Глава III

ВОСПИТАННИКИ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ПО ПРОГРАММЕ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ

 

Учебные группы воспитанников подбираются из трех учащихся, в основном занимающихся по программе одного и того же класса, имеющих одинаковый уровень развития. В этом случае создается возможность фронтальной методики проведения уроков с использованием имеющейся в детском доме техники (разного рода телетакторов). Однако иногда педагогически более выгодно комплектовать учебные группы из учеников с разным уровнем развития, когда складываются такие взаимоотношения, что один служит примером для другого, помогает ему. В том и другом случае каждый воспитанник обучается по индивидуальному плану и в оптимальном для него темпе, который устанавливают практически.

Возможности усвоения объема знаний и темпы обучения в определенной степени определяются индивидуальными особенностями учащихся, зависящими от характера заболевания, приведшего к нарушению зрительной и слуховой функций, от остатков зрения и слуха, от условий жизни и развития ребенка до начала обучения в детском доме для слепоглухонемых. Поэтому, рассматривая истории обучения воспитанников, мы приводим диагнозы, зафиксированные в историях болезни, результаты исследования слуха и зрения.

По методике обучения чтению и письму, обусловлен­ной состоянием зрения, воспитанники, занимающиеся по программе школьного этапа обучения (24 человека), рас­пределяются на две подгруппы. Учащиеся первой под­группы (16 человек) обучаются чтению и письму при помощи рельефно-точечного шрифта Брайля. Вторая подгруппа (8 человек) состоит из учащихся, которые, с помощью зрения воспринимая учебный материал, могут пользоваться специальными учебниками для слабовидящих (напечатанными крупным шрифтом) и писать «по-зрячему». К первой подгруппе (занимающихся по Брайлю) относятся воспитанники с абсолютной слепотой на оба глаза (Фаниль С., Витя К., Володя Т.), со светоощущением, позволяющим отличать свет от темноты (То-

[213]


 

Рис. 49. Классные занятия учебной группы.

Рис. 50. На уроке географии.

 

ля Ч.), с незначительным остаточным зрением, позволяющим на близком расстоянии от лица различать движения пальцев руки (Семен Б.), с остротой центрального зрения от 0,01 до 0,04, позволяющей ориентироваться при ходьбе при помощи зрения (Яна К., Таня С., Лида А., Анна П., Оля Ш., Галя Р., Саня Ч., Дмитрий X., Тата П.). К этой же подгруппе относятся Ната Ч. с остротой зрения с коррекцией — 0,09, по рекомендации врача-офтальмолога обучающаяся по Брайлю, и Алексей Б. с остро-

[214]

Рис. 51. Разговор продолжается после урока.

Рис. 52. Изучение элементов  анатомии.

Рис. 53. Объемный макет помогает понять геометрию.

 

той зрения единственного глаза — 0,07, зрение которого ухудшается.

Ко второй подгруппе (обучающиеся читать и писать «по-зрячему») относятся воспитанники с остротой зрения 0,1 (Зана С., Миша Ф., Сережа Б., Дима Д., с коррекци­ей— до 0,3, Люда С., Шура Ч., Саша К., Инна А.).

Особого подхода требуют дети, методика обучения которых в значительной мере определяется остаточными

[215]


Рис. 54. Письме на брайлевской машинке дает возможность ученику тут же контролировать правильность написанного.

явлениями заболевания центральной нервной системы в виде умственной недостаточности, астенией, двигательными нарушениями. Это уже упомянутые Тата П., обучающаяся по Брайлю, Инна А. и Дима Д., обучающиеся «по-зрячему».

Рассмотрим диагностические данные и краткие исто­рии обучения всех этих воспитанников.

 

Воспитанники, обучающиеся с использованием рельефно-точечного шрифта

Фаниль С. начал обучаться только в четырнадцатилетнем возрасте. Учился в Загорском детском доме со дня его основания, т. е. с 196'3 г., обучался и в группе слепоглухонемых учащихся при Институте дефектологии АПН СССР. Диагноз: менингит в возрасте 1 года 8 месяцев, в результате которого полная утрата зрения, слу­ха и речи. Субатрофия обоих глаз, абсолютная слепота. Глухонемота. Остатков слуха не обнаружено.

По словам родителей, ребенок родился нормальным. Ходить начал до года. Начал говорить отдельные слова: мама, папа. До 1 года 8 месяцев был крепким, здоровым ребенком. Когда ребенок заболел менингитом, родители не сразу обратились к врачу, диагноз был установлен

[216]

Рис. 55. Все дети обучаются печатать и на обычных (плоскопечатных) машинках.

Рис. 56. Подготовка домашнего задания.

[217]

Рис. 57. Чтение художественной литературы, отпечатанной рельефно-точечным шрифтом, — важнейшее условие развития  слепоглухонемых воспитанников.

Рис. 58. Знакомство с микрорайоном города по макету на  занятиях по ориентировке.

 

только через два месяца после начала болезни когда мальчик уже лишился зрения и слуха. Он перестал говорить и те слова, которые он знал.

До 14 лет мальчик жил дома, где родители обучали его самообслуживанию и привили некоторые трудовые навыки. Ко времени поступления в детский дом для слепоглухонемых Фаниль понимал отдельные естественные жесты, показываемые ему его же руками. Самостоятельно жестов почти не употреблял. Программу подготовительного обучения прошел за первый учебный год.

Мальчик овладел культурно-гигиеническими навыками: утром заправлял свою постель, делал зарядку, обли-

[218]

Рис. 59. Занятия  с воспитанницами, имеющими остатки зрения.

 

вался водой, чистил зубы, на ночь мыл ноги, аккуратно обращался с одеждой и т. д. Научился лепить предметы из пластилина, конструировать разные модели из деталей «конструктора», участвовать в общеполезном труде по уборке класса, двора. Обучился жестам и стал употреблять их в общении как с учителем, так и со своими товарищами. Усвоил дактильные названия отдельных предметов и действий. Научился читать и печатать рельефным шрифтом отдельные слова, обозначающие хорошо знакомые предметы. Усвоил жестовый счет до 100 и на­учился рельефно-точечному обозначению цифр.

На втором году обучения Фаниль осваивал программу I класса школы для слепоглухонемых: обучался жестово-дактильному общению, когда в общение, осущест­вляемое при помощи жестов, включались отдельные дактильные слова; учился дактильно и письменно, шрифтом Брайля, описывать как отдельные действия, так и небольшие события, состоящие из нескольких действий; на­чал писать небольшие сочинения, описывающие его жизнь, учиться делать дневниковые записи. Фаниля начали обучать говорить голосом.

На третьем — седьмом году обучения Фаниль осваи­вал материалы соответственно программе II—VI классов для слепоглухонемых. Он общается в основном при помощи дактильной словесной речи, может самостоятельно задавать вопросы и правильно отвечать на заданные ему. В общении со слышащими пользуется устной (звуковой)

[219]

речью. Самостоятельно переписывается с родными. Умеет печатать на обычной плоскопечатной машинке. Пишет дневник. Умеет описать экскурсию, в которой он участвовал. Очень любит художественную литературу (написанную простым языком или адаптированную). Решает арифметические примеры и простые задачи.

Мальчик овладел навыками работы в столярной и швейной мастерских, научился работать на станках по изготовлению булавок. Профессионально (как член ар­тели слепых) стал работать на четвертом году обучения. Работает без брака. Получает зарплату и помогает родителям.

Витя К. поступил в детский дом для слепоглухонемых в десятилетнем возрасте. Диагноз: последствия внутриутробного органического поражения центральной нервной системы; осложнения: катаракта обоих глаз, вторичная глаукома, слепота; глухонемота.

Исследование слуховой функции при помощи тональной аудиометрии выявило следующую потерю слуха: для частот 125, 250 гц — 65 дб; 500 гц — 60 дб; 1000 гц — 65 дб; 2000 гц — 70 дб; 3000 гц — 75 дб.

Роды у матери задержались на один месяц. Ребенок родился с отечностью головы, с резким расхождением швов головы (на 1—2 см).

В три с половиной месяца родители заметили, что мальчик слабо реагирует на свет. Обследование ребенка в клинике показало, что у мальчика вследствие родовой травмы (задержка родов) недостаточность зрения и глухота. В возрасте 5 лет была сделана попытка обучать ребенка в дошкольной группе глухонемых детей. Неизвестно, какие в то время были остатки зрения у ребенка, но, пробыв в дошкольной группе три с половиной месяца, мальчик был выведен оттуда из-за слабости зрения. В 6 лет мальчик упал в погреб и ударился головой; следствие травмы — отслоение сетчатки от роговицы; зрение было потеряно окончательно. Речи никогда не было. До 8 лет мальчик находился дома, где родители научили его самостоятельно есть, одеваться, умываться, пользоваться туалетом. У него были сформированы некоторые жесты. Восьми лет Витя был определен в детский инвалидный дом, где из-за отсутствия нужных условий с ним не занимались, и мальчик там начал терять приобретенные навыки и жесты.

