НАШ КОЛЛЕКТИВ-ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ
С
первых дней жизни "Школы радости"
я стремился внести в коллектив дух
семейной сердечности, задушевности,
отзывчивости, взаимного доверия, помощи.
В
сентябре - день
рождения троих ребят:
Вити, Вали, Коли.
Мы всем
коллективом
отмечали его: в
школьной столовой пекли
пирог, дарили
именинникам
рисунки, книги. Я с удивлением узнал, что в семье Коли никогда
не отмечали дня рождения ни детей, ни родителей. Это был первый праздник в
жизни мальчика. Внимание товарищей
взволновало ребенка. В
годы детства
каждый
человек требует участия, ласки. Если ребенок вырастает в обстановке
бессердечности, он становится равнодушным к
добру и красоте. Школа не может
в
полной мере заменить семью и особенно мать, но если ребенок
лишен дома
ласки,
сердечности, заботы, мы,
воспитатели, должны быть
особенно
внимательны
к нему. У
нашего маленького коллектива появились свои
материальные ценности, тайны, заботы и
огорчения. В шкафу хранились игрушки,
карандаши, тетради. В Уголке мечты был "продовольственный склад"-мы
хранили
там картофель, крупу, масло, лук,-все
это необходимо было для тех вечеров,
когда за
стеной осенний дождь. Все члены нашей семьи - маленькие дети, но
среди них было не сколько ребят особенно
маленьких - Данько, Тина, Валя. В
дороге, в
лесу все считали своим
долгом помогать малышам. Если отдельные
дети оставались дома по неизвестной причине, то вечером к ним шли
товарищи,
узнавали,
не заболел ли
кто. Это стало
хорошей традицией. Чувство
привязанности-основа важнейшей духовной
потребности, без которой
нельзя
представить
коммунистических взаимоотношений
между людьми,- потребности в
человеке. Я
стремился к тому, чтобы источником радости, полно ты чувств и
переживаний для каждого ребенка было
общение с товарищами, взаимный
обмен
духовными
ценностями. Каждый дол жен вносить
в коллектив что-то
свое,
творить счастье и радость для других людей. В процессе работы я встретился
со многими трудностями в воспитании детского
коллектива, и чтобы преодолеть
их,
советовался, беседовал с
опытными педагогами, учителями
начальных
классов, тонко чувствующими душу ребенка, биение пульса коллектива, с В.
П.
Новицкой, М. А. Лысак, Е. М. Жаленко, М.
Н. Верховининой. Время от времени
мы
собирались по вечерам, когда в
школь ном здании и на усадьбе умолкали
детские голоса, и делились мыслями о том,
как каждый из нас представляет
себе многогранность жизни детского коллектива.
Все мы хорошо знаем, что по
знание
человека начинается в
семье- начинается с того момента, когда,
убаюкиваемый материнской песнью, ребенок впервые улыбается маме. Как важно,
чтобы первые мысли о добром, сердечном,
самом прекрасном, что есть в мире,-
о любви человека
к человеку-пробуждались на
личном опыте, чтобы самыми
дорогими для ребенка стали мать и отец. Но
если этого подлинно человеческого
в
семье не хватает или вовсе нет -
в какой мере может дать это коллектив?
Как открыть перед чутким и впечатлительным детским сердцем доброту, красоту
человеческой души? В эти часы вечерних бесед, советов, раздумий у нас по
крупице сложилась большая, на мой
взгляд, педагогическая
идея, ставшая
убеждением нашего педагогического
коллектива: детский коллектив лишь тогда
становится
воспитывающей силой, когда
он возвышает каждого
человека,
утверждает в
каждом чувство собственного достоинства, уважения к
самому
себе.
Ведь подлинная материнская и отцовская любовь
своей духовной
сердцевиной имеют то, чтобы сын, дочь, почувствовав уважение к самому
себе,
переживали стремление быть хорошими людьми. У опытных педагогов я находил
ценнейшие крупицы творчества, смысл которого сводился к тому, чтобы ребенок
гордился сам
собой, своими поступками,
оберегал свою честь, достоинство.
Бережно
собирая драгоценные россыпи
педагогического опыта лучших
воспитателей нашей школы, я стремился к тому, чтобы желание быть хорошим
находило
свое выражение в сердечных,
задушевных отношениях между детьми в
коллективе.
Душевность, сердечность коллективистских отношении стали
предметом моей постоянной заботы.
Многогранность жизни детского коллектива
стала
представляться мне не
только как содружество
единомышленников,
объединяемых едиными целями, общим трудом, но
и как взаимная чуткость друг к
другу,
душевная способность
познавать и умом и
душой чужие радости
и
горести. Как раз в этой сердечности,
душевности коллективистских отношений и
заключается благородство стремления быть
хорошим: не на показ, не для того,
чтобы
тебя хвалили, а
из органической потребности чувствовать свое
благородство. Все последующие годы
моей воспитательной работы были
по
существу
годами заботы о возвышении
человеческого достоинства ребенка,
подростка,
юноши, девушки. На
этом строились и
сейчас строятся
коллективистские отношения. Задаче
возвышения человека я всегда
стремился
подчинить жизнь детского коллектива
как частицы общества. Этой
же задаче
подчинялось творчество детей, развитие их задатков, способностей, дарований.