Глава V

ВОСПИТАННИКИ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРОГРАММАМ СТАРШИХ КЛАССОВ МАССОВОЙ ШКОЛЫ

 

Воспитанники, диагностические данные и краткие истории обучения которых рассматриваются в этой главе, обучаются при помощи рельефно-точечного шрифта: они или абсолютно слепые (Сергей С., Вася У., Лия В. и Тома Б.), или с чрезвычайно малыми остатками зрения в виде светоощущения (Наталия Ш., Александр С.), или с остаточным зрением, острота которого не превышает 0,02 (Юра Л., Наташа К.).

Большинство этих воспитанников начали заниматься по методике обучения слепоглухонемых детей еще до от­крытия специализированного учебного учреждения для них. Обучение проводилось непосредственно при Институте дефектологии АПН СССР или в других учреждениях и дома под руководством сотрудников лаборатории обучения и воспитания слепоглухонемых детей.

Все они владеют словесным языком. Общение взрослых с ними и общение их между собой происходит при помощи словесного языка. Технически оно осуществляется пальцевым алфавитом, когда дактильные буквы «говорящего» воспринимаются рукой «слушающего». В общении широко используются также технические приспособления, дающие возможность «слушающим» воспринимать буквы и знаки посредством рельефно-точечного шрифта1.

 

1 Технические приспособления для слепоглухонемых были описаны в кандидатской диссертации А. В. Апраушева (1970) и в статьях А. И. Мещерякова (1968, з; 1969, б).

[267]

Учащиеся могут говорить и голосом, с внятностью, достаточной для понимания их устной речи.

Воспитанники самостоятельно читают художественную и другую литературу, издаваемую шрифтом Брайля. Используя технические приспособления, им систематически читают книги, журналы и газеты, которые не издаются рельефным шрифтом. Сами они кроме печатания на специальной рельефно-точечной машинке в совершенстве владеют обычной плоскопечатной машинкой.

Учащиеся самостоятельно ориентируются в помещении детского дома и во дворе. Могут полностью себя обслуживать, проводят разнообразные занятия с малышами, обучая их лепке, труду, самообслуживанию и т. д. Овладели всеми видами труда, имеющимися в детском доме: в столярной и швейной мастерских, работой на станках по изготовлению булавок. Занимаются общественной работой (в детском доме имеются пионерская и комсомольская организации), выпускают стенную газету (по Брайлю), проводят сборы и устраивают дискуссии.

Четверо из старших воспитанников в 1969/70 учебном году учились в основном по программам IX и X классов массовой школы (Сергей С., Юра Л., Наташа К., Александр С.). Их мечтой было поступление в высшее учебное заведение1. Они составляют первую группу учащих­ся. Вторая группа также состоит из четырех человек (Лия В., Наталия Ш., Вася У., Тома Б.). Их задачей является получение образования пока в объеме восьми классов средней школы.

Рассмотрим диагностические данные и краткие истории обучения учащихся этих групп.

 

Первая группа

 

Сергей С. в детский дом для слепоглухонемых поступил в четырнадцатилетнем возрасте. Диагноз: врожденная слуховая и зрительная недостаточность (характер заболевания установить не удалось); глаукома правого глаза, отслойка сетчатки левого глаза, слепота; двусторонний отит и неврит слухового нерва.

 

1 В 1971 г. первые выпускники детского дома для слепоглухонемых, выдержав вступительные экзамены, стали студентами Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

[268]

Исследование слуховой функции по методу тональной аудиометрии выявило следующую потерю слуха:

 

Частоты в герцах             Потеря слуха в децибелах

        125                                                 55

        250                                                 60

        500                                                 65

        1000                                               65

   2000, 3000                                          55

        4000                                               65

        6000                                               70

        8000                                               60


Ребенок родился в асфиксии — был затянут пупови­ной. Накладывали щипцы. Когда мальчику было восемь месяцев, родители заметили, что он не реагирует на звуки. Несколько раньше было замечено, что он боится света, предметы замечает только на очень близком расстоянии. На один глаз окончательно потерял зрение в 1 год 2 месяца, второй глаз окончательно перестал видеть в Возрасте 5 лет. Речь не развивалась.

В шестилетнем возрасте, через год после полной потери зрения, ребенка начали систематически обучать .как слепоглухонемого. Занятия первое время проводила Р. А. Мареева, которая работала воспитательницей в детском саду, куда приводили мальчика. Поведение Сергея было неорганизованным, его нельзя было усадить за школьный стол, занятия проводились в игровой форме.

Юра Л. в детский дом слепоглухонемых поступил, ко­гда ему было 17 лет. Диагноз: остаточные явления туберкулезного менингоэнцефалита, перенесенного в четы­рехлетнем возрасте, и рецидива туберкулезного менингоэнцефалита в 7 и 9 лет; снижение зрения с 4 лет: правый глаз — 0,02, левый глаз — светоощущение; снижение слу­ха — с 4 лет, глухота — с 7 лет.