[220]

В детский дом для слепоглухонемых ребенок поступил с хорошим пониманием отдельных простых жестов, с некоторым запасом активных жестов и со сформированны­ми навыками самообслуживания.

Поведение было неорганизованное. Мальчик часто плакал, капризничал. Не мог ни на минуту оставаться один. Всегда был возбужден, очень болезнен, быстро утомлялся.

В первый учебный год Витю обучали правильному поведению, жестовому общению, отдельным дактилышм словам и их рельефно-точечному написанию (подготовительный этап).

Со второго учебного года его начали обучать по программе школьного этапа. Усваивал он ее в основном год за год. На седьмом году пребывания в детском доме занимался по программе для VI класса школы слепоглухонемых. К этому времени ученик мог общаться-с другими людьми при помощи дактильной речи, понимал обращенные к нему вопросы, умел отвечать на них и самостоя­тельно спрашивать, мог дактильно рассказать или письменно (по Брайлю) изложить какое-либо событие, свидетелем которого он был, переписывался с родителями. В общении пользовался и устной речью, однако она у него недостаточно внятная. Читал и понимал учебные тексты, специально написанные для него или взятые из учебников «Родная речь» для II и III классов массовой школы.

Витя решал примеры и задачи из учебников по математике для II и III классов массовой школы. Работал в столярной мастерской, в частности научился выпиливать лобзиком по контуру, овладел приемами работы на станках по изготовлению булавок.

Володя Т. обучался индивидуально при Институте де­фектологии АПН СССР и в группе детского дома для слепоглухонемых. Начал обучаться с 7 лет. Диагноз: туберкулезный менингит в возрасте 3 года 8 месяцев. В возрасте 1 года 4 месяцев перенес ветряную оспу и болезнь Боткина. В 2 года было увеличение околоушных лимфатических узлов. Родители тогда же заметили, что ребенок стал плохо слышать. Перед заболеванием туберкулезным менингитом мальчик говорил лишь отдельные слова: мама, папа, баба. В результате заболевания туберкулезным менингитом лишился зрения и слуха. По-

[221]

теря слуха в речевом диапазоне частот превышает 75 дб.

До 7 лет Володя жил дома. Родители обучили его некоторым навыкам самообслуживания. При поступлении в группу слепоглухонемых учащихся при Институте дефектологии АПН СССР Володя по физическому развитию находился на уровне ребенка 5 лет. Не переносил одиночества. Поведение было неорганизованным.

Первый год занятий при Институте дефектологии ушел на организацию поведения Володи, привитие ему навыков самообслуживания, знакомство с окружающими предметами, обучение отдельным жестам.

На втором и третьем году Володя знакомился с окружающим по программе подготовительного этапа. Мальчик усвоил жестовую речь и стал общаться ею. Его начали учить дактильным и брайлевским словам. Он выполнял поручения воспитателя, даваемые ему в дактильной форме (побудительная речь), «оречевлял» собственные действия с предметами, читал первые тексты, написанные брайлевским шрифтом, считал в пределах 30.

Четвертый и пятый год Володя продолжал обучаться «оречевлять» свои действия, учился разговорной речи (в дактильной форме). У него формировались временные понятия (вчера, сегодня, завтра, неделя, дни недели), обобщающие понятия (посуда, одежда, обувь). Он начал писать дневник, первые сочинения, первые письма родителям. В это же время Володя прочитал первую книгу, специально написанную для него и состоящую из рассказов, описывающих события из жизни самого ученика.

За пять лет обучения Володя освоил материалы подготовительного этапа и I класса программы для школы слепоглухонемых. К концу этого периода ведущей формой речи при общении для него стала словесная речь в дактильной форме. Задачу формирования устной (звуковой) речи в это время мальчик еще не принимал. У него была хорошо развита письменная речь: он правильно описывал события, случившиеся с ним на прогулке, во время игры, учебы, писал дневник. По состоянию письменной речи ученик находится примерно на уровне программы III класса для школ слепоглухонемых. По ряду причин мальчик обучался один, вне общения с другими учащимися. И это неблагоприятно отразилось как на развитии личностных качеств ученика, так и на формировании некоторых умений и навыков. Недостатки в его раз-

[222]

.витии сразу же выявились, когда на шестом году обучения он поступил в детский дом для слепоглухонемых, где должен был жить и учиться в коллективе сверстников. Он оказался не подготовленным к общению с детьми: не мог достаточно живо общаться с ними и вести разговор в вопросо-ответной форме, был излишне доверчивым и наивным. Общаясь только со взрослыми, он привык вы­полнять все их требования. Также беспрекословно он вы­полнял требования детей, а те, по-своему истолковав его наивность, потешались над ним, приказывая ему совершать нелепые поступки: лечь на пол, забраться в шкаф и т. д. Вскоре Володя стал бояться детей, чуждаться их.

В первые же месяцы пребывания в детском доме Володя стал учиться работать в столярной мастерской, освоил все операции по изготовлению булавок.

Яна К. поступила в детский дом для слепоглухонемых в возрасте 6 лет 5 месяцев. Диагноз: последствия органического поражения центральной нервной системы в результате родовой травмы; двусторонняя катаракта; острота зрения обоих глаз — 0,01; глухонемота. Потеря слуха в речевом диапазоне частот составляет 85 дб.

С 3 до 4 лет девочка находилась в детском саду, где с ней занимались индивидуально. С 5 до 6 лет Яна вос­питывалась в детском доме для тугоухих, где с ней также занимались индивидуально. Ко времени поступления в детский дом для слепоглухонемых девочка владела навыками самообслуживания: правильно ела, умела самостоятельно одеваться и раздеваться, расчесывать свои волосы, завязывать бант, правильно обувалась, самостоятельно завязывая шнурки. В детском доме для тугоухих Яна научилась выполнять обязанности дежурного, накрывать на стол, поливать комнатные растения, протирать мокрой тряпочкой их листья. Там же от других воспитанников она научилась мимико-жестикуляторной речи, при помощи которой она и общалась с окружающими. Во время пребывания девочки в детском доме для тугоухих и нее были большие остатки зрения по сравнению с теми, которые оказались ко времени поступления ее в детский дом для слепоглухонемых. Используя остаточное зрение, Яну обучили читать и писать крупные буквы. Знала она также дактильные обозначения букв. В ее словаре было 10 дактильных слов, в основном имена окружающих ее людей. Все остальное она обозначала

[223]

жестами. Яна умела играть с куклами и другими игрушками.

В режим детского дома для слепоглухонемых девочка включилась без всяких затруднений. Быстро научилась ориентироваться в здании и во дворе. В первые же дни освоила навыки самообслуживания, которых у нее до того не было (чистить зубы, мыть ноги на ночь, готовить постель ко сну, убирать ее после сна, стирать свои мелкие вещи).

Девочку стали обучать играть в игры, более сложные по сравнению с теми, в которые она играла до поступле­ния к нам. Она быстро усвоила суть ролевых игр и охот­но брала на себя ведущие роли.

Так как у Яны была развита жестовая речь, работа по обучению ее словесному языку началась с замены жестов словами. Состояние ее зрения обусловило необходимость обучения девочки рельефно-точечному алфавиту Брайля.

С усвоением брайлевского алфавита девочка справилась за четыре месяца обучения. К концу первого учебного года Яна умела читать по Брайлю небольшие тексты. К концу второго учебного года ее активный словарный запас составлял 200 слов. Яна понимала вопросы бытового характера и правильно на них отвечала. Спонтанное ее общение с другими детьми и взрослыми осуществлялось смешанной речью — жестами и дактильными словами. В конце первого года обучения ведущим спо­собом общения была жестовая речь, в которую включались отдельные дактильные слова. В следующем учебном году доля словесной речи (дактильной) увеличилась. В жестовое общение вводились уже не отдельные слова, а словосочетания и целые фразы.

Вместе с развитием словесного общения девочка обучалась описывать (в дактильной и брайлевской формах) предметы, действия и события.

За первый год девочка в основном прошла программу подготовительного этапа обучения. За второй и третий год усвоила соответственно материал I и II классов программы для слепоглухонемых. В следующем учебном году она успешно овладевает программой III  класса. Основным средством общения Яны стала словесная речь в дактильной форме.

