Глава IV
ВОСПИТАННИКИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ГРУПП
Практика обучения воспитанников Загорского детского дома слепоглухонемых показала, что учащиеся, страдающие поражением зрения, слуха и речи, в состоянии овладеть как общеобразовательными знаниями, так и навыками производительного труда.
Изучение физического и психического развития учащихся выявило необходимость дифференцированного подхода к обучению различных групп воспитанников. К началу 1969/70 учебного года в детском доме было отобрано 12 воспитанников, которые могли обучаться профессиональному труду, работать в качестве надомников в одной из трудовых артелей Всесоюзного общества слепых и одновременно продолжать обучение необходимым в практической жизни общеобразовательным предметам.
Из этих воспитанников составили четыре учебно-про-
[250]
изводственные группы. Учебный план для этих групп был следующим:
Труд в мастерских — 24 часа в неделю
Русский язык — 8 часов в неделю
Конституция СССР — 1 час в неделю
Математика — 1 час в неделю
Предметный урок — 2 часа в неделю
Всего 36 часов в неделю
Кроме обучения труду и общеобразовательным предметам с каждой группой проводится воспитательная работа по количеству часов, равная воспитательной работе на школьном этапе обучения.
Общеобразовательная подготовка состоит из изучения предметов, необходимых воспитанникам в жизни. Практическому владению словесным языком ученики обучаются, как на уроках русского языка, так и на уроках по другим предметам. На занятиях по математике воспитанники овладевают счетными навыками, нужными в бытовой жизни и труде. Предметный урок включает знакомство с явлениями природы и в основном с работой общественных учреждений (почта, магазин и т. д.).
На уроках конституции объясняют права и обязанности граждан СССР.
Увеличение часов по труду до 24 в неделю вызвано необходимостью подготовить воспитанников к практической жизни, к профессиональному труду по конкретной профессии с учетом их особенностей, необходимостью привить навыки домоводства и самообслуживания.
Часы, отведенные на труд, включают следующие виды работ:
1) знакомство с техникой безопасности при работе на станках
и технических приспособлениях;
2) изучение трудового оборудования;
3) формирование
навыков работы на станках и технических
приспособлениях.
В итоге воспитанник овладевает одним из видов профессионального труда (швея, сверловщик, сборщик, штамповщик и др.).
В зависимости от пола воспитанников, уровня их развития и сохранности зрения они работают в следующих производственно-бытовых мастерских при Загорском детском доме: а) столярной, б) швейной, в) слесарной, г) ка-
[251]
бинете домоводства (с учебной кухней), д) помещении бытового самообслуживания (стирка, глажение, починка одежды и т. д.).
Количество воспитательских часов определяется необходимостью постоянного присутствия и руководства всей жизнью и деятельностью воспитанников взрослого педагога-воспитателя в течение всего периода бодрствования слепоглухонемого воспитанника.
В воспитательские часы осуществляются все режимные моменты (подъем, физзарядка, туалет, принятие пищи, прогулки, подготовка домашних заданий, проведение экскурсий, собраний и общественных мероприятий).
Особенности обучения и развития воспитанников учебно-производственных групп, наличие у них разных клинических последствий заболевания обусловливают целесообразность рассмотрения «каждой группы в отдельности.
В первую группу вошли учащиеся Владлен П., Владислав Т. и Валя Б. Они обучались в детском доме для слепоглухонемых со времени его организации. Владлен П. и Владислав Т. — с 1963 г., Валя Б. — с 1964 г. Вторая группа состоит из воспитанников Любы X., Нади К. и Вовы Л. В детском доме они находятся год-два. Третью группу составляют два ученика: Коля Б. и Борис Г. Они недавно поступили в детский дом из школы слабослышащих. У них имеются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкую речь. Четвертая группа состоит из воспитанников Михаила Н., Мары Л., Вали П., Анатолия Т. У них кроме нарушения зрения, слуха и отсутствия речи диагностированы последствия поражения центральной нервной системы в виде астенического состояния, двигательных нарушений и умственной отсталости разной тяжести.