Исследование слуховой функции по методу тональной аудиометрии выявило следующую потерю слуха:

Частоты в герцах             Потеря слуха в децибелах

        500                                                 85

        1000                                             105

        2000                                             105

Родился нормальным, но слабым ребенком. В возрасте 6 месяцев перенес воспаление легких, в год болел коклюшем, в 3 года — корью. Были частые ангины.

[269]

До 4 лет мальчик видел, слышал и говорил. В 4 года заболел туберкулезным менингоэнцефалитом. Зрение было потеряно полностью через две недели после начала заболевания. Стал терять слух. В процессе лечения туберкулезного менингоэнцефалита зрение восстановилось в незначительной степени. Окончательно слух потерял при рецидиве туберкулезного менингоэнцефалита в возрасте 7 лет (дегенерация слуховых нервов). До потери слуха в школе не обучался. Обучаться начал индивидуально с 9 лет. Обучался с использованием дактилологии и шрифта Брайля. Устная речь, начавшая было утрачивать внятность, была восстановлена.

В детский дом для слепоглухонемых поступил с законченным начальным образованием и продолжал обучение по программе массовой школы.

Наташа К. в группу слепоглухонемых учащихся при Институте дефектологии была принята в двенадцатилет нем возрасте. Диагноз: остаточные явления после перенесенного в возрасте 2 года 6 месяцев менингознцефалита; атрофия зрительных нервов, вертикальный нистагм; острота зрения 0,02; хронический неврит слуховых нервов.

Исследование слуховой функции по методу тональной аудиометрии выявило следующую потерю слуха:

Частоты в герцах            Потеря слуха в децибелах

            250                                              75

            500                                              80

           1000                                             95

           2000                                             80

           3000                                             80

           4000                                             80

           6000                                             80

           8000                                             75

До 2 лет 6 месяцев девочка развивалась, по словам матери, нормально: видела, слышала, говорила, ходила. В 2 с половиной года был припадок, во время которого она, как говорили родители, «клубком каталась». Продолжался этот припадок два с половиной часа. Месяца через два родители заметили, что у ребенка «стали бегать глаза» и она стала плохо видеть, «при беге спотыкалась и падала». Было замечено, что она стала хуже слышать.

[270]

К врачу обратились спустя год. Врач установил атрофию зрительных нервов вследствие менингита. Степень сниже­ния слуха в то время не исследовалась. Однако слух был заметно снижен. Когда девочке было 9 лет, она поступила учиться в I класс школы слепых. В школе слепых проучилась два года. В одиннадцатилетнем возрасте Наташа заболела полиомиелитом, у нее был паралич ног, она окончательно оглохла и потеряла речь. Речь и движения ног постепенно восстановились, но глухота осталась. Из школы слепых девочка была отчислена как оглохшая. После этого более года находилась дома целыми днями одна. Начала ухудшаться речь. В двенадцатилетнем возрасте была принята в группу слепоглухонемых учащихся при лаборатории слепоглухонемых Института дефектологии АПН РСФСР, где проучилась около двух лет. В детский дом для слепоглухонемых поступила в четырнадца­тилетнем возрасте. Полностью себя обслуживала, гово­рила устно и дактильно, читала, писала по Брайлю.

За первый год обучения в детском доме она усвоила недостающие знания по программе массовой начальной школы и со второго года начала учиться по программе V класса массовой школы.

Александр С. поступил в детский дом слепоглухонемых в одиннадцатилетнем возрасте. Диагноз: характер заболевания, вызвавшего постепенную утрату зрения и слуха, установить не удалось. Зрение ухудшалось постепенно. До 3 лет родители не замечали никаких отклоне­ний в развитии ребенка. В возрасте около 2 лет он очень тяжело перенес корь и ветряную оспу. С 3 лет родители стали замечать, что ребенок плохо видит. Зрение постепенно ухудшалось. В 5 лет был поставлен диагноз «атрофия зрительных нервов». Осталось только светоощущение. В 7 лет мальчик поступил учиться в школу слепых. Речь была хорошая. В 9 лет отмечено снижение слуха на правое ухо, затем слух стал резко понижаться на оба уха. В последний год в школе слепых с ним стало трудно заниматься из-за прогрессирующей глухоты — приходилось громко кричать мальчику на ухо.

В детский дом для слепоглухонемых Александр был переведен из IV класса школы для слепых детей, где по­следний год с ним занимались индивидуально.