Обучалась она также правильно произносить все зву-

[224]

ки речи. Однако ее устная речь в это время была еще недостаточно внятной из-за плохой автоматизированности произносительных навыков. Девочка умела читать и понимать тексты, описывающие знакомые ей события, могла словесно (дактильно или по Брайлю) описать экскурсию, писать письма, дневник, научилась считать, решать примеры и простые задачи1.

Семен Б. поступил в детский дом слепоглухонемых из семьи в возрасте 8 лет 9 месяцев. Раньше он нигде не учился. Диагноз: остаточные явления внутриутробного поражения центральной нервной системы, глухонемота, врожденная катаракта обоих глаз.

Потеря слуха — 80 дб. Имеется остаточное зрение: счет пальцев у лица. У мальчика врожденное заболевание кожи (ихтиозоформная эритродермия), которое ухудшило тактильную чувствительность пальцев рук.

В детский дом Семен поступил, имея некоторые навыки самообслуживания и понимая отдельные естественные жесты (есть, спать, вставать, одеваться, умываться).

На первом учебном году с мальчиком проводились занятия по усовершенствованию навыков самообслуживания. Семен научился правильно пользоваться одеждой: на физкультуру без напоминания стал надевать спортивный костюм, на занятия трудом — специальную одежду. В конце года научился чистить зубы и мыть ноги на ночь, аккуратно заправлять постель. Усвоил также некоторые навыки коллективного самообслуживания: участвовал в уборке комнаты, научился поливать комнатные цветы, наводить порядок в шкафу, в тумбочке.

Мальчик был обучен восприятию многих жестов. Потом он стал пользоваться жестами и самостоятельно. В жестовое общение воспитатель стал вводить отдельные (краткие) дактильные слова и отдельные дактильные буквы. Ученик их усваивал.

Нарушение тактильной чувствительности кожи пальцев затруднило обучение мальчика чтению рельефно-точечного шрифта. Специальные приспособления позволили преодолеть и эту трудность.

На втором году обучения с Семеном начались систематические занятия словесным языкам: «разговорным»

 

1 Подробные данные, об усвоении Яной словесного языка будут приведены в следующей книге, посвященной развитию общения.

[225]

(в дактильной форме) и письменным (при помощи рельефно-точечного шрифта).

Таня С. поступила в детский дом для слепоглухонемых в возрасте 8 лет 5 месяцев. Диагноз: последствия заболевания (характер его установить не удалось), перенесенного в четырехлетнем возрасте. Афакия обоих глаз, катаракта. Острота зрения правого глаза 0,01, левого—0,03. Отсутствие речи. Неврит слуховых нервов. Ис­следование слуховой функции при помощи методики то­нальной аудиометрии выявило следующую потерю слуха:

Частоты в герцах            Потеря слуха  в децибелах

125—250                                        70

500                                                  75

1000                                                90

3000—4000                                   100

По словам матери, до 4 лет Таня была нормальным ребенком. В 4 года она перенесла тяжелую дизентерию, после этого заболевания потеряла слух. В пятилетнем возрасте девочка потеряла зрение из-за развившейся катаракты обоих глаз. После операции (экстракции катаракты) на одном глазу (в возрасте 6 лет) и на другом (в возрасте 7 лет) девочке частично вернули зрение. В детский дом слепоглухонемых поступила из семьи, со сформированными навыками самообслуживания: самостоятельно ела, одевалась, раздевалась. Таня умела играть с игрушками. Устной речи у девочки не было, не знала она и дактилологии, не было у нее также и активных жестов. Свои желания, недовольство выражала криком, топаньем ног, качанием головы.

Поскольку девочка умела играть и играла с удоволь­ствием, занятия с ней начались в игровой форме. Играл вместе с ученицей в куклы и другие игрушки, воспитатель обучил ее обозначать жестами предметы и действия с ними. Одновременно с жестами (при некотором опережении их) оказалось возможным обучение девочки отдельным словам. Слова лучше всего усваивались тогда, когда они составлялись из разрезной азбуки, на которой крупно были напечатаны буквы. Составленное слово обо­значалось жестом я подкреплялось восприятием предме­та. Сначала обучение строилось с опорой на остатки зрения.

[226]

Большое значение для развития девочки оказало постоянное общение с Яной К., у которой была развитая жестовая речь. Многим жестам Таня обучилась у Яны.

Программу подготовительного этапа Таня усвоила за первые полгода обучения. За вторые полгода обучения Таня справилась с материалами I класса программы для слепоглухонемых.

К концу первого года обучения она уже спрашивала свою подругу Яну К. словесно (в дактильной форме): «Что это? Кто это?», а та ей дактильно же называла по­казываемый предмет или «говорила» имя человека. К концу года она уже так могла описать свой обед:

 

Я ела суп с хлебом. Я ела кашу с мясом. Я пила компот

 

или утренние режимные моменты:

 

Я спала. Я встала. Я убрала кровать. Я умылась. Я оделась. Я пошла в столовую. Я ела. Я пошла в класс. Я училась.

 

На втором году обучения Таня продолжала успешно овладевать словесным языком. Начала обучаться труду в швейной мастерской (без опоры на зрение).

Лида А. поступила в детский дом для слепоглухонемых в восьмилетнем возрасте. Диагноз: врожденное поражение центральной нервной системы; микрофтальм правого глаза, горизонтальный нистагм обоих глаз, хориоретенит, острота зрения сохранного глаза 0,03, с кор­рекцией — 0,08; врожденная глухота; отсутствие речи.

Исследование слуховой функции при помощи тональной аудиометрии выявило следующую потерю слуха:

Частоты  в  герцах              Потеря слуха  в децибелах

250                                               70

500                                              75

1000                                             80

2000                                             80

3000                                             85

4000                                             90

До поступления в детский дом для слепоглухонемых девочка полгода обучалась в приготовительной группе школы для глухих. Навыками самообслуживания владела. К моменту поступления к нам Лида общалась с окружающими людьми жестами, носившими бытовой характер (есть, спать, умываться, идти). Словесной речи не

[227]

было ни в устной, ни в письменной форме. Первое время воспитанница почти не общалась с другими учащимися, так как жестов у нее было очень мало, а дактильных слов не было совсем. Специальные занятия по развитию общения включали в себя одновременное обучение жестовой, дактильной и письменной речи. Предметы обозначались жестами, давались их дактильные названия, ко­торые записывались на специальные картонные карточки.

В первый год обучения девочка хорошо ориентировалась в помещении и во дворе. Научилась аккуратно заправлять кровать, стирать мелкие вещи. Сделала первые шаги в усвоении навыков работы в швейной мастерской (могла обшить носовой платок). Научилась общаться, используя в основном жестовую речь.

К началу второго года обучения она самостоятельно описала экскурсию в поле и лес:

 

1 сентября. Я видела поле. Растет рожь. Колос. Зерно. Хлеб. В лес грибы, орехи.

 

На втором году обучения могла дактильно ответить на вопросы о том, что ела, куда ходила, что видела во время прогулки или экскурсии. После поездки в Москву на втором году обучения она написала следующее сочинение:

 

Мы в Москву поехали. Мы видели метро. Мы пошли в дом пионеров. В доме много детей. Я видела много игрушек.

 

На третьем году обучения Лида в жестовое общение стала активно (самостоятельно) включать дактильные слова. Приведем примеры самостоятельно написанных сочинений:

 

Вчера праздник. Я пошла в зал. Мы танцевали с Валей. Миша, Саша заяцы. Вова медведь. Миша конь бежал. Он упал. Елка в зале. Весело.

В воскресенье я не училась. Я пошла гулять. На улице тепло. На деревья иней. Я с Надей, Гале играли ударили к мальчиков. Во­ва сильная ударил мальчиков и девочек. Вова устал, упал в снег.

 

На четвертом году обучения Лида могла при помощи дактильной речи вести разговор на определенную тему. Она, например, могла выполнить такое задание учителя, данное ей дактильно: «Лида, поговори с Сережей о том,

[228]

как вы провели летние каникулы». Приведем пример ее письменного сочинения, относящегося к этому времени:

 

Сегодня Лена, Шура ходили на почту. Мама присылала посылку Лене. Тетя дала Лене посылку. Лена сказала: «Спасибо». Лена принесла посылку в класс. Лена сама открыла посылку. Посылки были конфеты, яблоки, фото, открытку. Лена угостила детей и учительница конфетами.