Все воспитанники учебно-производственных групп до поступления в детский дом для слепоглухонемых обучались в школах для глухих детей. Исключение составляет лишь Валя П., который до поступления в детский дом нигде не обучался. Правда, обучение многих из них в школе для глухих сводилось к простому пребыванию там без всякого продвижения вперед в течение иногда нескольких лет. Иллюстрацией этого может служить отрывок из письма директора одной из школ для глухих: «...Владлен П. шестой год учится в I классе: не может читать, так как не видит, не может списывать с доски,
[252]
пишет не по строчкам. В школе мы учим его из-за гуманности к нему».
Рассмотрим диагностические данные и краткие истории обучения воспитанников этих групп.
Первая группа
Владлен П. Поступил в детский дом для слепоглухонемых в четырнадцатилетнем возрасте. Диагноз: последствия внутриутробного поражения центральной нервной системы; атрофия зрительного нерва обоих глаз; острота зрения 0,01, с коррекцией 0,06; двусторонний неврит слухового нерва; глухонемота.
Исследование слуховой функции методом тональной аудиометрии выявило следующие потери слуха:
250 65
500 75
1000 95
2000, 3000 100
Перед поступлением в детский дом для слепоглухонемых мальчик пять с половиной лет обучался в школе для глухих. Программу I класса школы глухих усвоить не мог. При поступлении в детский дом Владлен хорошо владел навыками самообслуживания, общался при помощи мимико-жестикуляторной речи, знал дактильный алфавит, мог писать крупными буквами и читать крупный шрифт. Словарный запас ученика был очень мал. Он мог назвать дактилыю лишь несколько бытовых предметов. В общении слов не употреблял совсем. Описать свои действия словами не мог.
Начал обучаться по программе I класса для слепоглухонемых учащихся. Большие трудности встретились при замене отдельных жестов в мимико-жестикуляторном общении дактильными словами. Им легче усваивалась описательная словесная речь. Первые тексты, которые самостоятельно писал ученик, были просты и содержали много ошибок: «Я сел автобус», «Я ходил столовая». На пятом году обучения Владлен владел большим словарным запасом и мог писать сложные тексты. Приведем сочинение, самостоятельно написанное в V классе.
[253]
26 декабря, понедельник
3 и м а
Наступила зима. На улице падает снег. Зимой сильные морозы. На деревьях и кустах лежит иней. Река Конгура покрылась льдом. На крыше лежит снег. В доме топили печь. Дети катались с гор на лыжах и на санках. Дети играли в снежку. Ребята лепят в снежную бабу. Дети сделала кормушки для птиц. Дядя разбил ломом лед в пруду. Дядя ловил рыбу. Они катались на коньках на пруду. Ребята играли в хоккей. Весело-весело встретили Новым годом.
Как видим, тут еще много ошибок в последовательности изложения, в употреблении предлогов, в окончаниях.
А вот самостоятельное сочинение, .напечатанное на брайлевской машинке (шестой год обучения).
26 декабря, пятница
Экскурсия на завод «Заречный»
Утром мы с группами 12, 13, 14 сели в машину. Автобус поехал по шоссе. Затем мы с учителями пришли на завод. Этот завод пластической масс находится в поселок «Заречный». В первом цехе делают пластмассов и плиты. Из гранул засыпают в бункер. В бункере расплавляют гранулы. Они становятся жидкие. Жидкие вытекают лентой из машин. Из затвердевают потом ленты режут на плиты. Из первого цеха мы пошли в второй. На втором цехе делают пленочную ткань для мешочков. В цехе наматывали на валик пленочную ткань. В третьем цехе мы увидели есть литьевые машины. Литьевые машины делают фигурные рамки.
В этом сочинении также еще много ошибок в употреблении предлогов, в согласовании слов в числе и падеже. Но видно, что усвоение грамматического строя словесного языка значительно улучшилось.
Владлен с самого начала обучения проявил интерес к труду. Он с удовольствием работал с «конструктором», собирая разные довольно сложные конструкции: машины, ракеты, краны. Работал в швейной и столярной мастерских. Хорошо и быстро освоил процесс изготовления английских булавок на станках.
На седьмом году обучения в детском доме для слепоглухонемых Владлен усвоил материалы VII класса программы для слепоглухонемых. Профессионально работал в столярной мастерской, изготовляя шайбы к мягким игрушкам по заказу фабрики игрушек, вешалки для одежды и другие предметы. Со взрослыми и со старшими воспитанниками общался при помощи словесной речи в дактильной форме.