Исследование слуховой функции по методу тональной аудиометрии выявило следующую потерю слуха:

[271]

Частоты в герцах            Потеря слуха в децибелах

    125—500                                        65

        1000                                            70

        2000                                            80

        3000                                            80

        4000                                            70

        6000                                            80

        8000                                            70

При поступлении в детский дом для слепоглухонемых мальчик уже не слышал громкую речь у уха. Возникла необходимость обучения его дактильному способу общения. Первый учебный год ушел на то, чтобы пополнить недостающие знания за начальную массовую школу, освоить новый для ученика способ общения и обучения. В начале года у него были приступы истерии (крик, плач). Он не любил общаться с теми из учащихся, у ко­торых было зрение, говорил, что зрячие раньше его обижали.

На втором году обучения стал общительнее, сдружил­ся с отдельными старшими воспитанниками, защищал младших, когда ему казалось, что их обижают. Учился по программе V класса массовой школы. Усвоил весь материал, за исключением одного раздела по арифметике: совместные действия над десятичными и обыкновенными дробями. Физический труд не Давался мальчику. Процесс изготовления булавок он усвоил, но делал булавки очень медленно. Также медленно убирал свою постель и одевался, из-за чего часто даже опаздывал к завтраку.

 

Вторая группа

 

Лия В. поступила в группу для слепоглухонемых при Институте дефектологии АПН СССР в четырнадцатилетнем возрасте. Диагноз: последствия органического поражения центральной нервной системы после перенесенного в 2 с половиной года менингоэнцефалита; нистагм, осложненная катаракта обоих глаз, полная слепота; хронический неврит слуховых нервов, глухонемота; остатков слуха не обнаружено.

Ребенок родился восьмимесячным. Было сделано кесарево сечение. Первое время девочка развивалась нор­мально, ходить начала 9 месяцев. В 2 с половиной года разговаривала, видела, слышала. В полтора года пере-

[272]

болела корью, в 2 с половиной года перенесла тяжелый коклюш. Еще не выздоровев от коклюша, она заболела менингитом. Уже на третий день после начала заболевания мать заметила, что девочка плохо видит: не могла сразу найти поднесенный ей предмет. Когда Лия стала выздоравливать, родители заметили, что она перестала слышать речь, хотя на сильные звуки, например на стук, еще реагировала. После болезни девочка ослабла, почти не ходила. Речь вскоре распалась. Когда Лие шел четвертый год, мать, получив консультацию специалистов, начала в домашних условиях воспитывать у девочки навыки самообслуживания и обучать жестовой речи. Лия хорошо усваивала жесты и свободно общалась с окружающими при помощи жестов. Она участвовала во всех домашних делах и не только овладела навыками самообслуживания, но и помогала матери по хозяйству: мыла посуду, работала в огороде, ухаживала за домашними животными.

Жестовому способу общения и началам словесной ре­чи в дактильной форме Лию и ее родителей обучал педагог, который специально выезжал из Института дефектологии АПН СССР в деревню, где жила слепоглухонемая девочка.

Первые годы в группе при Институте дефектологии Лия обучалась индивидуально. Она освоила рельефно-точечный шрифт Брайля и усваивала словесный язык по методу параллельных текстов: ученице давались доступные ее пониманию учебные тексты, постепенно усложняющиеся, и она писала самостоятельные сочинения, используя слова и грамматические конструкции учебных текстов.

За время каждого учебного года воспитаннице дава­лось около 100 учебных текстов, столько же она писала самостоятельных сочинений.

Описательная речь у ученицы развивалась довольно хорошо: большой словарь, правильное владение довольно сложными грамматическими формами. Однако уровню описательной речи совершенно не соответствовал уровень речи при непосредственном общении. Девочка воспитывалась и обучалась вне коллектива детей. Эта изоляция от других детей была вынужденной — в то время, когда начала обучаться Лия (1955 г.), еще не было организовано учебное учреждение для слепоглухонемых, а при

[273]

Институте дефектологии АПН СССР имелось лишь одно клиническое место для слепоглухонемого.

Длительное отсутствие общения с детьми привело к тому, что она не умела и не любила общаться с другими учащимися и тогда, когда они появились в группе, и тогда, когда Лию перевели в Загорский детский дом для слепоглухонемых.

Лия очень исполнительная воспитанница. За все, что педагог ей поручит, можно быть спокойным — она сделает аккуратно и полностью. Но инициативы у нее не было, она могла несколько часов сидеть на диване и ничего не делать. Бывая в гостях у воспитанников Загорского детского дома, она стремилась побыстрее вернуться в институт, где жила и училась. Создавалось впечат­ление, что искусственная изоляция от всех посторонних людей, в которой она находилась, устраивала ее больше, чем несколько беспокойное общество других воспитанников. Иногда она высказывала мысль, что ей нравится жить одной. Чувство коллективизма было воспитано у нее значительно позднее.

Не получилось у Лии дружбы и с Наташей К., которая некоторое время жила и училась вместе с Лией. Но пример Наташи был полезен для Лии тем, что приучал последнюю к чтению книг.