 

На пятом году обучения продолжалась работа по развитию словесного общения. Девочка училась задавать вопросы зачем?, почему?, как?. Училась отвечать на вопросы, правильно употребляя предлоги, ставя правильные окончания. Пример ее сочинения этого времени:

 

Сегодня на уроке арифметики мы играли в магазин. Я пришла в магазин. Я сказала: «Отмерьте, пожалуйста, 2 метра 50 сантиметров ткани». Лена купила в магазине 1 метр 2 сантиметра резинки Продавец отмерил Лене 1 метр 2 сантиметра резинки.

 

На шестом году обучения Лида работала по программе VI класса школы для слепоглухонемых. Овладела навыками работы в швейной мастерской.

Толя Ч. поступил в детский дом для слепоглухонемых, когда ему было 12 лет. Диагноз: последствия органического заболевания центральной нервной системы после менингоэнцефалита, перенесенного в десятимесячном возрасте; глухонемота; практическая слепота с остатками зрения в виде светоощущения.

Исследование слуховой функции при помощи тональ­ной аудиометрии выявило следующую потерю слуха: для частот 125, 250 гц — 65 дб; для частоты 500 гц — 70 дб; для частоты 1000 гц — 70 дб; для более высоких частот остатков слуха не обнаружено.

По утверждению родителей, мальчик родился нор­мальным, но очень слабым ребенком. После 9 месяцев родители заметили, что ребенок не реагирует на звуки. Врачебное обследование констатировало глухоту и резкое понижение зрения как следствие перенесенного менингоэнцефалита. Ходить начал лишь в 3 года. Речь не развивалась.

Восьми лет Толю устроили в школу для глухих детей, где он научился некоторым дактильным словам, письму крупными буквами. Однако из I класса после трех лет обучения мальчик был отчислен из-за ухудшения зрения.

[229]

В детском доме начал учиться по программе I класса для слепоглухонемых учащихся. За шесть лет обучения усвоил материалы шести классов. Общается дактильно. Со слабовидящими глухонемыми общается мимико-жестикуляторной речью. Обучается устной (звуковой) речи. Работает в столярной мастерской. Овладел процессом изготовления булавок.

Анна П. в детский дом для слепоглухонемых поступила, когда ей было 10 лет 9 месяцев. Диагноз: последствия органического поражения центральной нервной системы (родовая травма); ториоретенит, сходящееся косоглазие; острота зрения обоих глаз 0,03; отсутствие речи; тугоухость.

Исследование слуховой функции при помощи тональной аудиометрии выявило следующую потерю слуха:

Частоты в герцах              Потеря слуха в децибелах

125, 250                                        65

500                                               60

1000                                             55

2000                                             55

3000                                             65

4000                                             70

6000                                             85

8000                                             80

У девочки бывают частые головные боли, быстрая утомляемость. Продуктивно может работать только первые два часа.

До поступления в детский дом для слепоглухонемых девочка два с половиной года обучалась в школе для тугоухих, откуда была исключена как умственно отсталая.

Навыками самообслуживания Анна владела. Обща­лась жестами. Но активный жестовый словарь девочки был невелик: есть, спать, одеваться, раздеваться, умываться, туалет, гулять — вот и все жесты, которые она употребляла в общении. Анна умела и любила играть с малышами. От игры со сверстниками она отказывалась. Все делала очень медленно, но с удовольствием помогала воспитателям ухаживать за малышами: одевать их, .кормить, гулять с ними.

Главной задачей обучения Анны было усвоение ею словесного языка. До поступления к нам девочка знала дактильные и письменные буквы, могла дактильно на-

[230]

звать и написать отдельные слова: стол, стул, мяч, кукла. С девочкой были начаты занятия по формированию у нее словесного общения, ее обучали называть предметы и действия с ними. Используя остаточный слух, учили говорить голосом, одновременно работая над постановкой звуков.

После консультации с врачом-офтальмологом девоч­ку было признано целесообразным обучать при помощи рельефно-точечного шрифта Брайля.

Самостоятельное сочинение Анны в конце первого года обучения включало в себя в основном одни названия . окружающих предметов:

 

Спальня

 

Кровать. Матрац. Одеяло. Подушка. Наволочка. Простыня. Шкаф. Тумбочка.

 

На втором году пребывания в детском доме воспитанница овладела фразовой речью. Вот ее самостоятельное сочинение, написанное в конце второго года обучения:

 

Сегодня утром Нина Ивановна пришла. Я сказала: «Здравствуйте». Я заправила кровать хорошо. Нина Ивановна сказала: «Заправила хорошо».

 

Больше ошибок девочка делала в сочинениях на за­данную тему. Примерно в то же время на тему о погоде она написала следующий текст:

 

На улице холодная. Погода холодная. Дует холодный ветер. На деревья не листьев. Люди надела пальто, шапку, ботинки.

 

На пятом году обучения Анна со своими товарищами общается словесной (дактильной) речью, иногда употребляет в общении и жесты, на уроках отвечает звуковой речью.

Воспитанница осваивает материалы VI класса программы для слепоглухонемых учащихся. О степени ов­ладения словесным языком дает, представление сочинение девочки, написанное ею в начале пятого учебного года. Вот оно:

 

После 2 уроков мы пошли на улице. На улице тепло. Сегодня погода хорошая. Солнце светит, греет. Раиса Антоновна взяла мешок. Мы ходили за травой. Я сорвала траву. Сережа не хочет рвал траву. Он хочет играть и бегать. Сережа рвал крапиву. Он жалил крапиву девочек. Девочки кричали. У Сережи болит палец.

[231]

Оля Ш. поступила в детский дом для слепоглухонемых, когда ей было 9 с половиной лет. Диагноз: последствия внутриутробного органического поражения центральной нервной системы; в истории болезни отмечается наличие менингиальных явлений; расходящееся косоглазие, сложный дальнозоркий астигматизм, атрофия зрительного нерва; острота зрения на оба глаза 0,02; двусторонний хронический неврит слухового нерва; глухонемота.

Исследование слуховой функции при помощи тональной аудиометрии выявило следующую потерю слуха: на частоте 500 гц — 95 дб, на частоте 1000 гц — 100 дб.

До поступления девочки в детский дом для слепоглу­хонемых была сделана попытка обучать ее в школе-ин­тернате для глухих. Эта попытка успеха не имела не только потому, что Оля не видела, что пишет учитель на доске, не могла научиться читать речь с лица говоряще­го, но и главным образом из-за отношения к ней других учащихся, которые, пользуясь ее слабым зрением и не­ловкостью, обижали ее.

Первое время в детском доме для слепоглухонемых девочка была очень нервной, непоседливой. Обижала детей, которые не имели остатков зрения. С окружающими детьми Оля общалась жестами, но знала также и отдельные дактильные слова.

По заключению глазного врача девочку стали обу­чать письму и чтению рельефно-точечным шрифтом. В течение первого года обучения девочка очень быстро утомлялась и могла работать лишь два первых утренних урока. Лишь к четвертому году пребывания в детском доме воспитанница научилась плодотворно работать пять уроков.

При поступлении Оля была очень неловкой, не умела соблюдать порядок в тумбочке, в шкафу, небрежно одевалась, плохо ухаживала за своей одеждой, не умела участвовать в общем труде по уборке класса, двора. Через три года обучения девочка во всех этих делах перестала отличаться от других учащихся. Она наравне с другими дежурила в столовой, ухаживала за кроликами, с охотой работала в швейной мастерской. Проиллюстрируем усвоение словесного языка Олей самостоятельно написан­ными ею дневниковыми записями. Первый текст был написан через полтора года обучения девочки у нас.

[232]

Елка. Праздник будет елка. На елке игрушка шары хлопуш. Снегурочка клоуны. Дед Мороз продает подарка.

 

Второй текст написан в середине третьего учебного года.

 

Вчера я пошла в зал. В зале были воспитателей, учителей, дети. Я танцевала с Идой. Я била Лиду (т. е. нечаянно толкнула. — А. М.). Лида сердилась на меня. Тома лиса, и Вова медведь. Медведь упал. Лиса заплакала. Где медведь? Медведь залез на лестнице. Лиса рыссердилась на медведя. Я снежинки, Лида тоже снежинки. Я пошла а спальню. Я взяла из тумбочки мыло, зубной порошок, зубную щетку. Я взяла из кровати полотенце. Я пошла в умываю я мыла руки и лицо. Я чистила зубы. Я пошла спать.

 

На пятом году обучения Оля усвоила материалы VI класса программы для слепоглухонемых.

Галя Р. поступила в детский дом для слепоглухонемых в одиннадцатилетнем возрасте. Диагноз: последствия внутриутробного органического поражения центральной нервной системы; миопия высокой степени, субатрофия сосков зрительного нерва обоих глаз, сходящееся косоглазие, острота зрения обоих глаз около 0,02, с коррекцией 10,00 = 0,04; двусторонний неврит слухового нерва; снижение слуха, обусловившее полное отсутствие речи.