[254]
Владислав Т. поступил в детский дом для слепоглухонемых, когда ему было 13 лет. Диагноз: последствия врожденного органического заболевания центральной нервной системы; первый ребенок в семье родился глухим, вторым ребенком был Владислав — тоже от рождения глухой; потеря слуха у него — 75 дб. Отсутствие левого глазного яблока, пигментное перерождение сетчатки правого глаза, субатрофия соска зрительного нерва; острота зрения 0,06.
В течение пяти лет мальчик обучался в школе для глухих детей. Однако в классных занятиях, по характеристике учителей, участия почти не принимал, не усвоил даже программу I класса. В детский дом для слепоглухонемых мальчик поступил с хорошими навыками самообслуживания. Общался при помощи мимико-жестикуляторной речи. Владислав умел читать и писать «по-зрячему», но словарный запас у него был чрезвычайно беден, и в общении он словами не пользовался..
Мальчик с большим трудом и неохотой учился общению при помощи слов. Мимико-жестикуляторная форма общения казалась ему понятнее и удобнее.
Владиславу, так же как и его товарищу по группе Владлену П., оказалось легче овладевать словесным языком в описательной форме, а не в форме непосредственного словесного общения. Первые тексты, написанные им, были просты. Например:
Я катался на санки горка. Саша упал горка. Пальто и шапка снег (Я катался на санках с горки. Саша упал с горки. Пальто и шапка были в снегу.—А. М.). (Второй год обучения.)
Вчера утром я встал, заправил кровать. Я сделал зарядку в зале. Пришла Вера Ивановна к нам. Потом мы (я, Владлен П. и Саша Ч.) пошли завтракать. Я пришел в класс и сел за столом. Мы с Верой Ивановной учились на уроке. У нас были 5 уроков. Вера Ивановна ушла домой. После обеда пришел Николай Иванович к нам. Мы (я, Владлен П., Саша Ч., Толя Ч., Галя Р.) пошли на обед. Мы пошли гулять во двор. Я катался на качелях... В 7 часов мы пошли ужинать. В зале дети пошли вокруг круга. Ребята танцевали в зале. Я и Владлен П. ходили на руках. Владлен П. разговаривал жестами с Сергеем С. Я пошел умываться. Я лег спать. (Пятый год обучения.)
Третьего марта, в воскресенье после полдника мы с Верой Ивановной пошли пешком в детскую библиотеку. Детская библиотека находится на Воловой улице. Там в детской библиотеке есть читальный зал. В читальном зале дети и школьники читали книги в библиотеке... В читальном зале библиотекари работают книги. Библиотекари выдают книги. На полках стояли много книг, журналов и
[255]
газет... В нашей школе ребята читают книгу пальцами. Вера Ивановна взяла три книги. Мы принесли книги и вернулись дежой. Целый день мы прочитали книги. В классе я читал книгу и записал много слов из книги в словарь. В книге трудных слов. Во сне я читал книгу. Шестнадцатого марта после обеда мы с Верой Ивановной ходили в город, в детскую библиотеку... Мы отдали старые книги у библиотекаря... Мы взяли книги и дали библиотекарям. Библиотекарь записала нас книги. Мы принесли книги и вернулись домой. Я люблю читать книги. (Шестой год обучения.)
На седьмом году обучения Владислав в детском доме учился по программе VII класса слепоглухонемых. Со слабовидящими глухонемыми продолжал общаться мимико-жестикуляторной речью. Со взрослыми разговаривал словесной (дактильной) речью. Так же как и Владлен, занят профессиональным трудом в столярной мастерской.
Валя Б. поступила в детский дом для слепоглухонемых в шестнадцатилетнем возрасте. Диагноз: органическое поражение центральной нервной системы после перенесенного на втором году жизни коревого энцефалита; стойкое помутнение роговицы обоих глаз; острота зрения лучшего глаза (правого) около 0,05; хронический неврит слуховых нервов, глухонемота.