Большую роль в приучении Лии к общению с другими детьми сыграл Володя Т., слепоглухой мальчик 7 лет, которого разрешили принять в группу при Институте дефектологии. Первое время Лия резко отталкивала Володю, когда он мешал ее занятиям, в ответ на ее резкость Володя стремился причинить ей боль: он щипал ее, царапался. Лию постепенно приучали быть ласковой с ребенком. И вскоре она на собственном опыте убедилась в том, что если она не отталкивала Володю, а обращалась с ним ласково, то и он отвечал ей тем же. Постепенно Лия очень привязалась к ребенку и чувствовала себя по отношению к нему в роли воспитательницы. Она обучала Володю всему, что умела сама: мыть посуду, вытирать, убирать ее, одеваться и раздеваться. Иногда Володя капризничал и отказывался выполнять порученное ему дело, однако Лия с большой настойчивостью продолжала с ним начатое дело. Впоследствии Лия была переведена в детский дом для слепоглухонемых, но лишь года через два она вошла в дружеский контакт с другими воспитан-

[274]

никами и уже не хотела никуда уходить из их коллектива.

На каникулы, как и большинство слепоглухонемых воспитанников, Лия ездит домой, ,к- своей матери, кото­рую она очень любит.

Большое внимание уделялось обучению Лии профессиональному труду. Ее готовили к труду не на предприятии, а в домашних условиях. Всероссийское общество слепых (ВОС) создает специальные условия для тех, кто не может работать на предприятиях: обеспечивает «надомников» нужным оборудованием, снабжает сырьем, инструктирует и т. д. Было решено обучить Лию ряду профессиональных трудовых операций в условиях «на­домного» труда. Непосредственное трудовое обучение было поручено воспитательнице Н. В. Ивановой (1962).

Первой операцией, которой овладела воспитанница, была так называемая «запрессовка мебельного гвоздя», проводимая на специальном небольшом станочке. В первые же дни работы Лия стала выполнять норму на 75%, а впоследствии легко и без усталости выполняла всю норму.

Второй операцией — сборкой колец тугопровода (деталь сельскохозяйственной машины) — она также овладела без особых затруднений. Уже с третьего урока ученица стала выполнять всю операцию без брака, и вскоре стало ясно, что при полном рабочем дне норма была бы значительно перевыполнена. Однако главной задачей обучения Лии было усвоение ею общеобразовательных предметов, поэтому девочка работала в вечерние часы, во внеклассное время, неполный рабочий день.

Третьей операцией, которой овладела Лия, была сбор­ка машинки для скоросшивателя. Этой операцией ученица овладела еще быстрее, чем двумя первыми.

Четвертой операцией, производимой при помощи спе­циального станка, был «загиб крючка» (для женских пряжек).

Лия была оформлена на работу в качестве «надомницы» одной из артелей Всесоюзного общества слепых. Вместе с учителем и воспитательницей она ездила в мастерскую. Она познакомилась со всеми видами работы в этой мастерской, практически поняла место выполняемой ею операции в процессе всей работы, познакомилась с некоторыми рабочими, работавшими в цехе, с браковщи-

[275]

цей, с директором, с кассиром, который выдавал Лие заработанные ею деньги.

Потом, после перехода Лии на учебу в детский дом для слепоглухонемых, она также легко и быстро освоила все операции на станках по изготовлению английских булавок. Но с особенным удовольствием стала работать в швейной мастерской. Профессионально работая в швейной мастерской, Лия как бы нашла себя — она с большим увлечением шьет и радостно рассказывает о своей работе. В одном из своих писем она написала:

 

Я здорова, живу и учусь хорошо. Извините меня за то, что я так долго не писала вам писем. Я очень занята. У нас в доме слепоглухонемых в швейной мастерской теперь есть новые немецкие машинки. Теперь я быстро и удобно работаю на этой машинке — шью простыни. Мне очень нравится машинка. Еще мне очень нравится работать в швейной мастерской.

 

В настоящее время Лия хорошо владеет словесным языком, может говорить голосом, профессионально работает в швейной мастерской.

Наталия Ш. в детский дом для слепоглухонемых поступила в восемнадцатилетнем возрасте. Диагноз: последствия органического поражения центральной нервной системы после вирусного гриппа, перенесенного в возрасте 1 года 2 месяцев и осложненного энцефалитом; зрение: правый глаз — афакия, вторичная катаракта, левый глаз — катаракта; острота зрения — светоощущение; глухонемота.

Исследование слуховой функции по методу тональной аудиометрии выявило следующую потерю слуха:

Частоты в герцах            Потеря слуха в децибелах

            125                                             65

            250                                             60

            500                                             70

           1000                                            95

Мать, занимаясь с девочкой, обучила ее навыкам самообслуживания и культурного поведения. С 9 лет Наталия занималась индивидуально с педагогом при школе тугоухих. За четыре года занятий она обучилась эле­ментам чтения, письма и устной речи. Устная речь, однако, была невнятная и бедная по словарному запасу.