Исследование слуховой функции при помощи тональной аудиометрии выявило следующую потерю слуха:

Частоты  в  герцах              Потеря слуха  в децибелах

125                                              60

250                                              55

500                                              60

1000                                            70

2000                                            70

3000                                            60

4000                                            60

Семи лет девочка поступила в школу для глухих детей. В подготовительном классе обучалась два года, после чего была выведена из школы из-за плохого зрения. Во время учебы не участвовала в общей работе класса, не видела написанного на доске, не могла считывать речь с лица и не видела дактильной и жестовой речи.

При поступлении в детский дом Галя владела навы­ками самообслуживания, общалась жестами. Знала дак-

[233]

тильную и письменную азбуку. Обучение девочки начали по программе I класса слепоглухонемых. Первое время в учебе использовали зрение: девочка училась читать и писать «по-зрячему». Однако через полгода врач-офтальмолог, обследовав состояние зрения, запретил пользоваться «зрительными» методами обучения, и девочку стали обучать рельефно-точечному шрифту. Галя остро переживала переход на осязательный метод обучения. Первое время отказывалась осязательно воспринимать дактильные знаки, писать по Брайлю. Помогли девочке осознать необходимость учиться, читать и писать по Брайлю старшие ученики, которые сами хорошо владели этим методом. Трудности в овладении рельефно-точечным шрифтом встретились лишь при обучении сходным буквам: т и ю, н и з, ъ и ь, й и ч, ж и д, х и ф.

Словесному способу общения девочка обучалась обычными для детского дома слепоглухонемых методами. Жестовое общение постепенно заменялось словесным общением, осуществляемым дактильным способом. Воспитанница училась словесно обозначать свои действия. Названия предметов и действий закреплялись в письменной форме. Ошибки, допускаемые ученицей, тут же исправлялись, и девочка переписывала текст. Галя обучалась вести разговор в вопросо-ответной форме, описывать события, употребляя все более расширяющийся словарь и все более сложные грамматические конструкции. Девочка быстро овладевала словесным языком. Вот ее сочинение, написанное в конце второго года обучения:

Мы пошли книжный магазин. Магазин много книги. Валентина Павловна дала деньги. Тетя дала 6 книги. Мы смотрели книги. Валентина Павловна, Тома, Галя, Толя пошли домой. У Вова день рождения. Я дала Вова книга. Я сказала: «Поздравляю тебя день рождения». Вова сказал спасибо. Мы ели торт, печенье, конфеты. Мы пили чай.

На четвертом году обучения Галя стала с удовольствием читать адаптированные книги. Сама ходила в библиотеку и выбирала себе книги для чтения.

На седьмом году обучения Галя успешно овладела программой VII класса слепоглухонемых учащихся. На­училась говорить голосом. Может самостоятельно работать в швейной мастерской.

Саня Ч. в детский дом для слепоглухонемых поступил

[234]

в возрасте 9 лет 5 месяцев. Д и а г но з: врожденная глу­хота; остатков слуха не обнаружено. Речь не развивалась; в возрасте 7 месяцев мальчику случайно проколо­ли левый глаз; атрофия зрительного нерва правого глаза, концентрическое сужение поля зрения до 5—7°, острота зрения около 0,04. Сращенный рубец роговицы и трав­матическая катаракта левого глаза.

В четырехлетнем возрасте ребенок был определен в дошкольную группу при школе для глухих детей, потом обучался в приготовительном, I и II классах той же шко­лы. Заниматься со зрячими товарищами ему было трудно, так как он не видел надписей на доске и дактильной речи учителя, не мог считывать речь с лица. Зрение стало ухудшаться, и ребенок был переведен в детский дом для слепоглухонемых.

При поступлении мальчик хорошо    ориентировался, хорошо владел навыками самообслуживания, с окружающими общался только жестами, знал дактильный алфавит, однако в общении дактилологией не пользовался, умел читать крупно написанные слова, мог сам писать, пользуясь остаточным зрением, рельефно-точечного алфавита не знал, устной речи не было.

Основной задачей в первые годы было научить Саню словесному языку. Жестовой речью он пользовался на уровне учащихся школ глухих. С учеником стали проводить занятия по «оречевлению» его действий, замене отдельных жестов в процессе мимико-жестикуляторного общения дактильными словами. Саня обучался названиям предметов, с первого же года мальчика стали учить писать дневник, кратко, простыми словами описывать экскурсии.

Об уровне развития словесного языка дает представление самостоятельное сочинение ученика, написанное им на первом году обучения:

 

Я гулял. Саня санки горка. Саня упал. Горка пальто и шапка стег.

 

Основным методом обучения языку было дактильное и письменное описание события, в котором ученик участвовал или свидетелем которого он был. Столь же важное значение придавалось усвоению словесного языка в непосредственном общении с воспитателями и воспитанниками. Текст, подобный приведенному выше, учителем ис-

[235]

правлялся, расширялся и переписывался учеником. Обу­чение употреблению словесного языка в непосредственном общении осуществлялось рядом приемов: побудительная речь (сходи туда, сделай то и т. д.), передача словесного поручения другому ученику, обучение вопросо-ответной форме разговора, формирование умения обратиться с просьбой и т. д.

Для усвоения словесного языка очень важно было приучить мальчика к чтению книг. Сначала он читал спе­циально сочиненные для него тексты, описывающие зна­комые ему события, потом адаптированные тексты, а затем и неадаптированные книги, газеты, журналы. О сте­пени владения словесным языком на шестом году обучения может дать представление самостоятельно написанное Саней сочинение после экскурсии на Опытный завод пластических масс.

27 декабря, пятница. Завод «Пластмасса». В декабре мы с Верой Ивановной были на экскурсии на заводе «Пластмасса». Завод находится в поселке Заречный. От Загорска до деревни Голыгино было 20 километров. После уроков мы с учителями ездили на экскурсию на завод «Пластмасса» в поселок Заречный. Автобус остановился и стоял у высоких гор. Мы вышли из автобуса и ждали начальницу завода. Начальница завода пришла к нам и повели нас на завод. Мы пошли на завод «Пластмасса». На заводе работают рабочие и работницы. Они делают пластмассы. На цехе рабочие принесли мешки с гранулами и высыпали их в бак. В баке гранулы перемешивают и нагреваются, а потом получается масса. Масса под валиками наклеивается на пленку и выходят из машины в большие плиты массы. Из первого цеха мы пошли во второй цех. Во втором цехе работницы-женщины делают мешочки из пленки. Мешочки склеивают и складывают. Работницы дали нам мешочки. Из второго цеха мы пошли в третий цех. В третьем цехе стоят машины, на которых делают различные детали по конструированию. Работницы дали нам различные детали по конструированию, которые делают на машине. Нам понравился это завод «Пластмасса».

На седьмом году обучения Саня занимается по программе IV класса массовой школы. Начал изучать историю СССР.

Мальчик овладел навыками работы в столярной мастерской, научился делать булавки на станках, профессионально работает на станке, изготовляя шайбы к мяг­ким игрушкам для фабрики игрушек.

Ната Ч. в детский дом для слепоглухонемых поступила в десятилетнем возрасте. Диагноз: последствия менингита, перенесенного в двухлетнем возрасте; двусто-

[236]

ронняя атрофия зрительного нерва, миопический астигматизм; острота зрения правого глаза 0,02, левого — 0,06, с коррекцией сферическим стеклом 1,5Е) = 0,09; дву­сторонний неврит слухового нерва, глухонемота.

Исследование слуховой функции при помощи тональной аудиометрии выявило следующую потерю слуха: для частот 125, 250, 500 и 1000 гц — 60 дб; для частоты 2000 гц — 65 дб; для частот 3000 и 4000 гц — 75 дб. Устной речи не было.

До поступления к нам девочка два года была в приготовительном классе школы для глухих. Программу не ус­воила и была выведена из-за слабости зрения. В детском доме для слепоглухонемых выявилось, что Ната может себя обслуживать. Она хорошо ориентировалась, используя остатки зрения. Умела играть с куклами и другими игрушками. Общалась жестами, но знала и дактильные буквы и отдельные слова. Запас дактильных слов — обо­значений конкретных предметов — был невелик — около 20. Девочка умела читать и писать «по-зрячему» отдельные буквы.

Нату нетрудно было научить в первые же недели ее пребывания в детском доме соблюдать режим, аккуратно обращаться со своей одеждой, стирать воротнички, манжеты, носовые платки, чулки, гладить белье. В дни дежурств она вместе с другими воспитанниками научилась убирать класс, спальню, работать в столовой, убирать двор.