Исследование слуховой функции при помощи тональной аудиометрии выявило следующую потерю слуха:
Частоты в герцах Потеря слуха в децибелах
125, 250 60
500 75
1000 90
2000 90
3000 70
4000 70
6000 70
8000 75
Валя была переведена в детский дом для слепоглухонемых из V класса школы глухих. По состоянию знаний словесного языка она была определена в III класс детского дома. Общалась при помощи мимико-жестикуляторной речи.
Для характеристики уровня владения Валей словесным языком приведем два самостоятельных сочинения, написанных ею на пятом году обучения в детском доме. Первый текст был написан после экскурсии в столярную мастерскую, второй является дневниковой записью.
[256]
Столярная мастерская
Столярная мастерская находится в подвальном помещении. В столярной мастерской есть планки, бруски, фанера и доски. В столярной мастерской есть стоят три станка: циркулярный и токарный, станок сверлильный по дереву и отверстия. На циркулярном станке распиливают на бруски. Дмитрий Пахомович распиливал на две месте. На сверлильном станке мы (я, Надя, Тома и Лидия Ивановна) сверлили отверстия. В мастерской есть три верстаки. На верстаках собирают детали, игрушечные изделие. В мастерской в шкафу много хранятся изделия и инстументы. Дмитрий Пахомович — учитель работает в столярной мастерской. Дмитрий Пахомович учит мальчиков труду.
Запись в дневнике:
Вчера мы (я, Надя и Тома) дежурили по столовой. Я, Надя поставили на стол посуду. Ребята пришли завтракать. После завтрака я и Надя собирали посуду, поставили посуду на стол в мойку. Надя и Тома мыли посуду. Я вытирала столы тряпкой, потом подметала пол веником. Надя мыла пол тряпкой в мойке. Я и Надя накрывали посуду на столы к обеду. Мы пошли на урок. На уроках мы писали контрольную работу по природоведению ответить на вопросы. После уроков мы пошли обедать. После обеда мы собирали грязную посуду и мыли посуду. Я вытирала столы тряпкой, подметала пол веником. Мы поставили на стол чашки, хлебницы с хлебом. Мы пошли в класс. Днем пришла Любовь Ивановна. Я печатала на зрячей машинке «График дежурств по классам и по спальням». Мы полдничали. Мы мыли посуду. Мы не гуляли на улице. Мы учились на уроках. Мы отдыхали.
На шестом году обучения Валя проходит программу IV класса массовой школы.
В настоящее время с ней можно разговаривать при помощи словесного языка (в дактильной форме). Она пишет дневник. Печатает на брайлевской машинке. Овладела печатанием и на обычной плоскопечатной машинке (слепым методом). Читает книги, напечатанные крупным шрифтом (учебники для школ слабовидящих), но в связи с ухудшением зрения все более и более переходит на чтение книг, напечатанных рельефно-точечным шрифтом.
Валя занимается профессиональным трудом в швейной мастерской, хорошо владеет швейной машиной.
Вторая группа
Люба X. в детский дом слепоглухонемых поступила в восемнадцатилетнем возрасте. Диагноз: остаточные явления органического заболевания центральной нервной
[257]
системы; пигментная дегенерация сетчатки обоих глаз, катаракта, острота зрения обоих глаз 0,1; глухонемота. Исследование слуховой функции по методике тональной аудиометрии выявило следующую потерю слуха:
Частоты в герцах Потеря слуха в децибелах
250 80
500 90
1000 100
2000 100
3000 100
До поступления в детский дом для слепоглухонемых Люба училась в VII классе школы глухих. Согласно документам, она кончила VII класс. При обследовании ее знаний, однако, оказалось, что словесным языком она владеет плохо. Общалась исключительно при помощи мимико-жестикуляторной речи. Уровень владения словесным языком может быть проиллюстрирован ее самостоятельным сочинением, написанным через пять месяцев после начала обучения в детском доме.
Летом я чистила погода. Наступила ясное лето. Я купила на улице. Мы ездили на автобусе. В лесу стоит цветок. Девочки собирают цветы. Я играли в лето. Сейчас пошли в каникулы. Дождь стрит в воду. Цветами упала я дожду. Голубь пошли в небо. Мы ходили во дворе. Я играла во двор. Пошли на улице. Моя в школе есть библиотека. Летом стоит я хорошо. В полях шумела в воду.