Через четыре года эти занятия были прекращены, по

[276]

словам педагога, из-за их необыкновенной трудности: не нашлось учителя, который бы мог заниматься с девочкой. Четыре года она находилась дома. В это время с ней занималась мать. Когда Наталии исполнилось 17 лет, занятия с ней были продолжены в лаборатории обучения и воспитания слепоглухонемых детей Института дефекто­логии АПН СССР, где она обучалась один год.

В детский дом для слепоглухонемых поступила, умея читать и писать по Брайлю, имея общеобразовательную подготовку за два с половиной класса массовой школы. На шестом году обучения в детском доме Наталия по математике проходит программу V класса, по русскому языку и литературе — VI, по зоологии, географии и исто­рии— VII класса массовой школы. Кроме того, Наталия освоила процесс изготовления булавок, успешно работает в швейной мастерской.

Она вполне подготовлена для того, чтобы квалифицированно работать в учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества слепых.

Приведем отрывки из самостоятельных сочинений Наталии Ш., иллюстрирующих уровень владения воспитанницей словесным языком и в какой-то степени характеризующих некоторые особенности ее личности и взаимоотношения с окружающими:

 

Я раньше жила одна без друзей. Это было до детского дома. Но я без друзей дома не скучала ни разу потому, что была занята интересными занятиями и хозяйством... Гуляла около нашего дома в саду одна. Я была почти одинокой. Попросту очень хотела иметь подругу, только очень близкую, подходящую, как я. Ездила с мамой поездом в Москву учиться несколько раз в неделю. Моя мама была очень строгая. Она не любила, когда я иногда не слуша­лась маму, но все-таки люблю ее, как хорошего друга! Говорила голосом не всегда хорошо потому, что ленилась и из-за этого мама волновалась. Мне очень трудно воспитать силу воли так как привычка у меня упрямая. Для меня это очень горько. Не просто так! Я была не серьезным человеком потому, что у меня нет серьезных дел, как у взрослых. У Юры с Сергеем тоже нет серьезных дел. Они ведь ученики. У Сергея есть одно серьезное дело — комсомольской организацией руководит и сам он комсорг! У Юры любимое занятие — лепка... У Наташи свое дело — ухаживать за животными и кормить рыбок. Это чепуха!

В 1963 году 21 октября поступила в детский дом для слепоглухонемых учиться. Сначала познакомилась со школой, с учителями из других групп. Со мной занималась Р. В. по различным предметам, В. С. по математике и русскому языку. Я было перевоспитана не до конца и плохо понимала жизнь.

Учительница этого не поняла и говорила мне, что я плохо учи-

[277]

лась. Просто я тогда впервые не умела рассказывать и писать как следует письменные работы. Я с большим желанием старалась понять все, но у меня было много новостей непонятных для меня в книгах. Учительница этого тоже не поняла как следует поэтому она нервничала понапрасну. Когда сейчас вспоминаю об этом, то меня очень поражает этим! Я никак не могу понять, как это могло быть?.. Моя учеба становилась лучше, чем в прошлые годы.

От 1965 до 1966 годов я ворчала потому, что много волновалась. Еще меня очень беспокоило вокруг в жизни то, что существовало на земле. Когда волновалась всерьез, то во время уроков всегда ворчала (не могла спокойно думать об уроках). Наташа помогала мне исправлять ошибки поведения и я слушалась ее, но и она была груба.

Я грубая потому, что вокруг меня нет хорошего, только слышу плохое о себе. Помогают мне выручать из беды только наши учите­ля В. С., А. А. и Л. М. Я их люблю как хороших и добрых людей...

Я ребят детдома не обижаю и дружу с ними как всегда, а с Томой Б. дружу больше всех потому, что она для меня подходящая и близкая подруга. Мы с Наташей К. — разные люди, потому, что я думаю так, а Наташа — другое и так получилось, что у нас всегда появилась неожиданная ссора из-за пустяков. Наташа не дружит со мной по душе и искренно, как любимая Тома. Я всегда благодарна за помощь Наташе К. и старалась наладить с ней, но она ча­сто вспылила со мной и грубила и не хотела признаться в своей грубости и ссоре.

В 1967 году меня никто не поддерживал. Думаю, что моя судьба плохая. Все говорят и думают обо мне только плохое, а чего-нибудь хорошего не слышу. Я старалась быть бодрой и веселой, танцевала. Каждый день перед сном читаю книги. Сейчас, когда в свободное время я разговаривала с Томой Б., все называли нас сороками, да болтушками, а сами не знали о чем мы разговаривали.

В этом году моя учеба уже не такая как раньше. Уже пишу без ошибок или иногда с ошибками. Все равно лучше учусь и узнала много нового от учителей, из учебников, из библиотечных книг. Пос­ле этого чувствую себя по-другому.

