить называть детей и воспитателей первыми буквами
(дактильными) их имен.
6. Сенсомоторное развитие. Обучать нанизывать кольца на стержень башенки, собирать и разбирать матрешку, группировать палочки, кубики, раскладывая их по разным коробочкам; научить нанизывать бусины на нитку. Начать специальную сенсомоторную пропедевтику, готовящую детей к овладению брайлевской и дактильной формами общения: учить выкладывать на брайлевской колодке грибки (по образцу), обучать подражанию дактильным конфигурациям, научить группировке карточек с наклеенными на них кружочками .картона в виде фигур брайлевских букв. Обучать лепить простейшие
[192
предметы. Развивать движения в подвижных играх и специальных упражнениях.
Вторая группа детей, занимающихся по программе подготовительного этапа обучения, состояла из трех девочек: Риты Л., Лины Г. и Елены Б.
Рита Л. поступила в возрасте 2 года 8 месяцев. Диагноз: врожденная глухонемота, врожденная катаракта обоих глаз, остаточное зрение в виде светоощущения. Потеря слуха в речевом диапазоне частот 80—85 дб.
При поступлении у девочки не было никаких навыков самообслуживания. Ее начали приучать к режиму, обучать ориентировке, формировать у нее навыки самообслуживания, обучать игре, проводить специальные занятия по ее сенсомоторному развитию, формировать понимание и употребление жестов. За восемь месяцев обучения девочка научилась самостоятельно есть, пользоваться горшком, одеваться и раздеваться, аккуратно вешать одежду, умываться, пользуясь мылом, вытираться полотенцем, вешать его на место и т. д. Рита научилась играть с игрушками: укладывать «спать» куклу, одевать, раздевать ее, кормить, участвовать даже в ролевых играх с другими девочками, выполняя, правда, лишь пассивную роль обслуживаемой «дочки». На специальных занятиях научилась правильно собирать и разбирать башенку, матрешку, группировать предметы по форме, величине. С помощью воспитателя делает утреннюю гимнастику 1.
Лина Г. поступила в возрасте около двух лет. Диагноз: врожденная глухонемота, врожденная катаракта обоих глаз. В 3 года 6 месяцев девочке была сделана операция и частично возвращено зрение правым глазом, определить остроту которого ждалось. Потеря слуха — 80—85 дб.
В детском доме для слепоглухонемых находится около трех лет. В первые недели девочку отучали постоянно находиться на руках взрослого. Около четырех месяцев ушло на то, чтобы научить ребенка правильно пользоваться горшком. В первый год девочка училась ориентироваться в окружающем пространстве, усваивала про-
1 Более подробно процесс развития Риты Л. при первоначальном ее обучении описывается во II главе второй части книги (с. 91—99).
[193]
стейшие навыки самообслуживания: есть ложкой, пить из чашки, раздеваться, одеваться. К концу второго года Лина хорошо ориентировалась в помещении детского дома и во дворе.
Научилась себя полностью обслуживать: самостоятельно раздеваться, одеваться, аккуратно вешать одежду, усвоила ее назначение, место хранения. Научилась самостоятельно есть, пользоваться салфеткой, умываться с мылом, вытираться полотенцем, пользоваться туалетом.
На занятия с игрушками и другими материалами шла охотно, занималась с интересом. Постепенно стала усидчивой на занятиях. Научилась разбирать и собирать башенку, матрешку, различать и группировать предметы по форме (шар, куб), играть с куклой (завертывать ее, укладывать спать, кормить, катать в коляске, машине), полюбила игры с мячом (катать мяч от себя к стенке, бросать воспитателю), научилась мять и раскатывать пластилин, рвать и сгибать пополам бумагу, играть мозаикой (вставлять грибки в дырочки), лазать по гимнастической стенке, спрыгивать со стула, подлезать под веревку, выполнять простые физические упражнения.
С удовольствием играла в подвижные игры «Догони меня», «Поезд». Одновременно с этими занятиями уделялось много внимания развитию средств общения, велось обучение жестовой речи. К концу второго года обучения девочка усвоила около 30 жестов, обозначающих режимные моменты, навыки самообслуживания, отдельные игрушки. Активно пользовалась ими в общении с окружающими.
В дидактических играх «Оденем куклу», «Уложим куклу спать», «Накормим куклу» закреплялись приобретенные Линой навыки и жесты.
В самом конце второго года обучения у девочки появился интерес к дактильной речи. Она «присматривалась» к рукам воспитанников и взрослых, когда они разговаривали дактильно. Иногда сама комунибудь из детей в руку1 старалась быстро сделать похожее движение пальцами. Лина поняла, что движение пальцами рук является «разговором». Начали дактильно показывать ей пер-
1 Как жесты, так и дактильные слова воспринимаются слепоглухонемыми осязательно, рукой (в руку).
