НАШ КОЛЛЕКТИВ-ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ

 

     С первых дней жизни "Школы радости"  я стремился внести в коллектив дух

семейной сердечности, задушевности, отзывчивости, взаимного доверия, помощи.

В  сентябре  -  день  рождения  троих  ребят:  Вити,  Вали,  Коли.  Мы  всем

коллективом  отмечали   его:  в  школьной   столовой   пекли  пирог,  дарили

именинникам  рисунки, книги. Я с удивлением узнал, что в  семье Коли никогда

не отмечали дня рождения  ни детей, ни родителей. Это был первый  праздник в

жизни мальчика.  Внимание товарищей  взволновало  ребенка.  В  годы  детства

каждый  человек требует участия, ласки. Если ребенок вырастает в  обстановке

бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте. Школа  не может

в  полной мере заменить семью и особенно мать,  но  если ребенок лишен  дома

ласки,  сердечности,   заботы,   мы,  воспитатели,  должны   быть   особенно

внимательны  к  нему.  У   нашего  маленького   коллектива   появились  свои

материальные ценности, тайны, заботы и огорчения. В шкафу хранились игрушки,

карандаши, тетради. В Уголке мечты  был "продовольственный склад"-мы хранили

там картофель,  крупу, масло, лук,-все  это необходимо было для тех вечеров,

когда за  стеной осенний дождь. Все члены нашей семьи  - маленькие  дети, но

среди них было  не сколько  ребят особенно маленьких - Данько, Тина, Валя. В

дороге, в  лесу все считали своим  долгом  помогать малышам.  Если отдельные

дети оставались дома  по неизвестной причине, то вечером к ним шли товарищи,

узнавали,  не  заболел  ли  кто.  Это   стало  хорошей  традицией.   Чувство

привязанности-основа важнейшей  духовной  потребности,  без  которой  нельзя

представить  коммунистических взаимоотношений  между людьми,- потребности  в

человеке. Я  стремился к  тому,  чтобы источником радости, полно ты чувств и

переживаний для  каждого ребенка было  общение с товарищами,  взаимный обмен

духовными  ценностями. Каждый  дол  жен вносить  в  коллектив  что-то  свое,

творить счастье и радость для  других людей. В процессе работы я  встретился

со многими трудностями в воспитании детского коллектива,  и чтобы преодолеть

их,  советовался,  беседовал  с  опытными  педагогами,  учителями  начальных

классов, тонко чувствующими  душу ребенка, биение пульса коллектива, с В. П.

Новицкой, М. А. Лысак, Е. М.  Жаленко, М.  Н. Верховининой. Время от времени

мы  собирались  по вечерам, когда в школь  ном здании и  на усадьбе умолкали

детские голоса, и делились мыслями  о том,  как  каждый из  нас представляет

себе многогранность  жизни детского коллектива.  Все мы хорошо знаем, что по

знание  человека  начинается  в  семье-  начинается  с того момента,  когда,

убаюкиваемый материнской песнью,  ребенок впервые улыбается маме. Как важно,

чтобы первые мысли о добром, сердечном, самом  прекрасном, что есть в мире,-

о  любви  человека  к человеку-пробуждались  на личном опыте,  чтобы  самыми

дорогими для ребенка стали мать и отец. Но если этого подлинно человеческого

в  семье  не хватает или вовсе нет - в какой мере может дать  это коллектив?

Как открыть перед чутким и впечатлительным  детским сердцем доброту, красоту

человеческой души?  В эти  часы  вечерних бесед, советов, раздумий  у нас по

крупице сложилась  большая,  на  мой  взгляд, педагогическая  идея,  ставшая

убеждением нашего педагогического коллектива:  детский коллектив  лишь тогда

становится  воспитывающей   силой,  когда  он  возвышает  каждого  человека,

утверждает в  каждом  чувство собственного  достоинства, уважения  к  самому

себе.  Ведь  подлинная   материнская  и   отцовская  любовь  своей  духовной

сердцевиной имеют то, чтобы  сын, дочь, почувствовав уважение к самому себе,

переживали стремление  быть хорошими людьми.  У опытных педагогов  я находил

ценнейшие крупицы  творчества, смысл которого сводился к тому, чтобы ребенок

гордился сам  собой, своими поступками,  оберегал свою  честь,  достоинство.

Бережно   собирая   драгоценные   россыпи   педагогического   опыта   лучших

воспитателей нашей  школы, я  стремился  к тому, чтобы желание  быть хорошим

находило  свое  выражение в сердечных, задушевных отношениях  между детьми в

коллективе.   Душевность,  сердечность   коллективистских  отношении   стали

предметом моей постоянной заботы. Многогранность  жизни  детского коллектива

стала  представляться  мне  не   только  как  содружество  единомышленников,

объединяемых едиными целями, общим трудом, но и как взаимная чуткость друг к

другу,  душевная  способность познавать  и умом  и  душой  чужие  радости  и

горести. Как раз в этой сердечности, душевности коллективистских отношений и

заключается благородство стремления быть хорошим: не  на показ, не для того,

чтобы  тебя   хвалили,  а  из  органической  потребности   чувствовать  свое

благородство.  Все  последующие  годы  моей воспитательной  работы  были  по

существу  годами заботы  о  возвышении  человеческого  достоинства  ребенка,

подростка,   юноши,  девушки.   На   этом   строились   и   сейчас  строятся

коллективистские отношения.  Задаче  возвышения  человека я всегда стремился

подчинить жизнь детского  коллектива  как  частицы общества. Этой же  задаче

подчинялось творчество детей, развитие их задатков, способностей, дарований.

Сайт создан в системе uCoz