Когда меня перевели в другую группу к Лие, то меня очень огорчило. Я с ней очень далека по развитию (Лия сейчас читает «Молодую гвардию», а я давно прочла эту книгу «Молодая гвардия»). Еще раз скажу, что у меня с Лией развитие не одинаковое. Мы с Томой Б. никогда не ссоримся, дружим по-настоящему. Мы с Томой одинаковое развитие! Живем и думаем, понимаем жизнь тоже одинаково!

 

Тома Б. в детский дом для слепоглухонемых поступила, когда ей было 17 с половиной лет. Диагноз: последствия менингоэнцефалита, перенесенного в шестилетнем возрасте; глухота; потеря речи; полная потеря зрения на левый глаз.и частичная потеря зрения на правый глаз; зрение правым глазом окончательно потеряла в шестнадцатилетнем возрасте в результате огнестрельного ранения.

[278]

Исследование слуховой функции методом тональной аудиометрии выявило следующую потерю слуха:

Частоты в герцах            Потеря слуха в децибелах

            125                                             65

            250                                             75

            500                                             85

           1000                                           100

           2000                                           105

Тома училась в школе для глухих детей. Она окончила семь классов. Летом на каникулах ее брат случайным выстрелом из ружья дробью попал в ее здоровый глаз, и она полностью потеряла зрение. Долго находилась в больнице и год не училась.

Летом 1967 г. поступила в Загорский детский дом слепоглухонемых детей. В течение первого года обучения чувствовала себя очень скованно, буквально всего боя­лась, одна совсем не умела и не хотела ходить, не хотела учиться, не хотела общаться с детьми и педагогами, не хотела вникать в жизнь детского дома. От поручений отказывалась. Очень болезненно переживала потерю зрения и постоянно говорила: «Я не хочу жить слепая».

Положение осложнялось тем, что ей было очень труд­но общаться с окружающими, дактильную речь осязательно она еще не научилась воспринимать, сама дактилировала в руку тоже еще недостаточно четко, устная речь ее была невнятна, письменной речи совсем не было, так как она полностью лишилась зрения, а рельефно-точечным шрифтом еще не овладела.

Об уровне владения словесным языком и о содержании ее мыслей в первые дни обучения в Загорском детском доме дает некоторое представление ее письмо домой, которое Тома продиктовала дактильно:

 

Здравствуйте, дорогие, любимые мама, бабушка, Таня и тетя Катя! Я получила твое письмо, за которое большое спасибо. Я сообщу о моей жизни. Я учусь хорошо. Наши учительницы зовут Ивановной Любовь и Валентина Сергеевна. Я обратно прислала фото для подруг вас. Вы не брали мое фото и артисты, мою одежду. Если вы брали мою другие вещи, когда я буду злится. Почему Саша учит в школе, в городе это вот шофер или трактор. Вы уедили или нет? Вы будете купить новый дом? Где вы правите вам живешь? Наша знакомая Надя встретила меня в школе. Надя хочет помогать мене... Ученица сказала мне, что профессоры и хирурги хотят стараться учиться в глазной институте, как лечится глаза и как делать

[279]

операцию глаза. Надо ждать до весной. Профессоры много узнают, как лечится глаза. Вот это грамотные ученые они могут вылечить глаза лучше в Одессе.

В Загорске так мы учимся, спаем кушаем, гуляем на школьном дворе. Здесь не лечут слепых. Я хочу вылечить глазы и хочу видеть. Я не хочу быть долго слепой. Я хочу домой. Я прошу, чтобы ты еще писаешь мне письмо. Дядя Коля говорил вам, что будет или вылечить свои глазы. Я жду ответ. Целую крепко. Твоя дочь Тома.

 

По-видимому, это письмо не отразило подлинного уровня владения словесным языком. Об этом свидетельствует дальнейшее быстрое продвижение Томы в усвое­нии языка. Видимо, необычный способ общения — дактильная диктовка — увеличил количество ошибок.

Первое общение в детском доме для слепоглухонемых осуществлялось посредством жестов, которыми Тома хо­рошо владела.

В течение первого года обучения Тома овладела пись­мом на брайлевской и плоскопечатной машинках, научи­лась пользоваться дактильной речью, разговаривать по телетактору. По математике изучала программу III класса массовой школы, по русскому языку, по развитию речи училась по программе школы слепоглухонемых детей.

На втором году обучения Тома изучала математику, русский язык, развитие речи по программе IV класса массовой школы, а природоведение, физику и геометрию — по программе V класса.

На третьем году обучения — русский язык, литерату­ру, математику, историю, географию, ботанику за V класс; геометрию и физику — за VI класс массовой школы.

Приведем изложение рассказа о котенке (по Л. Н. Толстому), которое написала Тома, лишь один раз восприняв его дактилыю.