[194]
вые буквы имен воспитателей, наиболее любимых игрушек (мяч, кукла).
К концу года Лина самостоятельно проговаривала первые буквы имен воспитателей и слов мяч, кукла.
На третьем году обучения продолжали совершенствовать навыки самообслуживания. Лина научилась разбирать и заправлять постель, чистить зубы, при одевании различать обувь с левой и правой ноги, заднюю и переднюю стороны колготок, зашнуровывать ботинки и научилась помогать при одевании младшим детям.
Организованные наблюдения за трудом взрослых в детдоме, за жизнью животных (кроликов), за движением машин, за изменениями в погоде, участие в посильном труде,(помогала стирать кукольное белье, вытирала пыль с мебели в групповой комнате, помогала менять постельное белье в дни бани) развили интерес к окружающей жизни, позволили расширить жестовый словарь.
Новые жесты Лина усваивала быстро, активно пользовалась ими при общении.
К концу третьего года обучения Лина усвоила около 90 жестов, отражающих не только режимные моменты, навыки самообслуживания, но и различные явления природы (снег, дождь), эмоциональные переживания (плачет, смеется, сердится). Научилась жестами рассказывать об увиденном, пережитом, выражать просьбы.
На занятиях, которые проходили в игровой форме, Лина научилась дифференцировать предметы по форме и размеру. Из множества предметов умеет выделить один на ощупь.
В играх в классификацию игрушечных предметов раскладывает предметы по их назначению (белье — в шкаф, посуду — в буфет).
Научилась конструировать из палочек и кубиков по подражанию действиям педагога и по образцу, по памяти.
Научилась раскатывать из пластилина колбаски, соединять их концы (баранки), раскатывать пластилин кругообразными движениями (шар, мяч), делать углубление в шаре (яблоко).
Расширился круг подвижных игр, усложнились их правила. В играх «Птички», «Пузырь», «Кто скорее» и других Лина научилась выполнять правила игр, действовать по сигналу воспитателя.
[195]
Хорошо и ловко пролезает в обруч, под веревку, перешагивает и перепрыгивает через предметы, прыгает на месте на обеих и на одной ноге.
Во втором полугодии третьего года обучения отдельные жесты начали заменять дактильными словами, давать поручения в дактильно-жестовой форме (иди гулять — первое слово — дактильно и жест, дай мяч — жест и дактильно).
К концу третьего года обучения девочка полностью проговаривала дактильно свое имя, имена детей в группе, имена воспитателей, а также слова кукла, мяч, чай, дай, суп. Понимала и выполняла поручения, данные в дактильной форме (иди гулять, иди кушать, дай мяч, дай куклу).
Часто сама просила, чтобы ей дактильно проговорили, как называется тот или иной предмет.
Во время летних каникул Лина была дома, с девочкой не занимались, поэтому она забыла почти все дактильные слова.
Но интерес к занятиям у нее не снизился. В новом учебном году она занималась с интересом. Быстро восстановила в памяти дактильные слова, которые раньше знала.
Усваивала новые дактильные слова, проговаривала их самостоятельно (каша, суп, чай, хлеб, молоко, кофе, гулять, иди, дай стул). Некоторые просьбы выражала в дактильной форме: дай мяч, дай куклу, дай стул, дай мыло 1.
Елена Б. поступила в детский дом в четырехлетнем возрасте. Диагноз: последствия родовой травмы (нарушение мозгового кровообращения), глухонемота, врожденная катаракта обоих глаз, сходящееся косоглазие. Потеря слуха в речевом диапазоне частот 70—75 дб. Когда девочке было 11 месяцев, ей сделали операцию правого глаза. Операция прошла удачно, и ребенку было возвращено частичное зрение. Левый глаз оперировали, когда девочке было 2,5 года. Эта операция была неудачной, после нее, по словам матери, появилось косоглазие и зрение ухудшилось. Остроту зрения проверить не удалось, однако имеющееся остаточное зрение заметно по-
1 Дополнительные данные о развитии Лины Г. приводятся в главе II второй части книги (с. 99—116).
[196]
могает девочке ориентироваться, а на расстоянии 10 — 20 см от лица — зрительно воспринимать предметы и жесты. Когда девочке еще не было двух лет, мать начала приучать ее к самообслуживанию. На четвертом году жизни ребенка поместили в обычный детский сад. Педагоги детского сада индивидуально занимались с Еленой, продолжали формирование у нее навыков самообслуживания. Приучили ее к режиму, научили самостоятельно есть, пользоваться горшком, мыть руки, помогать взрослому при одевании и раздевании младших детей. Старались включить девочку и в групповое самообслуживание: во время дежурства Елена вместе с другими детьми раздавала ложки, тарелки, хлеб, после еды все убирала со стола.