В этом сочинении нет последовательности изложения событий, отсутствует согласование слов. Смысл всего сочинения и многих отдельных фраз понять невозможно. Ученица не могла и жестами последовательно изложить то, что она хотела сказать. Сочинение представляет собой набор не связанных друг с другом словосочетаний.
Занятия с ней пришлось начать с формирования первых элементов словесного языка: с «оречевления» ее действий, писания дневника.
Начали обучать воспитанницу труду.
Надя К. поступила в детский дом для слепоглухонемых, когда ей было около 19 лет. Диагноз: последствия органического заболевания центральной нервной системы после перенесенного в двухлетнем возрасте менингоэнцефалита; пигментный ретинат, сложный, близорукий астигматизм; острота зрения с коррекцией 0,2; двусторонний неврит слухового нерва; глухонемота.
[258]
Исследование слуховой функции по методике тональной аудиометрии выявило следующую потерю слуха: на частоте 250 гц потеря слуха составляет 75 дб, на частоте 500 гц — 90 дб.
До поступления в детский дом для слепоглухонемых Надя окончила восемь классов школы глухих. Общалась она исключительно при помощи мимико-жестикуляторной речи. Словесным языком владела очень плохо. Дактильная и письменная («по-зрячему») словесная речь была по сути дела набором слов, грамматически не связанных друг с другом. Обучение осложнялось тем, что Надя не хотела учиться словесному языку, так как не видела в этом необходимости — она обходилась жестовым способом общения. Заинтересовало ее писание писем родным, к которым она была привязана. Каждый день Надя училась писать письма. Учитель исправлял их, ученица переписывала. Используя зрение, ее учили также придумывать и делать подписи к картинкам. Потом перешли к составлению письменных текстов, описывающих картину, серию последовательных картинок. Для усвоения словесного языка была использована также склонность Нади общаться с младшими учащимися детского дома. Тем, у кого были остатки зрения, она показывала картинки (она сама умела их рисовать) и рассказывала их содержание.
Два года обучения Нади в детском доме для слепоглухонемых не изменили ее способа общения: она по-прежнему общается только мимико-жестикуляторным способом. Однако словесным языком в письменном виде Надя владеет значительно лучше. Она стала регулярно писать дневник, печатает на брайлевской и обычной плоскопечатной машинках, свободно пишет письма. Для характеристики уровня ее словесной письменной речи приведем одну из дневниковых записей.
2 октября 1969 года. Лавра. После уроков мы ходили в Лавру в музей. Все смотрели как машины приехали из разных страны в Лавру. В Лавре очень красивые каменные, серые плиты. Мы видели разные скульптуры рыцарей. В музее я видела красивых сундуки, посуду, горшки, прялки, санки, бочки, игрушки, набивные сарафаны. Мне всего больше понравились игрушки и посуда в музее.
Надя успешно занимается трудом. Она не только овладела всеми видами труда в швейной мастерской и сейчас хорошо шьет платья, белье и т. д., но научилась также изготовлению английских булавок на станках. Кроме
[259]
того, она охотно ухаживает за животными и хорошо выполняет все виды бытового труда.
Вова Л. в детский дом для слепоглухонемых поступил, когда ему было около 16 лет. Диагноз: остаточные явления перенесенного в раннем детстве (точный возраст не выяснен) менингоэнцефалита; миопический астигматизм правого глаза, травматическая катаракта левого глаза; острота зрения правого глаза около 0,01, левого — 0; глухонемота.
Исследование слуховой функции методом тональной аудиометрии выявило следующую потерю слуха:
Частоты в герцах Потеря слуха в децибелах
125, 250, 500 55
1000, 2000 60
3000 65
6000 70
В детский дом Вова поступил, окончив шесть классов школы глухих. Общается при помощи мимико-жестикуляторной речи. В общении со слышащими употребляет отдельные фразы устной речи. Устно говорит так: «все сломай» вместо все сломал; «я раньшэ люче видай» вместо я раньше лучше видел; «скоро полючи денег» вместо скоро получу деньги; «Валя есть денег?» вместо Валя, у тебя есть деньги?; «она нет болел» вместо ее нет, она больна. Почти каждое слово произносит с неправильным ударением. Вова практически ничего не видит, читать и писать «по-зрячему» не может. Его сразу стали обучать письменной брайлевской форме речи и считыванию рукой дактильных слов.