 

Котенок. Обрадовались Вася и Катя, что у кошки родились ма­ленькие котята. Когда котята подросли, то дети выбрали одного лучшего котенка. А остальных котят мать раздала знакомым.

Однажды Вася и Катя пошли играть в поле и решили взять с собой котенка. Они собирали щавель, а про котенка забыли. Вдруг дети увидели охотника с двумя собаками. Впереди него собаки бегут прямо на котенка. Они хотели хватить его, но Вася сразу упал животом на котенка и закрыл его. Две собаки стояли рядом с Васей. За это охотник подскакал и отогнал своих собак от него. После этого Вася и Катя уже больше не брали с собой котенка. Они пошли домой.

[280]

Из характеристики Томы, составленной педагогом Р. С. Бурлаковой на третьем году обучения:

 

За время обучения в детском доме в поведении и в психике воспитанницы произошли большие изменения. Тома стала жить интересами детского дома, узнала и полюбила ребят, добросовестно выполняет порученные ей дела. Научилась хорошо ориентироваться в детском доме (в спальне, по коридорам, в туалете, столовой, раздевалке), но еще боится остаться одна на улице (во дворе), теряет ориентировку, оказывается совершенно беспомощной.

Но характер все еще неуравновешенный. У Томы часто меняются настроения: то она очень весела, заразительно смеется и сме­шит других, с увлечением занимается, а то вдруг ничего не хочет делать, скучает, сердится (особенно это относится к первым двум годам обучения, а сейчас более уравновешенна).

Очень любит читать и рассказывать о прочитанном; общается со всеми ребятами. Но если она в начале обучения была близка только с Наталией Ш., то сейчас круг общения расширился. Стало много общих интересов и разговоров с Надей К., Лидой X., Лией В. и др. А дружба ее с Наталией Ш. отошла на задний план.

Не всегда объективна и самокритична. На скуку и одиночество, как в первые годы обучения, не жалуется, занимается с большим удовольствием.

Хорошо занимается трудом в швейной мастерской.

 

Пример самостоятельной записи Томы в дневнике:

 

4 ноября 1969 г.

Про моих занятий в детдоме.

В понедельник в 7 часов я встала, оделась, убирала постель и сделала зарядку. После зарядки я умывалась, переодевалась и по­завтракала в 8 часов. После завтрака я села в биологический класс. На первом и втором уроках я занималась историей, а на третьем и четвертом уроках — по географии, затем на пятом и шестом уроках — по труду. В швейной мастерской я хорошо сшила сарафан на электроножной немецкой машинке. Мне очень больше всего понравилась эта машинка. Вот и я очень люблю труд и люблю шить много платьев на электроножной машинке. После труда я пошла пообедать в столовую. После обеда я с Надей и Лидой немножко погуляла на свежем воздухе. После этого мы ложились спать в 2 часа. Но некоторые девочки спали, а другие только читали книги. В 4 часа я встала, оделась и убирала постель. Я с Наталией Ш. пошла на полдник. После полдника я с Надей снова пошла гулять во двор. Во дворе я играла и шутила с ребятами. После прогулки мы пошли домой на урок в 5 часов. Вечером на первом и втором уроках я читала литературу о Дубровском автора А. С. Пушкина. После вечернего урока мы пошли на ужин. После ужина я дежурила по классу. В классе я вытирала все столы и тумбочки, а Наталия Ш. вытирала все окна и батареи. Юра (вытер все стулья и шкафы, а Тамара Л. поливала цветы водой, подметала пол и следила за порядком в классе. После дежурства в классе я читала книгу «Война и мир» Л. Н. Толстого. Мне очень понравилась эта книга потому, что она

[281]

очень интересная. После чтения книг я с Наталией Ш. пошла умываться, а затем спать,

Во вторник на 1 и 2 уроках по русскому языку, а на 2 и 4 уроках тоже по литературе о Дубровском. На пятом уроке я занима­лась с Линой Федоровной в слуховом кабинете. Из слухового каби­нета я вышла и пошла на труд. Вечером на 1 и 2 уроках по геомет­рии. После ужина я снова читала книгу. В среду на 1 и 2 уроках — по арифметике, на 2 и 4 уроках — по физике и на 5 и 6 уроках — по труду. Вечером на 1 и 2 уроках — по истории. После этого я подежурила с Наталией Ш. в спальне. В спальне я вытирала кровати и тумбочки, а Наталия вытирала окно, стулья и шкаф. Во вторник и пятницу я не могу заниматься с малышами потому, что они заболели и лежат в изоляторе. Во воскресенье утром я читала книгу, а затем разговаривала с ребятами о новостях. Днем мы гуляли на свежем воздухе и играли во дворе. А вечером я занималась загадкой с ребятами.

 

Приведем дневниковую запись Томы, написанную по Брайлю, исправленную ею после замечаний учителя и перепечатанную самостоятельно на обычной плоскопечатной машинке.