Во время общения с другими воспитанниками Ната пользовалась только жестами. Постепенно ее стали приучать заменять отдельные жесты дактилькыми словами. На уроках к концу первого учебного полугодия ученица дактильно называла многие предметы обихода: чашка, блюдце, тарелка, ложка, нож, вилка, стол, хлеб, кран, вода, одеяло, матрац. Освоила дактилирование даже таких длинных слов, как полотенце, умывальня, раковина, покрывало, пододеяльник, простыня, подушка, наволочка.

Занятия по усвоению словесного языка, как и со всеми детьми, включали в себя «оречевление» действий, драматизацию учебных текстов, дактильное и письменное описание экскурсий, прогулок, игр.

В начале обучения была сделана попытка использовать обычную письменную речь. На листе бумаги учи-

[237]

тель писал крупными буквами слова и фразы. Ната читала их и дактилировала. Сама девочка тоже должна была писать обычными «зрячими» буквами, которыми уже владела. Однако она так низко склонялась над крупно написанными буквами, что почти касалась носом бу­маги. После консультации с офтальмологом перешли на обучение при помощи шрифта Брайля. Брайлевский шрифт Ната усвоила быстро. К концу второй четверти первого учебного года она уже могла читать и писать рельефно-точечные буквы.

К концу первого года обучения Нату начали обучать писать дневник. Первое время она при помощи учителя писала простые фразы о том, что ела в столовой утром, в обед, в полдник. Работа над усвоением языка велась параллельно с занятиями по ознакомлению с окружающей жизнью. Педагог знакомил Нату вместе с группой, в которой она обучалась, с постройками около дома, с живым уголком, где жили кролики и морские свинки, с улицей города, со стадионом, с магазином. В учебных рассказах, которые составлял учитель, отражались события из жизни учеников. Например, после прогулки детей, во время которой они играли в снежки, был составлен такой учебный текст:

 

Игра в снежки

 

Саша, Миша, Лена и Ната гуляли во дворе. Ребята играли в снежки. Лена бросила снежок в Мишу. Миша бросил снежок в Лену. Дети, смеялись. Пришла Анна Андреевна. Дети пошли домой.

 

Этот текст, отпечатанный учителем брайлевским шрифтом, Ната читала. Потом каждая фраза текста драматизировалась, т. е. дети при помощи учителя изображали действие, которое обозначала фраза. После этого текст переписывался учениками.

«Оречевление» действий оказалось особенно эффективным методом усвоения словесного языка для Наты. К концу первого года обучения она с небольшой помощью учителя писала следующий текст:

 

Урок лепки

Ната взяла пластилин.

Ната лепила кошку.

Ната лепила мышку.

Ната лепила ведро.

Ната положила кошку, мышку, ведро в шкаф.

[238]

За три года обучения в детском доме Ната усвоила программу подготовительного этапа обучения и материалы I, II и III классов программы для слепоглухонемых учащихся.

Алексей Б. обучался в детском доме для слепоглухонемых и в группе для слепоглухонемых учащихся Института дефектологии АПН СССР. По программе, предна­значенной для слепоглухонемых детей, начал обучаться в возрасте 12 лет 8 месяцев. Диагноз: последствия внутриутробной и родовой травмы; отсутствие правого глаза, глаукома левого глаза, с остротой остаточного зре­ния 0,07; глухонемота.

В 7 лет мальчик был определен в школу для глухих детей. Однако через полгода был выведен из нее из-за слабости зрения и быстрой утомляемости. Около трех лет учился дома.

В детский дом слепоглухонемых Алексей поступил со сформированными навыками самообслуживания, общался жестами, знал дактильную азбуку, умел читать крупный шрифт и писать. Зрение у мальчика ухудшалось, поэтому его стали обучать, используя рельефно-точечный шрифт, который ученик воспринимал осязательно. Дактильную речь он также научился воспринимать осязанием.

Особенностью воспитанника было то, что он очень быстро уставал, отвлекался, на уроках часто засыпал. Приходилось материал давать маленькими порциями. Даваемый материал необходимо было повторять ему больше, чем другим ученикам.

Для характеристики степени владения словесным языком приведем два сочинения ученика, написанных им по заданию учителя. Первое относится к четвертому году обучения мальчика, когда он учился по программе III класса слепоглухонемых. Алексей написал о том, как он с отцом ездил покупать кепку и пальто.

 

Пальто   и    кепка

 

В субботу папа, мама и Алексей ели суп, мясом, огурцы. Мы пили чай. Мы (папа и Алексей) оделись (надели пальто, шапки, шарфы, ботинки). Мы пошли на улицу. Мы пошли гуляли. Мы сели в машину. Мы приехали в магазине. В магазине мы купили пальто и кепка. Мы сели в машине. Мы приехали на машину. Мы пошли гулять. Мы пришли домой.

[239]

Второй текст относится к шестому году обучения мальчика, ,когда он обучался по программе V класса сле­поглухонемых. Тема была задана учителем: «Что я делал вчера после обеда». Ученик написал:

 

Вчера после обеда учителя оделись и ушли домой. Алла Яковлевна, Фаниль и я пошли в класс. Фаниль и я играли в шашки. Алла Яковлевна и я тоже играли в шашки. Мы (я, Фаниль и Алла Яков­левна) пошли в раздевалку, оделись и пошли гулять во дворе. Фа­ниль смотрел доски. Я, Фаниль и Алла Яковлевна пошли в школу, разделись, пришли 3 этаж и пошли в класс. Алла Яковлевна занималась с Фанилем. Фаниль учился. Елизавета Михайловна пришла в класс. Алла Яковлевна ушла домой. Мы (Елизавета Михайлова, я и Фаниль) пошли в столовую и ели картофель с рыбу, хлеб с маслом и пили кофе. Фаниль пошли в душ и мыться. Елизавета Михай­ловна и я играли в домино. Фаниль пошел в класс. Фаниль и я играли в шашки. Ребята и я играли в шашки.

 

На шестом году обучения Алексей занимается по программе V класса школы слепоглухонемых.

Дмитрий X. поступил в детский дом слепоглухонемых в возрасте около 9 лет. Диагноз: последствия органического поражения центральной нервной системы; глухонемота; потеря слуха 70 дб; осложненная миопия обоих глаз высокой степени; острота зрения правого и левого глаз 0,02.

До поступления в детский дом мальчик два года обучался в подготовительной группе школы для глухонемых. Обслуживает себя полностью. Начал обучаться по программе для слепоглухонемых (I класс).

Общается жестами. Начал обучение труду в столярной мастерской.

 

Воспитанники, обучающиеся «п о-з р я ч е м у»

 

Зана С. поступила в детский дом для слепоглухонемых в 10 с половиной лет из семьи. Диагноз: последствия органического поражения центральной нервной системы в результате родовой травмы; микрофтальм, частичная атрофия сосков зрительного нерва; острота зрения обоих глаз около 0,1; глухонемота; потеря слуха в речевом диапазоне частот — 85 дб.

До поступления к нам девочка нигде не обучалась. Почти не умела ходить, ее водили за руку. Навыки само­обслуживания у Заны были развиты недостаточно, но

[240]

она умела самостоятельно есть, снимать и надевать платье и чулки. Жестами не пользовалась и не понимала их.

В первый год девочку обучали навыкам самообслуживания, жестовому общению и первым дактильным словам. Все действия воспитанницы предварялись естественными жестами. В первый же день Зана усвоила жест туалет, через неделю стала понимать жесты есть, спать, одеваться. Вскоре девочка стала и сама употреблять эти жесты. Как только у воспитанницы появились самостоя­тельные жесты, была сделана попытка соотнести их с дактильным словом. Первое дактильное слово, которое девочка стала понимать, а потом и дактилировать, было ее имя — Зана. Овладела она им через четыре месяца после начала обучения в детском доме. Спустя два месяца Зана научилась понимать и дактилировать имена других детей: Таня, Лена, Саша — и имена учителей: Надя, Люся, Клава. Потом она заучила названия одежды, обуви, пищи, предметов в классе.

Немногим больше года у девочки ушло на усвоение программы подготовительного этапа обучения слепоглу­хонемых. Во второй год ее обучения девочка усвоила ма­териалы I .класса программы для слепоглухонемых учащихся. На третьем году обучалась по программе II класса. На четвертом году пребывания Заны в детском доме она обучалась по программе III класса. Ей труднее давалась математика, по этому предмету она несколько отставала, но усвоение словесного языка осуществлялось успешно. Приведем текст самостоятельно написанного сочинения на третьем году обучения:

 

На огороде. Мы пошли в огород. Люся принесла лейку. Я на грядку. Мы сажают семена овощи свекла. Люди работают в поле в огороде.