В детском саду Елену научили играть: завертывать в одеяло куклу, укачивать, стелить кукольную постель. После прихода девочки из детского сада мать старалась включать ее в свои домашние дела. Елена вместе с матерью со своим маленьким ведерком ходила за водой к колонке. Мать научила ее сначала ополаскивать ведерко, а потом уже наливать в него воду. Девочка научилась открывать и закрывать кран колонки. Если мать стирала, то рядом ставился стульчик для девочки, наливалась теплая вода в тазик, и Елена стирала кукольное белье, которое потом вешала на веревку, пользуясь бельевыми прищепками.
В общении с матерью и детьми в детском саду были изобретены некоторые жесты. Когда девочка хотела есть, она показывала пальчиком в свой открытый рот. Жест пить показывался движением нижней челюсти. Если Елена снимала штанишки, это означало, что она просится в туалет. Мытье рук, умывание, мытье головы обозначаются соответствующими движениями рук, которые имитируют эти действия; идти — делает движения руками, как при ходьбе, идти куда-нибудь — машет рукой в нужную сторону, садиться — хлопает рукой по сиденью стула, дивана.
После того как девочка пробыла год в массовом детском саду, она поступила к нам.
В бытовой режим Елена включилась совершенно безболезненно. Она быстро научилась ориентироваться в комнате, на этаже, а потом и во всем здании и во дворе.
С Еленой были начаты занятия по усовершенствова-
[197]
нию навыков самообслуживания, по развитию игры, специальные занятия по сенсомоторной тренировке и развитию средств общения.
К началу второго года пребывания девочки в детском: доме у нее значительно, усовершенствовались навыки самообслуживания и культурного поведения. Во время еды она правильно сидит за столом, пользуется ложкой, вилкой, ножом, салфеткой, ест аккуратно, после еды жестом благодарит без напоминания. Елена научилась чистить зубы, правильно пользоваться туалетом, быстро одеваться, раздеваться, не путая переднюю и заднюю стороны колготок, штанишек, маек и т. д., различать обувь для правой и левой ноги.
Основной задачей обучения Елены было развитие у нее средств общения. Те одиночные жесты (есть, пить, умываться), с которыми девочка поступила в детский дом, не давали ей возможности общаться. Все предметы, связанные с выполнением действий по самообслуживанию, все режимные моменты, игрушки, игровые действия обозначались жестами. В первые же недели девочка научилась понимать большинство этих жестов. После этого педагоги руками ребенка воспроизводили жесты, потом Елена стала самостоятельно повторять некоторые из них, а вскоре и употреблять их в общении. За два месяца пребывания в детском доме Елена усвоила более 30 жестов. К концу первого учебного года жестовой словарь девочки составлял 90 жестов и включал в себя не только отдельные жесты, но и жестовые фразы и небольшие жестовые рассказы, изображающие события, в которых девочка принимала непосредственное участие. В середине первого учебного года Елена стала принимать учебную задачу, направленную на формирование у нее словесной (дактильной) речи. Некоторые действия и хорошо знакомые предметы стали обозначаться первыми буквами их словесных названий. После того как девочке дали возможность много раз наблюдать дактильный разговор старших воспитанников, у нее появилось внешнее подражание этому «разговору»: она пыталась делать мелкие движения пальцами в руку Других детей. Появилась возможность в процессе жестового общения отдельные жесты заменять дактильнымй словами. Общение стало не исключительно жестовым, а смешанным — жестово-дактильным, т. е. в жестовое общение были включены от-
[198]
дельные дактильные слова. К концу первого учебного года Елена самостоятельно «говорила» дактильно свое имя, имя воспитателя и несколько других слов: чай, дай. Понимала дактильные слова каша, суп, щи, чай, мяч, вода, стул, стол, кукла. Девочка хорошо научилась играть в ролевые игры: «Дочки-матери», «Больница», «Парикмахерская», «Баня».
План ближайших занятий по развитию этих детей предусматривает усовершенствование у них навыков самообслуживания, дальнейшее привитие навыков культурного поведения, трудовое воспитание (уборка игрового уголка, вытирание пыли, участие в общей работе по уборке комнаты), развитие игровой деятельности (обучение играм «Кого нет?», «Купание куклы», «Магазин» и некоторым другим), занятия лепкой, работу с бумагой (резание, склеивание), физическое воспитание (совершенствование ходьбы, обучение бегу, прыжкам, лазанью, разучивание подвижных игр: «Прятки», «Прокати мяч в обруч», «Кто скорее добежит к своему флажку»).
Средства общения будут прививаться и во время действий по самообслуживанию, и в игре, и при обучении ручному труду, и на прогулках. Кроме того, предусматриваются специальные занятия, на которых дети будут выполнять дактильные поручения учителя: дай стул, дай куклу и т. д.; выражать дактильнымй словами произведенное действие: кукла упала, Лена села и т. д., называть предметы: одежду, части тела, бытовые вещи, мебель, предметы во дворе и на улице.