 

Вчера мы дежурили в столовой.

В столовой ребята завтракали. После завтрака ребята благодарили своих учителей и ушли в класс. Я с Надей пошла мыть гряз­ную посуду в мойку. Валя относила грязную посуду в мойку. Я мыла посуду рядом с Надей. А Валя вытирала тряпкой стол и подметала веником пол. Надя осторожно укладывала чашки в таз. Надя принесла ложки, вилки и ножи Вале. Валя положила ложки, вилки и ножи на подставку серванта. Она вытирала сухой тряпкой ложки, вилки и ножи и аккуратно положила их в сервант. После мытья посуды мы пошли на урок.

Нина° Васильевна спрашивала нас по природоведению. Мы отве­чали на вопросы хорошо. Кончились занятие. Мы хотели пойти в швейную мастерскую, но она заперта. В ней не было Юлии Ивановны. Она уехала в Москву. На пятом уроке Надя разговаривала со мной о кино. Нина Васильевна позвала нас в столовую. В ней мы обедали. После обеда мы опять мыли посуду. Надя ушла работать в мастерскую. Я не хотела спать, потому что времени было мало. Тогда я стала читать книгу в классе. На улице дождь шел, пасмур­но и холодно. Любовь Ивановна пришла в пальто в класс. В спальне девочки и мальчики встали и пошли на полдник. Любовь Ивановна подошла ко мне и поздоровалась. Я тоже поздоровалась с Любовью Ивановной и пошла на полдник. После этого Любовь Ивановна сказала нам, что на улице плохая погода. Мы не пошли гулять во двор. Я села на диван и рассказывала содержание книги Наталии Ш. Через несколько часов Любовь Ивановна позвала нас на урок, но мы не слушались и долго разговаривали. После разговора мы пошли на урок. Любовь Ивановна спросила у нас:

— Почему вы не хотели пойти на урок?

Мы не хотели пойти на урок, потому что мало отдохнули. Любовь Ивановна давала нам вопросы, по русскому языку. Мы писали в тетрадь ответы. Кончился урок. Мы пошли на ужин. Ужин был

[282]

очень вкусный. Мы любим кушать салат. После ужина мы дежурили и убирали мойку и столовую. После этого дежурства я пошла стирать платье и кофту в баню. У меня была грязная одежда. Я пошла спать. Все девочки ложились спать.

 

Вася У. в детский дом для слепоглухонемых поступил 14 с половиной лет. Диагноз: последствия органического поражения центральной нервной системы после менингоэнцефалита, перенесенного в месячном возрасте; слепота; тугоухость.

Исследование слуховой функции по методу тональной аудиометрии выявило следующую потерю слуха:

Частоты в герцах            Потеря слуха в децибелах

    125—250                                        25

         500                                             30

        1000                                            40

        2000                                            60

        3000                                            80

        4000                                            80

        6000                                            75

        8000                                            65

До поступления в детский дом для слепоглухонемых Вася учился в школе слепых, где он в основном усвоил программу первых двух классов. В школе слепых мальчику было трудно учиться из-за нарушения слуха. Снижение слуха у Васи не постоянное — иногда слух улучшается, иногда ухудшается. Однако громкую речь у уха Вася слышит всегда. Сам он свободно говорит голосом.

В детском доме Вася начал обучаться по программе III класса массовой школы.

Навыками самообслуживания владел хорошо.

В течение полутора месяцев совсем не общался с ре­бятами, так как не знал ни дактильной речи, ни жестов. Общался только через воспитателей.

Через полтора месяца усвоил дактильную речь и начал общаться с детьми.

На пятом году пребывания в детском доме обучается по программе массовой школы. Изучает русский язык за V, литературу, алгебру, географию за VI, химию, зоологию, историю за VII, геометрию и физику за VIII класс.

Из характеристики, составленной педагогом Н. В. Лазаревой.

В поведении Васи произошли значительные изменения: он стал серьезнее относиться к учебе. Несмотря на слабые способности к ус-

[283]

воению изучаемого материала, старается как можно скорей пройти курс обучения.

Интересуется радиотехникой, столярным делом, есть стремление работать в будущем на заводе на сложных станках.

С этим и связан его интерес к физике и математике.

С ребятами он дружен, никого не обижает. Особенно в хороших, товарищеских отношениях с Борей Г., Колей Б., Вовой Л. и Александром С.

Вася поступил к нам с очень низкой грамотностью. За 4 года обучения в детском доме грамотность его поднялась, но все же и сейчас русский язык у него самый отсталый предмет. Он не любил и не любит писать дневник, спонтанный текст. Не умеет анализировать текст. Пересказывая содержание прочитанного, не делает выводов, необходимых для характеристики героев. Нет четкого перехода от одного пункта плана к другому. Соблюдает последовательность в изложении мыслей соответственно составленному плану.

Сайт создан в системе uCoz