Для характеристики уровня владения им словесным языком приведем пример дневниковой записи.
Вчера на обеде я кушаю щи с хлебом, картофель с огурцом и кисель. Я с Борей пошел в мастерскую. Я делаю пружины булавки. Миша красил на игрушки. Боря делает на станке. Миша всегда кричал и смеелся в комнате. Мы кончились делать булавки, а Миша надел пальто, шарф и кепка. Боря говорил к Вова, держал не пускай Мише. Боря закрыл в дверью. Мы пошли домой. Я взял мыло и пошел умываться.
Вова быстро и хорошо овладел навыками изготовления английских булавок на станках. Охотно работает в столярной мастерской.
[260]
Третья группа
Коля Б. поступил в детский дом для слепоглухонемых, когда ему было около 16 лет. Диагноз: последствия органического поражения центральной нервной системы после менингоэнцефалита, перенесенного в 2 с половиной года; миопия высокой степени, острота зрения: правый глаз — 0,06, левый глаз — 0,04, с коррекцией 11D = 0,2; тугоухость.
Исследование слуховой функции методом тональной аудиометрии выявило следующую потерю слуха:
Частоты в герцах Потеря слуха в децибелах
125 50
250 45
500 50
1000 75
2000 65
3000 60
4000 80
6000 85
Коля был переведен к нам из школы для слабослышащих и позднооглохших. Основной способ общения у Коли — мимико-жестикуляторная речь. Со слышащими ученик общается при помощи устной (звуковой) речи. Слов знает довольно много, однако произносит их с ошибками, ставя неправильно ударения и неверно произнося окончания.
Для характеристики уровня владения им словесным языком приведем его сочинение, написанное на третьем году обучения в детском доме.
24 мая 1969 года
Экскурсия на Богородскую фабрику
Мы вошли в автобус, сели места и мы поехали на фабрику. Вдруг мы увидели что на дороге грязь. Автобусу ехать нельзя, он будет буксовать. Мы вышли из автобуса и пошли пешком. Мы пришли на фабрику. На фабрике мы смотрели, как старшие и взрослые люди делают деревянные игрушки. На столе лежат ножей, шилы, круглые резцы, стамески. Потом мы пошли в другой цех, там мы смотрели как красят игрушки. Потом мы пошли в зал. В зале около стены стоят шкафы. В шкафах стоят деревянные игрушки. Эти игрушки они делали давно. Мы устали и сели на места и отдохнули. Некоторые нам подарили игрушки. Вдруг мы увидели к нам пришел глухой мальчик, который он здесь работал делать игрушки. Мы
[261]
рассказали где мы учились на каком школе, мы научили дорогу, он хотел к нам в школу. После экскурсии мы вышли на улицу. Мы шли по тропинке через дороги, через речки и мы прибыли к автобусу. Мы вытерли ботинки от грязи и вошли в автобус. Автобус тронулся и поехал домой. Мы долго едет домой. Я очень устал. Мы понравились на экскурсию. Мы не нравились идти пешком потому что весь грязь на дороге.
Коля овладел процессом изготовления булавок, с интересом работает в столярной мастерской и охотно выполняет все работы по хозяйству.
Борис Г. в детский дом для слепоглухонемых поступил в восемнадцатилетнем возрасте. Диагноз: остаточные явления органического поражения центральной нервной системы в результате заболевания неясной этиологии, перенесенного в возрасте 1 года 5 месяцев; практическая слепота (левый глаз — светоощущение); двусторонний неврит слухового нерва; тугоухость.
Исследование слуховой функции методом тональной аудиометрии выявило следующую потерю слуха:
Частоты в герцах Потеря слуха в децибелах
1-25, 250 35
500 40
1000 65
2000 55
3000 70
4000 80
6000 80
8000 70
Борис окончил пять классов школы для слабослышащих детей, из-за плохого зрения был выведен из школы и три года нигде не обучался. Потом он поступил в детский дом для слепоглухонемых. Состояние его слуха дает возможность ему воспринимать устную речь, и сам он общается при помощи устной речи.