 

После беседы и проработки текста при помощи драматизации и жестов Зана переписала это сочинение так:

 

На огороде. Мы пошли в огород. Люся сказала: «Зана принеси лейку». Я принесла лейку. Я поливала грядку. На грядке растут овощи: свекла, морковь. Весной люди работают на огороде.

 

Приведем пример работы с «оречевлением» действий на четвертом году обучения. Девочка постирала свою кофточку и повесила ее сушить на веревку. После этого

[241]

учитель предложил ей жестами и драматизацией «рассказать» ему о том, что она делала. Зана жестами и пантомимой изобразила весь процесс стирки. После этого ей было предложено «рассказать» словами (дактильно). В процессе этого рассказа учитель подсказывал девочке отдельные слова, когда она испытывала затруднения. Потом Зана взяла тетрадь и письменно изложила рассказ. Вместе с ученицей учитель исправил ошибки, и Зана еще раз переписала рассказ, который в окончательном виде был таким:

 

Я   стирала   кофту.

Моя (Занина) кофта была грязная.

Я сказала Люсе: «Я хочу стирать кофту».

Я взяла мыло и кофту. Я пошла в умывальную.

Я взяла таз. Я открыла кран с теплой водой.

Я налила воды в таз. Я положила кофту в таз.

Я намылила кофту мылом.

Я стирала кофту. Я выжимала кофту.

Я повесила кофту на веревку.

Кофта стала сухая.

 

Миша Ф. в детский дом для слепоглухонемых поступил, когда ему было 8 с половиной лет. Диагноз: остаточные явления родовой травмы, органическое поражение центральной нервной системы; близорукость высокой степени, сходящееся косоглазие, частичная атрофия сосков зрительного нерва; острота зрения обоих глаз 0,05, с коррекцией 0,1; глухонемота; хронический неврит слуховых нервов.

Исследование слуховой функции при помощи тональной аудиометрии выявило следующую потерю слуха:

Частоты в герцах            Потеря слуха в децибелах

125                                              70

250                                              75

500                                              90

1000                                            90

2000                                            95

3000                                            85

4000                                            95

Мальчик поступил из детского дома для глухонемых, где он был приучен к режиму, овладел навыками самообслуживания, общался мимико-жестикуляторной речью. Миша знал дактильную азбуку, умел писать и читать

[242]

крупно написанные буквы. Знал несколько дактильных слов.

За четыре года обучения в детском доме для слепоглухонемых мальчик усвоил программу подготовительного этапа обучения и материалы I—III классов программы для слепоглухонемых учащихся. Миша с большим удовольствием работает в столярной мастерской. Хорошо выпиливает силуэты животных. По собственной инициативе помогает более старшим воспитанникам в работе по изготовлению булавок.

Сережа Б. в детский дом слепоглухонемых поступил, когда ему было 11 лет. Диагноз: энцефалит в резуль­тате осложнения после гриппа в возрасте 2 года 4 месяца; глухонемота; потеря слуха — 75 дб; снижение зрения, острота зрения правого глаза 0,1, левого — 0,09.

Ребенок родился нормальным. Развивался хорошо: пошел до года, начал говорить. В 2 года 4 месяца заболел гриппом, осложненным энцефалитом. Полтора месяца находился в больнице. После выписки домой мать заметила, что мальчик не слышит и плохо видит. Через полтора года после заболевания окончательно потерял речь.

Сережа был определен в школу-интернат для глухих детей. Обучался два года в приготовительном классе и был оставлен в том же классе на третий год, так как программу не усвоил. Во фронтальной работе класса не участвовал: не мог читать с доски, дактильные знаки видел только перед самыми глазами.

При поступлении в детский дом владел навыками самообслуживания, общался, жестами. Устной речи не было. Знал дактильную азбуку, умел читать, писать «по-зрячему». Словарный запас ученика был крайне беден: он мог продактилировать, написать и прочитать всего несколько слов (мама, папа, стол, дом). Основной зада­чей было обучить мальчика словесному языку как сред­ству непосредственного общения и описательной речи в дактильном и письменном виде. После консультации с врачом-офтальмологом Сережу продолжали обучать «зрительным» методом.

С первого учебного года Сережу начали обучать словесным названиям окружающих его предметов, во время еды знакомили с названиями посуды, пищи. Названия предметов и действий закреплялись в письменной речи.

[243]

Мимико-жестикуляторное общение постепенно  заменялось словесным общением.

Пример самостоятельного сочинения, написанного Сережей на втором году обучения:

 

Я идет быстро. Много люди. Весят флаги. Солнце. Весной тепло.

 

Свое посещение зоопарка летом мальчик на следующий день описал так:

 

Вчера утром пошли поезд. Я лошадь катался. Мы видели волк, лев, тигр, слон, лиса, медведь.

 

Вот сочинение, относящееся к середине пятого года обучения:

 

7 декабря. Суббота. В четверг утром Ольга сказала: «Ты хочешь на лыжи?» Я хочу на лыжи. Я и Ольга пошли вниз. Я взял лыжи. Я надел костюм, брюки, пиджак. Я пошел гулять. Я катался на лыжах во дворе. Я искал Раиса и Боря. Я сказал: «Нет Раиса и Боря». Я и Раиса, Боря ходили в горы. Мы катались на лыжи долго. Боря упал на снеги. Я смеялся. Боря упал много. Я катался на лыжах на горы. Боря катался на лыжи а упал на реке. Я смотрел юноши и девушки катались на лыжи. Раиса сказал: «Ноги озябли». Мы катались домой.

 

На шестом году обучения Сережа освоил материалы VI класса программы для слепоглухонемых учащихся. Работает в столярной мастерской на станках, изготовляя булавки.

Люда С. поступила в детский дом слепоглухонемых недавно, когда ей было уже 15 лет. Диагноз: последствия родовой травмы, органическое поражение центральной нервной системы; спастический плексит, правосторонний парапарез; близорукость высокой степени с изменениями глазного дна; острота зрения около 0,05, с кор­рекцией 14,0 В = 0,1; глухонемота.

Исследование слуховой функции при помощи тональной аудиометрии выявило следующую потерю слуха:

Потеря слуха в децибелах Частоты  в  герцах

1000                                              95

2000                                             100

3000                                             95

До поступления в детский дом Люда обучалась в школе-интернате для глухих учащихся, где окончила

[244]

пять классов. Девочка полностью себя обслуживала. Об­щалась жестами. Умела писать и читать «по-зрячему». Запас слов у Люды, видимо, большой, однако грамматическим строем словесного языка девочка овладела недостаточно хорошо. О степени владения Людой словесным языком дает представление сочинение, написанное воспитанницей через полгода после поступления в детский дом для слепоглухонемых.

 

Как я кормила кроликов

 

Мы ходили в сарай. Я ходила с Галей, с Леной. Галя резала свеклу. Я ломала хлебов в корзинку. Я открыла в клетку. Кролики убежали в клетку. Мальчики носили в клетку для кроликов. Кроли­ки ели траву, хлеба, свеклу. Я давала хлеба для кроликов. Галя давала свеклу для кроликов. Лена давала траву для кроликов. Са­ша ходил в крыше (на чердак.—А. М:). Саня собирал траву в кор­зинку. Саша дал в корзинку к Гале. Кролик любит сухое хлеба, листья. Девочки убрали листья за граблями. Я убирала листья в ведре. Я бросила листья на поле (на пол. — А. М.).

 

После консультации с врачом-офтальмологом с девочкой начались занятия по учебникам для III класса школы слабовидящих.

Саша К. поступил в детский дом для слепоглухоне­мых в одиннадцатилетнем возрасте. Диагноз: врожденная атрофия дисков зрительного нерва обоих глаз; острота зрения около 0,1; снижение слуха после гриппа, перенесенного в шестилетнем возрасте.

Исследование слуховой функции при помощи тональной аудиометрии выявило следующую потерю слуха:


Частоты в герцах               Потеря слуха в децибелах

500                                                            75

1000                                                          65

2000                                                          40

3000                                                          75

4000                                                          70

6000                                                          85

 

До поступления в детский дом мальчик обучался в школе-интернате для слабослышащих детей. Новый учебный материал воспринимал там при индивидуальном обучении. Ухудшение зрения заставило перевести мальчика в детский дом для слепоглухонемых.

По заключению врача-офтальмолога Сашу следует обучать при помощи шрифта Брайля.