На втором году пребывания Бори в детском доме он обучается по программе IV класса массовой школы. Занимается профессиональным трудом (изготовлением булавок), работает в столярной мастерской.
Четвертая группа
Михаил Н. в детский дом для слепоглухонемых поступил, когда ему было около 12 лет. Диагноз: врожден-
[262]
ное органическое поражение центральной нервной системы; глухонемота; атрофия правого глазного яблока, микрофтальм левого глаза; остаточное зрение левого глаза 0,04, не корригируется.
Исследование слуховой функции методом тональной аудиометрии выявило потерю слуха в речевом диапазоне частот свыше 75 дб.
Когда мальчику было 8 лет, его пытались обучать в школе для глухих, в которой он пробыл около четырех месяцев. «За это время Михаил, — писала в характеристике его учительница, — не мог привыкнуть к школьному коллективу, режиму, не отличал урока от перемены. Во время урока он вел себя неспокойно, подпрыгивал на парте, раскачивался из стороны в сторону. Никаких звуков, кроме а и ж, поставить ему не удалось. Желание учителя поставить ему звук или научить чему-нибудь Михаил принимал за игру с ним... Он старался обнять учителя и товарища, проводил руками по лицу и ожидал ответной ласки. На перемене также ощупывал всех детей и взрослых. Все съестное Михаил обнюхивал, ощупывал, а потом подносил ко рту. Миша не производил впечатления глупого мальчика, но продолжать занятия с ним было очень трудно...»
Михаил был выведен из школы и около четырех лет (до открытия детского дома для слепоглухонемых) находился дома. Дома с детьми не общался. Родители общались с мальчиком при помощи нескольких (очень малочисленных) естественных жестов. Сам он жестов не употреблял. При поступлении в детский дом Михаил владел некоторыми навыками самообслуживания: одевался, умывался, самостоятельно пользовался туалетом. У мальчика имелись своеобразные двигательные нарушения: подергивания всего тела, интенсивные движения рук и постоянные движения нижней челюсти из стороны в сторону.
Первый год обучения дал очень небольшие результаты. Михаила познакомили с необходимыми жестами (спать — правую ладонь приложить к уху, вставать — движение правой руки ладонью вверх, идти — движение указательного и среднего пальца по очереди, кушать — большой, указательный и средний пальцы, сложенные вместе, поднести ко рту, умываться — движение ладоней около лица, делать зарядку — руки в стороны и вверх,
[263]
работать — постукивание кулаком о кулак, учиться — сложить руки перед собой друг на друге, убирать кровать — движение руками перед собой, как бы разглаживая покрывало на кровати, шить — движение иголки с ниткой, лепить — движение рук, словно лепят снежки).
К концу года он стал понимать эти жесты, но сам их не употреблял. Детей сторонился и не общался с ними.
К концу второго года обучения Михаил полностью овладел навыками самообслуживания: научился гладить белье, брюки, стирать носки, носовые платки, пришивать вешалку, пуговицу, хорошо убирать в (классе и в спальне. Начал работать в столярной мастерской. Значительно меньше дергался.
На третьем году обучения Михаил стал общаться с другими воспитанниками детского дома, которые привыкли и перестали обращать внимания на его навязчивые движения и подергивания. Он научился делать простые записи в дневнике и употреблять хорошо знакомые простые дактильные слова.
К концу четвертого года обучения воспитанник усвоил программу I класса школы слепоглухонемых. Учился составлять рассказ по драматизации.
На седьмом году обучения в детском доме Михаил занимается по программе III класса слепоглухонемых. Хорошо усвоил процесс изготовления булавок. Очень охотно выполняет все поручения, связанные с физическим трудом. Работает в столярной мастерской. Двигательные нарушения в труде ему совершенно не мешают.
Мара Л. поступила в детский дом слепоглухонемых в двенадцатилетнем возрасте. Диагноз: врожденное поражение центральной нервной системы; у девочки отец и мать слепые; ребенок родился глухим, с небольшими остатками зрения; врожденная колобома радужки правого глаза, катаракта, недоразвитие левого глазного яблока; левый глаз не видит совсем, острота зрения правого глаза 0,02.