[245]

Шура Ч. поступил в детский дом в девятилетнем возрасте. Диагноз: последствия внутриутробного менингоэнцефалита; субатрофия левого глазного яблока, резкая афакия правого глаза; острота зрения сохранного глаза с коррекцией 0,1.

Особенностью мальчика является то, что он поступил с имеющейся у него устной (звуковой) речью, которой его обучили дома, когда у Шуры был более сохранный слух. При обследовании в детском доме у него потеря слуха — 50 дб. В настоящее время основной задачей обучения воспитанника является сохранение и развитие его речи, обучение его чтению и письму.

С Шурой проводятся занятия по обучению грамоте, по развитию словесного языка.

 

Воспитанники с выраженными остаточными явлениями заболевания центральной нервной системы в виде умственной   недостаточности, с   астенией,   двигательными  нарушениями

Тата П. в детский дом для слепоглухонемых поступила в десятилетнем возрасте. Диагноз: последствия органического внутриутробного поражения центральной нервной системы, умственная отсталость; атрофия дисков зрительных нервов, острота зрения: правый глаз — 0,03, левый глаз — 0,04; хронический неврит слуховых нервов.

Исследование слуховой функции при помощи тональной аудиометрии выявило следующую потерю слуха:

Частоты в герцах            Потеря слуха в децибелах

125                                              60

250                                               65

500                                               60

1000                                            70

2000                                            100

5000—6000                                больше 100

В детский дом для слепоглухонемых девочка поступила из школы для глухонемых, где она несколько лег училась в приготовительной группе и откуда была исключена, так и не усвоив ее программы. Кроме нарушения зрения и слуха и отсутствия речи у девочки имеется

[246]

двигательная недостаточность (резкая, порывистая походка, нарушение координации движений, тремор). Двигательные расстройства мешают формированию у девочки навыков самообслуживания и бытового труда. Несмотря на это, воспитанница обучилась самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, снимать и надевать обувь (не могла лишь обучиться завязывать шнурки).

У девочки пытались сформировать средства общения: жесты, словесный язык, как в разговорной (дактильной), так и в письменной (брайлевской) форме. Однако умственная отсталость воспитанницы препятствовала успешному ее обучению. За четыре года пребывания в детском доме девочка усвоила лишь те жесты и слова, которые для нее много раз повторялись воспитателем, научилась повторять за учителем любые слова, переписывать тексты и воспроизводить их по памяти. Однако наибольшие трудности, чаще всего неодолимые, вызывает соотнесение словесного материала с тем, что он обозначает.

Инна А. в детский дом слепоглухонемых поступила в возрасте 6 лет 5 месяцев. Диагноз: последствия родовой травмы, глухонемота (неврит слуховых нервов), недоразвитие глазного яблока и дефект радужной обо­лочки; острота зрения: правый глаз — 0,1, левый глаз — 0,05; потеря слуха превышает 80 об; в истории болезни девочки отмечается умственная отсталость.

До поступления в детский дом Инна находилась дома, где ее обучили некоторым навыкам самообслуживания. Она правильно ела, хорошо ходила, с некоторой помощью взрослых могла одеться и раздеться, У девочки было выработано несколько естественных жестов, которые она использовала в общении с окружающими. Инна оказалась капризным ребенком. Попытки обучать ее пра­вильному поведению встречала криком, плачем, топаньем ногами. В столовой девочка могла сбросить со стола хлеб, посуду. Мягко, но настойчиво приучали Инну правильно себя вести. Была начата систематическая работа по совершенствованию у нее навыков самообслуживания, по развитию жестовой речи, а потом и по формированию словесной (дактильной и письменной) речи. Состояние зрения ребенка (с разрешения врача) позволяло в обучении девочки использовать зрение.

При обучении Инны нужно было особенно внимательно следить за тем, чтобы учебный материал, предлагае-

[247]

мый ей, был связан с ее непосредственной практической жизнью.

За первый учебный год девочка научилась значительно аккуратнее и быстрее одеваться, раздеваться, стирать носки, носовые платки, воротнички, трусики. Научилась вместе с другими воспитанниками производить уборку в спальне, в классе, в столовой. Научилась кататься на санках, прыгать через веревочку, ловить мяч двумя руками. Усвоила жестовые названия обиходных предметов: посуды, одежды, предметов, связанных с умыванием, едой. Стала жестами обозначать действия. Легко выполняла поручения, данные жестами, например, такие: Принеси веник. Принеси ведро воды. Убери совок. Инна усвоила написание букв и дактильное их обозначение.

В следующем учебном году Инна усвоила дактильное обозначение своего имени, имена детей в группе. Правильно дактилировала и понимала слова стул, стол, парта, класс, каша, суп, щи, чай, масло, нож, ложка, чашка. Выучилась дактильно говорить спасибо, здравствуйте, до свидания. Делались попытки научить девочку в непосред­ственном «разговорном» общении некоторые жесты заменять дактильными словами. Однако эту задачу она не приняла, а когда педагог настаивал, стала употреблять то и другое: сделав жест, «проговаривала» его и дактильно. После того как педагог продолжал настаивать, чтобы ученица давала дактильное слово, а не жест, де­вочка стала дактилировать слово, а потом, как бы сомневаясь в том, что ее понимают, подтверждала это слово жестом. Так она «говорила» следующие слова и жесты: спать, гулять, есть, до свидания.

В следующие два учебных года Инну продолжали обучать дактильному общению, названию предметов и ввели новые виды занятий: «оречевление» действий, писание дневника, описание картинок (ее зрение достаточно, чтобы видеть близко поднесенную к лицу картинку), чтение учебных текстов и письмо. Однако усвоение словесного языка происходило очень медленно. У девочки оказалась нарушенной память. Запоминание новых слов было непрочным. Чтобы компенсировать плохую память, новые слова записывались крупными буквами на отдельные карточки. Когда Инне давалось задание «оречевить» действие или сделать дневниковую запись, она пользовалась этой картотекой слов.

[248]

К концу четвертого года обучения таким образом она могла составить, например, такой текст:

 

Я спала. Я встала. Я взяла. Я села. Я играла.

 

На пятом году обучения Инна умеет читать, писать, отвечать на простые вопросы затверженными ответами. Однако она не умеет работать самостоятельно. Ее надо постоянно контролировать и направлять. Как только девочку оставляют одну, она сразу же перестает выполнять задание. Преодолеть этот недостаток не удается.

Дима Д. поступил в детский дом для слепоглухонемых в десятилетнем возрасте. Диагноз: остаточные явления органического поражения центральной нервной системы (после внутриутробного энцефалита), левосторонний гемипарез; миопия высокой степени с изменением глазного дна; острота зрения обоих глаз 0,1, с коррекцией 9 О около 0,3; двусторонний хронический неврит слухового нерва.

Исследование слуховой функции, проведенное мето­дом тональной аудиометрии, показало следующую поте­рю слуха:

Частоты в герцах                Потеря слуха в децибелах

125—250                                        70

500—1000                                      80

2000                                               95

3000                                             100

Мальчик по физическому развитию отстает от нормы. Внешне он выглядит шестилетним ребенком.

До поступления в детский дом для слепоглухонемых один год находился в детском доме для глухонемых. Потом два года обучался в I классе школы для тугоухих детей, программу I класса не усвоил и был исключен из школы. В детском доме для слепоглухонемых хорошо ориентировался при помощи зрения. У мальчика сформированы навыки самообслуживания. С окружающими общался мимико-жестикуляторной речью. Знал словесные названия предметов в классе, одежды, обуви. Дактильные слова сопровождал устным проговариванием. Устная речь недостаточно внятная.

Основная учебная задача первого года обучения — овладение словесным языком. Мальчик обучался общаться словесной речью в дактйлыюй форме, дактильно и письменно (крупными буквами) описывать практические

[249]

действия, экскурсии. Вот одно из первых сочинений ученика.

 

Я надел шапка, пальто. Я пошел гулять. Я на улице листья. Я видел падать. Я лист собрал.

 

На втором году обучения Дима Д. проходил материалы II класса программы для слепоглухонемых. Вот его сочинение, написанное самостоятельно после экскурсии в парк.

 

Мы пошли в парк. Мы пошли в горы. Я играл. Мы взяли собирали коричневые, желтые, красные клен, листьев. На деревьях падают листьяв. Мы пошли домой.

 

Тексты, самостоятельно написанные воспитанником, исправляются, расширяются учителем и переписываются учеником. Усвоение грамматического строя языка и расширение словаря воспитанника как в общении, так и в описательной речи происходит медленно. Успешному обучению мешает быстрая утомляемость мальчика, связан­ная с его заболеванием. Трудовому обучению мешает парез левой руки.

Сайт создан в системе uCoz