Исследование слуховой функции по методике тональной аудиометрии выявило следующую потерю слуха:
Частоты в герцах Потеря слуха в децибелах
125, 250 65
500 70
1000 100
2000, 4000 105
[264]
Семи лет девочка была определена в приготовительный класс школы для глухих детей. Из-за плохого зрения во фронтальной работе класса участия не принимала. Всего в приготовительном классе обучалась 18 дней, так как много болела (было два перелома руки). В 9 с половиной лет с девочкой в течение четырех месяцев проводились индивидуальные занятия, во время которых она усвоила некоторые дактильные слова, научилась читать и писать «по-зрячему». Дальнейшее обучение было прекращено из-за отсутствия условий в школе глухих.
С 10 до 12 лет Мара была дома. При поступлении в детский дом имела навыки самообслуживания. Общалась жестами. Жестов было мало: есть, гулять, играть, делать. Знала пять дактильных слов: папа, мама, Таня, Вова, Мара. У девочки очень неустойчивое внимание и плохая память. Даваемый ей учебный материал она быстро забывает.
На седьмом году пребывания в детском доме Мара читает и пишет «по-зрячему» и по Брайлю. Учится по программе IV класса школы слепоглухонемых. Работает в швейной мастерской. Хорошо усвоила процесс изготовления булавок. Трудом занимается охотно и успешно.
Валя П. поступил в детский дом для слепоглухонемых в четырнадцатилетнем возрасте. Диагноз: остаточные явления перенесенного внутриутробного энцефалита; субатрофия глазных яблок; слепота, врожденная глухонемота; в истории болезни отмечена умственная отсталость.
Исследование слуховой функции методом тональной аудиометрии выявило следующую потерю слуха:
Частоты в герцах Потеря слуха в децибелах
125 55
250, 500 60
1000 85
2000 95
3000 100
До поступления в детский дом Валя находился дома, где мать обучала мальчика навыкам самообслуживания и первым средствам общения.
За первый учебный год Валя в основном усвоил программу подготовительного периода обучения слепоглухонемых. На втором году проходил программу I класса. Од-
[265]
нако с возрастом умственная отсталость Вали стала выражаться более резко по сравнению с первыми годами обучения. Материал им усваивался механически, мальчик был пассивен. Более отчетливо стали выявляться двигательные нарушения: тремор рук, раскачивания из стороны в сторону, неловкость и замедленность движений.
В детском доме для слепоглухонемых Валя находится со дня его организации. Он обучился читать и писать по Брайлю, может ответить на элементарные вопросы, задаваемые ему в дактильной форме. Может написать простенькие сочинения, выученные им раньше, в которых опишет режимные моменты. Однако все это он делает только по побуждению со стороны педагога. Знания его формальны. Самостоятельности не проявляет.
Несколько больших успехов Валя добился в труде. Он усвоил все операции по изготовлению булавок. Работает медленно, но аккуратно, без брака. Однако и в труде он не проявляет самостоятельности — всегда ждет указания учителя.
Анатолий Т. в детский дом для слепоглухонемых поступил 12 лет. Диагноз: врожденная слепоглухонемота; врожденная катаракта обоих глаз; двусторонний неврит слухового нерва; тяжело протекающий сахарный диабет; в истории болезни отмечается симптоматика подкорковых нарушений головного мозга.
Исследование слуховой функции методом тональной аудиометрии выявило следующую потерю слуха:
Частоты в герцах Потеря слуха в децибелах
125 55
250 50
500 60
1000 80
2000 100
3000 100
Мальчик часто стационировался в больницу по поводу сахарного диабета, операции глаз и по психоневрологическим показаниям. Часто немотивированно вел себя буйно: мог накинуться с кулаками на учителя. Однажды набил в доску гвоздей и этой доской сделал себе рану на руке и не давал лечить. Иногда приходилось вызывать медицинских работников из психоневрологического дис-
[266]
пансера, где находился на учете Анатолий, и те делали ему успокаивающие уколы.
В периоды спокойного состояния с Анатолием проводились занятия по развитию у него средств общения, чтению, письму и труду.
Анатолий находится в детском доме со времени его организации. Он обучился читать и писать (рельефно-точечным шрифтом), в основном усвоил программу I класса для слепоглухонемых. Овладел операциями по изготовлению булавок. Работает в столярной мастерской.